Статья:

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Халилова Э.Ф. ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Халилова Эльвина Фаридовна
студент 5 курса, кафедра всеобщей и отечественной истории, Елабужский институт КФУ, РФ, г. Елабуга
Веревкин Игорь Александрович
научный руководитель, старший преподаватель кафедры педагогики, Елабужский институт КФУ, РФ, г. Елабуга

 

Изменения, происходящие во всех сферах общества, а так же в нынешнем информационном обществе, устанавливают новые, различные взгляды и методы в современном образовании. Вследствие чего, к системе образования выдвигают важные требования: она должна готовить детей к «свободному плаванию» в стремительно развивающемся обществе, воспитывать патриотизм, силу духа, а так же быть самостоятельной личностью. Для достижения назначенной цели в Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 годы особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики [4].

Для развития познавательной и творческой деятельности школьника в учебном процессе используются современные инновационные технологии, которые повышают качество образования, результативно применить учебное время и понижать часть репродуктивной деятельности учеников за счет сокращения времени. Современные инновационные технологии обращены на индивидуализацию, дистанционность и мобильность образовательного процесса, не смотря на возраст школьников и уровень знаний. В школах представлено большое количество методик инновационных технологий, которые можно применить на уроках в процессе обучения.

Главной задачей инновационной технологии как науки является раскрытие совокупности закономерностей с целью установления и применения на практике наиболее результативных, последовательных образовательных действий, требующих наименьших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения нужного результата.

Вопрос о инновационных технологиях изучали и продолжают изучать огромное количество ученых, психологов и педагогов. Среди них И.П. Подласый, В.Д. Симоненко, В.В. Шапкин, В.И. Андреев, В.А. Сластенин и др. Все они внесли большой вклад в развитие педагогики и психологии на территории России.

Что же такое педагогические инновационные технологии?

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка «обновление, новшество или изменение». Говоря о педагогике, то педагогическая инновация означает внедрения новшества в цели, содержание, задачи, методы и формы обучения и воспитания, организацию общей деятельности учителя и учащегося [3, с. 92].

Суть использования инновационных технологий на уроках в школе, состоит в направлении учебного процесса на вероятные возможности самого человека и их реализацию. Образование должно формировать механизмы инновационной деятельности, показывать креативные творческие способы решения актуальных задач.

В самой сути инновационных процессов в обучении лежат две немаловажные проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема введения инновационных технологий в процессе обучения.

Значит, предмет инновации, содержание и механизмы самих процессов соответственно должны находиться в союзе взаимосвязанных между собой процессов т. е. в результате применения инноваций в обучении должно приносить результаты среди учеников. Все это подчеркивает существенность преподавательской деятельности по изучению, созданию, использованию различных педагогических инноваций. Таким образом, учитель может быть и автором, новатором, исследователем и пользователем инновационных технологий, теорий и методик. Потребность в инновационной педагогической деятельности в нынешних условиях развития общества, культуры и образования обусловливается я рядом обстоятельств.

Во-первых, сейчас происходят социально-экономические изменения в обществе и во всех сферах общества происходят обновления. Образование не исключение. Инновационная деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, и есть обновление образовательной системы в политике [2, с. 22].

Во-вторых, изменение количества уроков, объема информации, физической нагрузки, введения новых предметов, приводит к тому, что требуются новые формы организации технологий обучения. В данном случае повышается роль педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, нужно менять отношение учителей и воспитателей к изучению и применению инновационных технологий. В отличаи от прошлого, где у учителя был не большой выбор педагогических технологий, рекомендуемый им, у современных учителей есть огромная база информации, методик, которые он может использовать в образовательном процессе. В нынешнее время учителя они же и избиратели и исследователи.

Смена информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связана с использованием новых компьютерных и других информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, фотоматериалов, интернета. Это все обеспечивает учителю поисковую деятельность [3, с. 46]. Исходя из вышенаписанного, можно отметить разнообразные инновационные технологии. Такие как, проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа различных ситуаций, метод проектов, сотрудничество в обучении, креативное обучение, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.

На практике можно заметить, что инновационные методы обучения дают возможность качественно и быстрее получить хороший результат. Применение разнообразных инновационных методов, повышает у школьников интерес к самой учебно-познавательной деятельности, повышает мотивацию и в купе решает комплекс воспитательных, обучающих, поставленных задач.

Для проверки эффективности применения инновационных технологий на практике, нами был проведен эксперимент. На примере, применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Нами было проведено экспериментальное исследование среди учеников 9-ых классов.

На констатирующем этапе, для определения общего уровня познавательной деятельности учащихся нами была проведена диагностика Н.Г. Лускановой. Эта диагностика была проведена в двух классах в 9 «б» и 9 «в». В данном эксперименте 9 «б» относится к экспериментальной группе, а 9 «в» класс к контрольной группе. В обоих классах примерное одинаковое количество учащихся. После выявления уровня познавательной деятельности, на следующем этапе исследования в экспериментальной группе нами был проведен эксперимент. Этот эксперимент заключался в том, что на уроках стали применять ИКТ, с целью повышения уровня познавательной деятельности учащихся, т. е. является ли применение инновационных технологий эффективными методами обучения. После проведения эксперимента вновь учащимся было даны познавательные задания для того чтобы сравнить уровни познавательной деятельности учащихся до и после эксперимента. Гипотеза подтвердилась, т. к. результаты после эксперимента оказались выше, то можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ, доказана.

 

Список литературы:

  1. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества. — 2005. — № 3. — С. 79.
  2. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность М.: «Издательство Магистр»,1997. — 456 с.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, — 1998. — 256 с.
  4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 http://old.mon.gov.ru/dok/prav/obr/8311/(дата обращения: 12.02.2014).