Статья:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ РАЗНОПОЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Антонова О.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ РАЗНОПОЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 140 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ РАЗНОПОЛЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Антонова Олеся Вячеславовна
студент 5 курса,кафедра дошкольной и коррекционной педагогики, ЕГУ им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец
Бакаева Ольга Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры дошкольной и коррекционной педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина, РФ, г. Елец

Семья и дошкольное учреждение составляют для ребенка основную воспитательную и образовательную микросреду. Они по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный многими поколениями. «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (от 17. 10. 2013 г., № 1155) одним из основных принципов дошкольного образования выделяет «сотрудничество Организации с семьей» [4, с. 3]. Поэтому современное дошкольное образовательное учреждение в тесном сотрудничестве с семьей ребенка должны реализовывать обозначенный принцип. Но, к сожалению, каждый из этих социальных институтов сегодня во многом действуют изолированно друг от друга, не объединяя своих усилий в вопросах воспитания подрастающего поколения, что в значительной степени снижает их педагогические возможности. И это, прежде всего, относится к работе дошкольного учреждения с разными категориями семей, в том числе и неполных.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации проживает более 6 млн. неполных семей. Из них почти 50 % детей воспитывает одна женщина, не вступавшая в брак, в так называемых «материнских» семьях, значительно увеличивается число разводов, которые также приводят к росту численности неполных семей [2]. По России в 2012 году число зарегистрированных разводов вновь оказалось ниже, чем за предшествующий год (на 25,3 тысячи, или на 3,8 %), а в 2013 году — напротив, на 23,1 тысячи, или на 3,6 % больше, чем за предшествующий 2012 год (667,2 против 644,1 тысячи) [5]. По Ельцу Отделом ЗАГС составлено 207 актовых записей о расторжении брака, что на треть больше показателя 2012 г. Не прожив в браке и года, распалось 15 семей, 78 — прожили в зарегистрированном браке от 1 до 3-х лет, ещё 78 — от 3-х до 10 лет, 36 — свыше 10 лет прожили в браке и расстались [3]. Таким образом, каждый третий ребенок воспитывается или только мамой, или папой.

Проблема воспитания детей в неполной семье не является новой. Она неоднократно рассматривалась в философских, социологических, психологический и педагогических исследованиях (А. Адлер, О.Н. Бакаева, Д. Видра, А.И. Захаров, О.Л. Зверева, Ю.П. Литвинене, А.С. Макаренко, З. Матейчек, А.С. Спиваковская, В.А. Сухомлинский, В.Я. Титаренко, Х. Фигдор, С.С. Фролов, В.М. Целуйко и др.), что обусловило ее многоаспектность и многосторонность.

В своих исследованиях В.М. Целуйко выделяет следующие типы неполных семей:

  1. Осиротевшая неполная семья, которая образуется в результате смерти одного из родителей. Несмотря на то, что потеря близкого человека — это, конечно же, страшный удар для всей семьи, но оставшиеся ее члены способны сплотиться и поддержать целостность семейной группы. Родственные связи в таких семьях не разрушаются, а наоборот, сохраняются взаимоотношения членов семьи со всеми родственниками по линии погибшего (умершего) супруга, продолжающие оставаться частью семейного круга.
  2. Неполная разведенная семья, которая приводит к тому, что ребенок получает психологическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода родителей отражаются на многих сторонах психического развития ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха, боязни, ревности, эмоционального выгорания. Поэтому естественным желанием, особенно маленьких детей, становится надежда на воссоединение, восстановление отношений между отцом и матерью. Опираясь на исследования Л. Анзорг, В.М. Целуйко также утверждает, что большинство детей дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей и у них развивается чувство ненависти к ушедшему из семьи родителю, впоследствии переходящее в жажду мести.
  3. Материнская семья (внебрачная или семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. В силу различных обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка «для себя», не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность в материнстве или оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она когда-то любила [6, с. 15].

Согласно исследованию В.С. Торохтий, по количеству детей неполная семья, как и полная, может быть однодетная, малодетная и многодетная. Самое главное для родителей в любом из указанных типов семьей должны стать любовь, уважение, доверие ко всем членам семьи, и, прежде всего, к детям.

В современных дошкольных образовательных учреждениях одной из наиболее острых проблем остается их взаимодействие с неполными распавшимися семьями. Но и другие категории неполных семей не должны оставаться без внимания педагога, в том числе и неполная семья, в которой воспитывается несколько детей. Между участниками взаимодействия необходима активная двусторонняя связь, которая может компенсировать «неполноценность» их существования, улучшить адаптацию детей к социальным условиям. Основными задачами такой работы являются: установление доверительных отношений с обоими родителями; оказание им помощи в виде тактичных и деликатных советов и рекомендаций; создание таких ситуаций, при которых родителям хотелось бы самим обратиться к педагогу за поддержкой; привлечение к воспитанию детей (по мере возможности) обоих родителей. К наиболее эффективным формам сотрудничества детского сада с неполными семьями, воспитывающими разнополых детей дошкольного возраста, следует отнести: посещение педагогом семьи детей, ежедневные беседы с детьми и родителями (прародителями), консультации, клуб (телефон) доверия, психологические тренинги, проблемно-тематические семинары, совместные праздники и развлечения, папки-передвижки, уголки и стенды для родителей и др.

В таблице 1 представим тематику некоторых мероприятий по работе с неполными семьями, воспитывающими разнополых дошкольников, организуемых в МДОУ «Светлячок» села Ламское Становлянского района Липецкой области.

Таблица 1.

Тематика мероприятий

Форма и тема мероприятия

Сроки проведения

Цель проведения

Участники

  1. Тренинговые занятия и упражнения «Мячик», «Мы рады вас видеть», «Мы рады вам, вы рады нам».

Сен-тябрь –октябрь.

Установление доверитель-ных отношений между педагогами и родителями; создание условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения принимать помощь от других.

Педагог-психолог, воспи-татели, роди-тели, дети.

  1. Родительские собрания: «Особенности воспи-тания мальчиков и девочек в семье», «Позиции детей в семье», «Взаимоотношения меж-ду девочками и мальчиками в семье».

Сен-тябрь–март.

Повышение педагогических знаний родителей.

Педагоги, родители.

  1. Совместные раз-влекательные меро-приятия: «Праздник уро-жая», «Новый год», «Рождество», «Наши мамы», «Наши папы», «Масленица», «Мы и наши дети», «День семьи».

Ноябрь–июль.

Привлечение к подготовке и проведению совместных мероприятий родителей; установление доверитель-ных отношений между детьми, педагогами и родителями.

Педагоги, родители и дети.

  1. Совместные спор-тивные соревнования: «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», «Кто быстрее и сильнее?», «Мы - спортивная семья».

Ноябрь - апрель.

Повышение уровня вклю-ченности родителей в ра-боту детского сада; при-влечение родителей и детей к активных формам отдыха.

Педагог, дети, родители, инструк-тор по фи-зической культуре.

  1. Конкурс рисунков «Наши папы (дедушки) — защитники», «Мамам и бабушкам», «Нашим девочкам», «Нашим мальчикам».

Фев-раль-март.

Демонстрация уважи-тельного отношения д / с к семейным ценностям; развитие позитивного отношения родителей и детей к ДОУ.

Педагоги, дети, родители.

  1. Изготовление подарков к праздникам всем членам семьи.

Ок-тябрь-июль

Демонстрация уважи-тельного отношения детского сада к семейным традициям; развитие уважительного отношения ко всем членам семьи.

Педагоги, родители, пра-родители, де-ти.

  1. Круглый стол «Роль бабушек и дедушек в семьях, воспитывающих разнополых детей дошкольного возраста».

Март

Привлечение к воспитанию детей бабушек и дедушек.

Педагоги, родители, прародители, дети.

  1. Фотовыставки «Мы на отдыхе», «Мы и наши дети», «Семья на даче».

Апрель

Установление теплых отно-шений между бабушками и дедушками, родителями и детьми.

Родители, дети, педагоги, прародители.

  1. Дискуссии «Счастливая семья — счастливые дети»; «Счастье детей в наших руках», «Как живут наши дети», «Интересы наших детей».

Ок-тябрь-май

Повышение педагогических знаний родителей и прародителей в вопросах воспитания разнополых детей

Педагог-психолог, воспитатели, роди-тели, пра-родители.

  1. Заседания детского клуб на темы: «В кругу друзей», «Вместе дружнее», «Врозь скучно, а вместе дружно», «Помогаем малышам», «Наши мальчики», «Наши девочки».

Сен-тябрь-июнь

Установление доверии-тельных отношений между детьми в коллективе их сверстников; уважительного отношения к младшим.

Педагоги, дети, родители.

Представим примеры некоторых мероприятий:

  1. Родительское собрание «Игры и игрушки для мальчиков и девочек». Цель: повышение педагогических знаний родителей. Задачи: повысить педагогические знания среди родителей в вопросах выбора игр и игрушек для детей младшего и старшего дошкольного возраста; показать различия в играх и игрушках для мальчиков и девочек разных возрастных этапов. В ходе этого мероприятия были рассмотрены такие вопросы: Какие лучше игрушки покупать для девочек и мальчиков; Игрушки для мальчиков, какие они?; В какие игрушки должны играть девочки? В качестве наглядности для родителей были выставлены машины и куклы, которые соответствуют требованиям к игрушкам для детей дошкольного возраста. Многие родители в ходе проведения родительского собрания проявили высокую активность, так, например, мама Ирины и Михаила задавала следующие вопросы: Можно ли давать в детский сад любимую игрушку ребенка (конструктор)? и Стоит ли покупать девочкам «говорящее» пони? Бабушку Тани и Сергея взволновал такой вопрос: С какого возраста дошкольникам можно разрешать играть в компьютерные игры? Родители получили исчерпывающую информацию на поставленные вопросы. Материалы собрания были оформлены в виде рекомендаций и представлены в уголке для родителей.
  2. Дискуссия «Счастье детей в наших руках». Цель: повышение педагогических знаний родителей в вопросах воспитания разнополых детей дошкольного возраста. Задачи: раскрыть понятие «семейный уют», «семейный уклад», «микроклимат семьи»; показать важность семейного уюта, семейного уклада; выделить составляющие семейного уюта и микроклимата семьи (доверие, любовь, уважение, вера, взаимопомощь и т. д.). Дискуссия предполагала обсуждение 10 заповедей для родителей, выделенные Я. Корчаком. До сведения членов семей заранее были донесены обозначенные заповеди и предложено подумать над их содержанием. В ходе дискуссии отмечалась, что все присутствующие родители проявили достаточную степень активности и готовности к общению.
  3. Совместное спортивное соревнование «А ну-ка, мальчики, а ну-ка, девочки!», цель: организация оздоровительной работы в рамках сотрудничества между ДОУ и родителями, воспитывающими разнополых детей дошкольного возраста. Задачи: приобщать к здоровому образу жизни разных членов семей; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой, доставить радость от выполнения физических упражнений; развивать у детей двигательные качества: быстроту, ловкость, смелость, выносливость, смекалку, ориентировку в пространстве; расширять знания о разных видах спорта, о назначении физкультурного оборудования; воспитывать организованность, чувство коллективизма. Это мероприятие имело огромный успех, как среди взрослых, так и среди детей. Своих малышей пришли поддержать мамы (папы), бабушки и дедушки. Были организованы 2 команды: мальчиков («Бэтманы») и девочек («Дюймовочки»). Особое значение было уделено подбору подвижных игр и физических упражнений с учетом гендерных особенностей детей, при выполнении которых интерес не был снижен ни у мальчиков, ни у девочек. Активными участниками соревнования явились родители детей — сказочные персонажи — Баба Яга и Леший, Кикимора и Кощей Бессмертный. По результатам соревнования победила дружба.
  4. Родительская почта. В уголке для родителей были размещены адреса электронной почты дошкольных работников и предложено задавать вопросы, которые волнуют членов семей их воспитанников. Воспитателям были заданы такие вопросы: К воспитанию мальчиков стоит ли привлекать отца, несмотря на то, что мы развелись? Кого чаще следует поощрять мальчиков или девочек? Как развить эмпатию у девочек и мальчиков? Какие книги читать девочкам и мальчикам? Как объяснить девочке (мальчику) откуда он появился и кто это должен сделать? и т. д. Ни один вопрос не остался без внимания. Родители получили ответы на волнующие их вопросы и при этом анонимность переписки гарантировалась.

Таким образом, в результате многообразия проведенных мероприятий в процессе взаимодействия ДОУ с неполными семьями, воспитывающими разнополых детей дошкольного возраста были установлены теплые и доверительные отношения между субъектами воспитательной деятельности; созданы условия для повышения педагогических знаний родителей (прародителей) по вопросам воспитания девочек и мальчиков и формирования их педагогической рефлексии. Особое внимание дошкольные работники уделили привлечению бабушек и дедушек к воспитанию своих внуков, оказанию, в том числе и материальной, помощи матерям.

 

Список литературы:

  1. Бакаева О.Н. Особенности взаимодействия детского сада с неполными (распавшимися) семьями детей предшкольного возраста [Текст] / О.Н. Бакаева // Вхождение ребенка предшкольного возраста в систему российского образования: позиция ребенка, родителя и педагога: материалылы Всероссийской научно-практической конференции. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. — С. 121—126.
  2. Демократическая ситуация в РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.nado5.ru/e-book/demograficheskaja-situatsija-v-rf-problema-nepolnyh-semej (дата обращения 05.02.2014).
  3. Отдел ЗАГС Елецкого района [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://elets.bezformata.ru/listnews/otdela-zags-eletckogo-rajona/16876505/ (дата обращения 10.03.2014).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013 г., № 1155) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — https://docviwer.yandex.ru (дата обращения 17.12.2013).
  5. Число зарегистрированных браков и разводов [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.demoscope.ru/weekly/2014/0587/barom04.php (дата обращения 10.03.2014).
  6. Целуйко В.М. Неполная семья [Текст] / В.М. Целуйко. — Волгоград: Издательство «Перемена», 2000.