Статья:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРТУРНОГО И ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЖАНРА ФЕНТЕЗИ

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Казикин А.В. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРТУРНОГО И ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЖАНРА ФЕНТЕЗИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРТУРНОГО И ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЖАНРА ФЕНТЕЗИ

Казикин Андрей Владимирович
студент Магнитогорского государственного университета им. Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск
Кожушкова Наталья Валерьевна
научный руководитель, доц. Магнитогорского государственного университета имени Г.И. Носова, РФ, г. Магнитогорск

 

Актуальность проблематики данной статьи обусловлена тем, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта — творческой деятельности. Особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на учащихся начальной школы. Младший школьный возраст считается самым благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала человека. В этом возрасте закладываются основы творческого и образовательного путей развития, формируются нравственные ценности, качества, способности, потребности личности. Именно все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности. Стратегическим направлением активизации обучения должно стать не увеличение объема передаваемой информации, числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности обучения, поиск педагогических средств, направленных на включение учащихся в творческий образовательный процесс на уровне творческой активности.

Как отмечал А. Фергюсон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются»[1] [16], поэтому, для того чтобы эффективно развивать творческие способности необходимо оценивать не только и не столько их базовый уровень, сколько возможные пути их формирования.

Погружение младшего школьника в художественное творчество на уроках литературного чтения обусловлено с психологической точки зрения.

Во-первых, для него по-прежнему естественными и любимыми видами деятельности являются сюжетно-ролевая игра и игра-драматизация, в которых он имеет возможность и опыт быть и автором, и героем, и актером. Продуктивность данного вида игр для развития детского творчества, творческих способностей младшего школьника обоснована в исследованиях Д.Б. Богоявленской [5].

Наиболее полно и естественно творческое развитие детей протекает в том случае, когда «разыгрывание» сюжета не требует заучивания и точного воспроизведения текста роли, а строится по принципу свободной импровизации, в которой заранее оговорены основные сюжетные ходы и характеры, а реплики героев возникают по ходу действия и могут меняться.

Во-вторых, младший школьник в значительной степени остается «первооткрывателем»: ему присуще чувство новизны и удивления в отношении к окружающему миру. Эта «детская свежесть» восприятия роднит ребенка с художником и выступает как еще одна важная предпосылка для творчества.

И, наконец, ребенок младшего школьного возраста очень чувствителен к языку как к литературному материалу: у него развито «чувство языка» — ему небезразлично звучание, ритмичность, смысловые оттенки слова, новые «волшебные», сочиненные слова, представляющие собой особый язык конкретного литературного произведения. Особенно это касается фантазийных жанров, как фольклорных (сказки, небылицы и др.), так и авторских (жанр фэнтези). Существуют критерии оценки творческих способностей и уровня их развития.

Следует отметить, что жанр фэнтези, имеющий древние культурные и литературные корни и в то же время современное звучание и потенциал развития используется для этого не в полной мере.

В начале XX в. и первых десятилетий XXI в., получивший известность у российского читателя в основном в виде переводных изданий, жанр фэнтези стал одним из самых востребованных жанров массовой литературы. Ранее он так же присутствовал в советской литературе, находясь в рамках «фантастики для детей» или «сказочно-фантастической прозы», что объясняется ее связью со сказочным фольклором для детей. Это литературный жанр с высоким потенциалом, но в литературном образовании не находит отклика.

Этот жанр привлекает как писателей, так и читателей, в первую очередь тем, что дает огромную свободу авторской фантазии и позволяет ввести в повествование самые невероятные элементы.

Понятие «фэнтези» рассматривается исследователями (Е.А. Чепур [17], Е.А. Разова [15]) и в широком и в более узком смысле, относя к нему самые различные произведения. Г. Гуревич относит фэнтези к «ненаучной фантастике», в противовес научной [7].

Несомненно одно — фэнтези является отдельным жанром, со своими специфическими жанровыми признаками.

Принято выделять следующие жанровые признаки фэнтези:

  1. наличие несуществующего мира, обладающего свойствами, невозможными в нашей реальности;
  2. присутствие магии и фольклорных персонажей как необходимых элементов;
  3. авантюрный сюжет, как правило, связанный с поиском, странствием, войной и т. п.;
  4. типичное время и антураж действия — средневековье, Древний мир, современность или будущее;
  5. скрытое противопоставление технологии и волшебства в пользу последнего;
  6. на первый план выдвигаются герои, их поступки и переживания, волшебное и сказочное играет вспомогательную, хотя не второстепенную роль;
  7. противостояние добра и зла как основной стержень образования сюжета, роднящий фэнтези со сказкой; отличие заключается в том, что в фэнтези зло и добро равнозначны, а в сказке добро безусловно побеждает; кроме того в фэнтези часто остается вероятность того, что зло может вернуться в измененной или усиленной форме;
  8. наличие потустороннего мира и его проявлений;
  9. полная свобода автора, который может повернуть сюжет самым неожиданным образом, поскольку волшебный мир фэнтези предполагает, что в нем возможно все [4].

Последний признак является одним из наиболее важных и определяющих, что ярко видно при сравнении, например, с научной фантастикой, в которой автор стеснен определенными рамками, описывает вероятное и должен давать невероятному подобие научного объяснения.

Для сравнения Н.В. Помогалова приводит пример двух вариантов разрешения одной ситуации: герой попадает в темницу, откуда бежать весьма сложно, на рассвете его должны казнить. Научная фантастика использует набор средств, позволяющих вызволить героя наиболее правдоподобно, например, с помощью различных технических средств (лазера, взрывного устройства, телепортации). В фэнтези помочь освобождению героя может что угодно и кто угодно: дружелюбное привидение, указывающее путь к бегству; магия самого героя или какой-то магический предмет; вмешательство судьбы самым невероятным образом, магия самого героя и т.п. Все это будет правдоподобным в реальности фэнтези [14].

Зарубежные и отечественные исследования последних десятилетий (Р. Шидфар, Ж. Ле Гофф), воспринимают фэнтези как особый жанр, отделяя его от литературы сновидений, литературы ужасов, литературной сказки, мистики. В качестве одной из самых важных, характерных черт жанра — выделяется обращение к мифологии. Фэнтези вообще свойственна некая мифологичность и в этом смысле она синтезирует в себе сказку и миф. Фэнтези обращается с законами природы как угодно, вплоть до прямого нарушения, причем в фэнтези никакие объяснения этого не нужны, поскольку чудо в ней — это нечто само собой разумеющееся.

В полном смысле слова, история жанра начинается, со средневекового авантюрного романа, с литературной сказки и произведений романтиков.

Т. Чернышева, определяя фэнтези как «игровую фантастику», связывает ее происхождение с традицией сказки и карнавальной перестройки мира: «Новая традиция литературной сказки соединяется с идущей от давних времен традицией карнавальной игровой перестройки мира. Вместе они и формируют то, что мы называем игровой фантастикой» [19, с. 11]. Конечно, сказка еще не является фэнтези в полном смысле слова, хотя в ней имеется сказочный мир, волшебные существа, нечто нереальное, непознаваемое и невозможное в привычной жизни. Но в ней важна именно сказочность, не равная реальному миру, тогда как мир фэнтези должен быть равнозначным реальному и между ними не должно быть субординации.        

Т. Степновска, говоря о происхождении фэнтези, утверждает: «Основным источником возникновения фэнтези как особого вида художественной литературы, где свободная игра воображения способна нарушить любой закон реального мира, ввести любое чудо и волшебство в качестве слагаемого содержания и формы, являются миф и сказка». Сказка превращается в фэнтези тогда, когда она вбирает в себя быт, элементы реальной действительности, приобретает реалистические черты. В этом случает добро и зло уравниваются по силе, в отличие от сказки, и как следствие, возникает несправедливость и появляются случайность и рок как важные действующие силы.

Сказка создает свой, совершенно закрытый мир, в котором совершенно игнорируются законы природы, а фэнтези вводит в реальный мир законы, противоречащие познанию. Это значит, что «магия и не-магия в фэнтези сопротивляются друг другу» [16].

Представляется что особенно после символизма фэнтези ярко появляется в детской литературе. Именно здесь содержится значительный потенциал для включения фэнтези в круг литературного чтения детей, начиная с младшего школьного возраста, с целью стимулирования их творческого потенциала, развития комплекса творческих способностей: воображения, творческого мышления, навыков творческой деятельности.

Ребенок младшего школьного возраста очень чувствителен к языку как к литературному материалу: у него развито «чувство языка» — ему небезразлично звучание, ритмичность, смысловые оттенки слова, новые «волшебные», сочиненные слова, представляющие собой особый язык конкретного литературного произведения. Особенно это касается фантазийных жанров, как фольклорных (сказки, небылицы и др.), так и авторских (жанр фентэзи).

Следовательно, работая с данным жанром на уроках литературного и внеклассного чтения у младших школьников, можно значительно повысить интерес к творческим заданиям и творческой деятельности в целом; расширить круг чтения детей произведениями в жанре фентэзи; помоч выявить оригинальность и уникальность продуктов детского воображения и развить навыки самостоятельного установления причинно-следственных связей происходящих и возможных событий и т. д.

Для выявления особенностей жанра фенетзи использовались следующие методы исследования: обобщение, сравнительный анализ, сопоставительный анализ на основе историко-типологического, историко-генетического, историко-функционального подходов. Для выявления места жанра фентези в лит образовании младших школьников использовался анализ программ и учебников по литературному чтению в начальной школе (сравнение, анализ, статистического подсчет).

Поскольку компоненты творческих способностей — воображение, творческое мышление и творческая деятельность, — предполагают наличие у младших школьников познавательного интереса, самостоятельного поиска новых знаний, оригинальности и нестандартности мыслительных процессов, своеобразного видения и восприятия, то нами были выделены следующие критерии развития творческих способностей:

  • познавательный критерий, выявляющий творческий характер знаний и представлений, понимание содержания творческих заданий;
  • мотивационный критерий, выявляющий наличие интереса к творчеству, личностную значимост творческого результата;
  • деятельностный критерий, выявляющий степень оригинальности и самостоятельности выполнения творческих заданий, активности воображения, яркость образов творческой мыслительной деятельности.

В соответствии с выделенными критериями и их показателями были определены три уровня развития творческих способностей: высокий средний и низкий, на каждом из которых развитие творческих способностей имеет свои характеристики.

Для высокого уровня характерны: инициативность и самостоятельность творческих решений, яркие продукты воображения, наблюдательность, отчетливый познавательный интерес, гибкость и оригинальность мышления, потребность в творческой деятельности, ее высокая личностная значимость.

На среднем уровне развития творческих способностей наблюдается осознанность и самостоятельность творческой деятельности, однако новизна и оригинальность образов и решений недостаточны. Интерес к творческой деятельности эпизодический и не подкреплен личностной значимостью.

Низкий уровень характеризуется определенным набором знаний и умений, но при их использовании учащиеся пассивны. Самостоятельная творческая деятельность отсутствует, выполнение творческих заданий возможно только при постоянной поддержке со стороны педагога. Образы и решения стандартны, не отличаются оригинальностью и репродуктивностью.

Соотношние критериев, уровней и показателей развития творческих способностей представлены в следующей таблице.

Таблица 1.

Соотношние критериев, уровней и показателей развития творческих способностей

Критерии развития

творческих

способностей

Уровни развития творческих способностей

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Познавательный

Достаточный

запас

знаний,

хорошее

речевое развитие

Недостаточный

уровень знаний,

понятий,

представлений;

среднее речевое

развитие

Низкий уровень

знаний,

отрывочные, плохо

усвоенные

понятия, слабо

развитая речь

Мотивационный

Стремление

к творчеству,

наличие

познавательного

интереса,

личностная

зачимость

результатов

творческих

заданий

Недостаточная

активность и

инициативность, выполнение

творческих

заданий

преимущественно

под контролем

учителя,

способность

к проявлению

себя как

творческой

личности

Пассивность,

незаинтереснован-

ность при

выполнении

творческих

заданий,

отсутствие

личностной

значимости

творчества

 

 

Деятельностный

Оригинальность

продуктов

воображения, самостоятельность при инициативность

выполнения

тврческих

заданий

Оригинальность, нешаблонность,

самостоятельность при выполнения

творческих

заданий;

творчесекая

инициатива

эпизодическая,

должна

стимулироваться

педагогом

Не способность

к созданию оригинальных

образов и принятию

настандартных

решений; отказ

от самостоятельного

выполнения

творческих заданий

Для проведения контрольной диагностики, была использована Методику вербальной креативности С. Медника (адаптирована А.Н. Ворониным) и Методику «Вербальная фантазия» (адаптирована С.А. Гречко).

Диагностическая методика С. Медника направлена на выявление и оценку имеющегося у младших школьников творческого потенциала. Мы использовали методику в малых группах.

Учащимся предлагались тройки слов, к которым было необходимо подобрать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов, образуя смысловые связи. Например, для тройки слов «громкая — правда — медленно» ответом может служить слово «говорить» (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Слова можно изменять грамматически и использовать предлоги, не изменяя при этом их морфологического статуса.

Перед детьми была поставлена задача, чтобы ответы были яркими, оригинальными. Желательно дать как можно больше ответов для каждой тройки слов.

При подведении результатов тестирования соспоставлялись ответы детей с имеющимися типичными ответами. Если в списке находился похожий тип, то ответу присваивался индекс оригинальности, указанный в списке. В случае, когда ученик придумывает слово, аналога которому нет в списке, оригинальность ответа оценивается в 1,00.

Индекс уникальности равен количеству всех уникальных ответов, не имеющих аналогов в списке типовых ответов. А индекс продуктивности — отражает общее количество придуманных учеником ответов.

Индекс оригинальности подсчитывается как среднее значение оригинальностей всех ответов, то есть сумма оригинальностей по всем ответам делится на количество ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством «троек слов», так как на некоторые тройки слов испытуемые дают два, три ответа, а на некоторые — совсем не дают ответов. Таким образом, оригинальность ответов оценивается, исходя из всего массива данных и подсчитывается по формуле:

Or = 1-(x-1)/ (Хmax-1),

где:

Or — оригинальность данного типа ответа;


x — количество ответов данного типа;


Хmax — максимальное количество ответов в типе.

Для примера: если у ученика сумма оригинальностей ответов составила 20,75 и всего в его протоколе 25 ответов, то его индекс оригинальности равен 0,83. Количество уникальных ответов — 16.
Результаты такого протокола показывают, что данный ученик находится на среднем уровне по индексу оригинальности, однако, индекс уникальности у него может расцениваться как высокий.

Для оценки творческого потенциала очень большое значение имеет индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новый, творческий продукт может создать испытуемый. Количество ответов показывает прежде всего степень продуктивности и работоспособности и ближе всего к деятельностному критерию развития творческих способностей. Кроме того, этот индекс в значительной мере соотносится с мотивацией достижения в творчестве, то есть чем выше количество ответов, тем выше творческая мотивация.

Используя так называемую «процентильную шкалу», построенную для индекса оригинальности, индекса уникальности и индексу продуктивности, мы определяли место каждого ученика, делали выводы о степени развития у него творческих способностей через вербальную креативность.

После проведения диагностики по данной методике мы обнаружили, что результаты младших школьников КГ и ЭГ примерно равны, и распределились по уровням развития творческих способностей следующим образом:

Таблица 2.

Уровни развития творческих способностей

Уровни

 Классы

 КГ

 ЭГ

И.О.

И.У.

И.П.

И.О.

И.У.

И.П.

Высокий

27,3 %

(6)

27,3 %

(6)

36,4 %

(8)

27,3 %

(6)

22,7 %

(5)

27,3 %

(6)

Средний

36,4 %

(8)

31,8 %

(7)

40,9 %

(9)

36,4 %

(8)

36,4 %

(8)

36,4 %

(8)

Низкий

36,4 %

(8)

40,9 %

(9)

27,3 %

(6)

36,4 %

(8)

40,9 %

(9)

36,4 %

(8)

Ученикам контрольной и экспериментальной групп предлагалось придумать историю-фантазию или сказку о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо другом по выбору ребенка и рассказать его устно в течение 5—7 минут. На придумывание темы или сюжета отводилось до двух минут, а после этого каждый ученик выступал как рассказчик.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивалась по следующим признакам:

  1. скорость процессов воображения;
  2. необычность, оригинальность образов воображения;
  3. богатство фантазии;
  4. глубина и проработанность (детализированность) образов;
  5. впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ оценивался от 0 до 2 баллов:

  • 0 баллов — данный признак в рассказе практически отсутствует;
  • 1 балл — данный признак в рассказе имеется, но выражен сравнительно слабо;
  • 2 балла — соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Скорость процессов воображения.

Если в течение двух минут ученик так и не придумал сюжет рассказа, то педагог сам подсказывает ему какой-либо сюжет, а за скорость воображения ставится 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенного времени, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд, или если в течение двух минут он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов воображения.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается следующим образом:

  • 0 баллов — если ученик просто пересказал то, что когда-то от кого-то слышал или где-то видел;
  • 1 балл — если ученик пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое;
  • 2 балла — если испытуемый придумал что-то особенное, то, что он не мог раньше где-то видеть или слышать.

Богатство фантазии.

Богатство фантазии младшего школьника проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка. Если общее число названного превышает десять, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла. Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл. Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее пяти, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность (детализированность) образов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, на сколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу, играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе:

  • 0 баллов — ученик получает тогда, когда главный герой рассказа изображен приблизительно или схематично;
  • 1 балл — если при описании главного героя наблюдается умеренная детализация;
  • 2 балла — если главный образ рассказа описан достаточно подробно, с множеством разнообразных, интересных, оригинальных характеризующих его деталей.

Впечатлительность, эмоциональность образов.

Впечатлительность или эмоциональность образов воображения оценивается по тому, вызывает ли он интерес и ответные эмоции у слушателей:

  • 0 баллов — образы рассказа малоинтересны, стандартны, не оказывают впечатления на слушателей;
  • 1 балл — образы рассказа вызывают некоторый интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вскоре угасает;
  • 2 балла — учеником используются яркие, весьма интересные образы, внимание слушателей к которым, не угасает, сопровождается яркими эмоциональными реакциями — удивлением, восхищением, страхом и т. п.

Таким образом, максимальное число баллов, которое каждый ученик может получить по этой диагностической методике, равно 10, а минимальное — 0.

Результаты обследования младших школьников контрольного и экспериментального классов представлены в следующей таблице:

Результаты обследования младших школьников контрольного и экспериментального классов представлены в следующей таблице:

Таблица 3.

Результаты обследования младших школьников контрольного и экспериментального классов

Уровни

 Классы

 КГ

 ЭГ

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Высокий

31,8 %

(7)

27,3 %

(6)

31,8 %

(7)

31,8 %

(7)

31,8 %

(7)

27,3 %

(6)

27,3 %

(6)

31,8 %

(7)

31,8 %

(7)

27,3 %

(6)

Средний

36,4 %

(8)

40,9 %

(9)

40,9 %

(9)

36,4 %

(8)

36,4 %

(8)

36,4 %

(8)

36,4 %

(8)

36,4 %

(8)

36,4 %

(8)

36,4 %

(8)

Низкий

31,8 %

(7)

31,8 %

(7)

27,3 %

(6)

31,8 %

(7)

31,8 %

(7)

36,4 %

(8)

36,4 %

(8)

31,8 %

(7)

31,8 %

(7)

36,4 %

(8)

Как видно из представленных выше таблиц, преобладающим уровнем развития творческих способностей у младших школьников является средний уровень — около 40 %; показатели высокого уровня невелики — в среднем чуть более 30 %; более 30 % учащихся имеют низкий уровень по всем выделенным критериям. Обобщение результатов диагностических методик позволило определить средние показатели по каждому из уровней.

Таблица 4.

Средние результаты развития ворческих способностей у младших школьников на констатирующем этапе эксперимент

Класс

Уровни развития творческих способностей

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальный

27,4 %

36,4 %

36,2 %

Контрольный

30,6 %

37,25 %

32,15 %

Как видно из представленных выше таблиц, преобладающим уровнем развития творческих способностей у младших школьников является средний уровень — около 40 %; показатели высокого уровня невелики — в среднем чуть более 30 %; более 30 % учащихся имеют низкий уровень по всем выделенным критериям. Обобщение результатов диагностических методик позволило определить средние показатели по каждому из уровней.

Таблица 5.

Средние результаты развития творческих способностей у младших школьников на контрольном этапе эксперимента

Класс

Уровни развития творческих способностей

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальный

40,3 %

35,6 %

24,1 %

Контрольный

30,6 %

37,25 %

32,15 %

 

 

Таким образом, в экспериментальном классе по окончании формирующего этапа работы наблюдаются следующие изменения:

  • число учащихся с низким уровнем развития творческих способностей уменьшилось на 12,1 %;
  • на 12,9 % возросли показатели высокого уровня развития творческих способностей у младших школьников;
  • показатели среднего уровня на констатирующем и контрольном этапе эксперимента сопоставимы и достаточно стабильны.

 

Список литературы:

  1. Алексеев В. Фэнтези — развитие жанра в России / В. Алексеев, М. Батшев // Книжное дело. — 1997 — № 1(26). — С. 83—86.
  2. Бабаева Ю.Д. Основные подходы к проблеме формирования общей одаренности / Ю.Д. Бабаева // Вопросы психологии. — 1997. — № 3.
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979. — 423 с.
  4. Бережной В. Фэнтези / В. Бережной // Октябрь. — 2001. — № 6. — С. 185—188.
  5. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. — Ростов-на-Дону, 1983. — 274 с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. — М., 1991.
  7. Гуревич Г. Что такое фантастика и как ее понимать? / Г. Гуревич // Литературная учеба. — 1981. — С. 181.
  8. Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения / О.В. Кубасова // Начальная школа. — 1991. — № 9. — С. 14—16.
  9. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности / Н.С. Лейтес // Вопр. психологии. — 1988. — № 4.
  10. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И.Я. Лернер // Педагогика. — 1996. — № 2. — С. 7—11.
  11. Никитина Л.В. Развитие творческих способностей учащихся / А.В. Никитина // Начальная школа. — 2001. — № 10. — С. 34—37.
  12. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы / Л.В. Никитина // Начальная школа — 2001. — № 5. — С. 99—100.
  13. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.dissercat.com/content/podrazhanie-povedeniyu-vzroslogo-kak-mekhanizm-formirovaniya-kreativnosti-u-detei (дата обращения 03.06.2014).
  14. Помогалова Н.В. Фэнтези и социализация личности (социальнофилософский анализ): автореф. дис… канд. филос. наук / Н.В. Помогалова. — Омск, 2006. — 22 с.
  15. Разова Е.Л. Fantasy: возвращение человеческого мира? / Е.Л. Разова // Vita Cogitans: Альманах молодых философов. Выпуск 3. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. — С. 233—243.
  16. Степновска Т. Фэнтези — переодетая Золушка / Т. Степновска // Русская словесность в школах Украины. — 2000. — № 2. — С. 47.
  17. Теплов Б.М. Психология способностей / Б.М. Теплов. — М., 1997. — 204 с.
  18. Чепур E.A. Русская фэнтези: к проблеме типологии характеров / Е.А. Чепур // Проблемы истории, филологии, культуры. — 2008. — № 19. — С. 336—341.
  19. Чернышова Т. Природа фантастики / Т. Чернышова. — М., 1989. — С. 8—12.


[1] Цит. по раб. Ожигановой Г.В. [13]