Статья:

ПОРТРЕТ ЛИДЕРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Чентырева М.Н. ПОРТРЕТ ЛИДЕРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 23 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОРТРЕТ ЛИДЕРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Чентырева Мария Николаевна
студент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Брянск
Мороз Ирина Анатольевна
научный руководитель, преподаватель Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Брянск

 

Феномен лидерства, как неотъемлемая часть современной жизни, сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Ситуация лидерства возникает практически везде, где имеется группа людей. Лидер оказывает огромное влияние на любые процессы, протекающие в группе: это и самоорганизация, и формирование групповых норм, правил, ценностей, а также поведение своих последователей.

Но кто такой лидер для большинства людей, и что вкладывается в это понятие? Ответ на этот вопрос и является целью данной статьи, в которой проблема лидерства рассматривается в молодежных и студенческих группах, так как молодежь (особенно студенчество) является наиболее активной и прогрессивной частью общества. И эту активность различные лже-лидеры не прочь обуздать для задания нужного вектора развития и действия всех членов группы. С выводами нашей статьи можно соглашаться или нет, но примеры описанных ниже явлений вы легко сможете отыскать в реальной жизни.

В различных словарях даются следующие определения понятию «лидер»:

  1. Лидер (от англ. leader — ведущий) — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [2].
  2. Лидер — самая авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе [1].
  3. Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для группы проблемы и задачи [5].
  4. Лидер — глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе [3].

Во всех определениях есть общие понятия, но не достает слов, несущих весь смысл понятия «лидер», особенно, когда мы говорим о лидере в молодежной среде. Это, прежде всего, то, что лидер должен нести в массы исключительно прогрессивные идеи, направленные на развитие и совершенствование своих последователей, повышение уровня их культуры, переориентацию ценностей на более «здоровые», правильные — здоровый образ жизни, занятие спортом, чтение книг, интеллектуальное и профессиональное саморазвитие, уважение к старшим, мотивация к учебе — всё это особенно важно в наше время. Вот, на наш взгляд, настоящий портрет лидера для современной молодежи.

Человек, который возглавляет группу людей, но своими действиями никак не повышает «качество» своих последователей или даже организует их во имя ложных ценностей, не может называться лидером. Такое жесткое суждение обусловила та ситуация, в которой сейчас находится современная российская молодежь. Кроме того, что демографическая «яма» 90-х годов ощутимо ударила по российскому человеческому «наследию», так это поколение подвергается влиянию всех средств уничтожения нормального, здорового, гармонично развивающегося цивилизованного общества. Такими средствами являются так называемые «легальные наркотики» — алкоголь и табак, не говоря уже о запрещенных наркотических веществах. Истинный лидер должен учитывать все эти факторы, побуждать массы к созиданию и никогда к разрушению (в том числе и самого себя).

Исходя из вышесказанного, возникает вопрос: а нужен ли настоящий лидер современной молодежи? Чаще всего — нет. Большинству лидер не нужен. Ему нужен лже-лидер, который будет играть на примитивных потребностях современной бедной души молодых людей. И это каждый раз доказывает повседневная жизнь. Лидерство в молодежных группах в основном ориентируется на процесс, ведь главная ценность подрастающего поколения — хорошо провести время. Вместо семинаров, научно-познавательных конференций, выставок, музеев, библиотек — увеселительные клубы и места сомнительного развлечения, «тусовки» и общение ради общения.

Во время таких коммуникаций молодые люди получают подтверждение своей значимости среди сверстников, узнают свой статус. Им важна поддержка, потому что зачастую отсутствует собственная система ценностей, которая обычно формируется под воздействием средств массовой информации, Интернета, общения с другими людьми, а также тех, на кого они хотят походить.

Но кто же они — кумиры современной молодежи? Это различного рода певцы, актеры, «герои» шоу-бизнеса, звезды телевидения и прочие «знаменитости», которые часто ведут аморальный образ жизни и просто не могут быть предметом почитания и подражания для нормального человека. Реже кумирами являются спортсмены и это нельзя отнести к положительным факторам.

Пустые души и головы у населения страны всегда были целью государственных управленцев, которые с помощью СМИ устанавливают качество жизни людей без их ведома. Делается это весьма просто:

  1. С помощью СМИ изменяются и формируются приоритеты масс — это удел современных СМИ.
  2. Убедить снизить планку запросов и сделать общество менее требовательным.
  3. Наконец, предоставить людям то, чего они якобы сами теперь желают, подкрепив это специально выращенными общественными «лидерами» [4].

Эти подготовленные «вожди», завоевав еще не окрепшие умы молодых людей, ведут их за собой. Печальный результат подобных экспериментов мы имеем сегодня в лице современной российской молодежи. Поэтому необходимо четко уяснить, кто же такой настоящий лидер, а также уметь отличать его среди множества лже-лидеров.

Человек, претендующий стать лидером в молодежной группе, должен иметь определенные лидерские качества, которые будут выделять его среди других. Наличие или, наоборот, отсутствие необходимых лидерских качеств влияет на то, почему одни члены группы становятся её лидерами, а другие ею не принимаются.

Лидерские качества — это система психологических качеств, умений и способностей взаимодействовать с группой, которая способна обеспечить эффективное выполнение задач и функций лидера.

Какие же отличительные черты присущи молодежному лидеру, и какие цели преследуются при формировании лидерства? Лидер должен быть ценностью и потребностью для других. Основными потребностями современной молодежи являются следующие: в самоутверждении, признании в какой-либо среде, выделении из общей «толпы». Поэтому лидер для молодежи — это яркий, нестандартный, уверенный в себе и своих силах, словах и поступках человек. Но быть ярким человеком вовсе не означает какое-либо внешнее проявление, это слово не следует понимать буквально. Ярким человек должен быть внутри: эмоции, энергия, движение — лидер никогда не бездействует.

Однако этого не достаточно. Чтобы занять лидирующую позицию в среде молодежной группы, необходимо быть «на шаг впереди» всех: нужно иметь большую, чем у других, осведомленность в приоритетных для группы вопросах, обладать большей информацией. Известно, что информация — ресурс, обладая которым человек становится выше других.

Следующая важная черта лидера — это умение быть «не как все», быть оригинальным, умение нестандартно мыслить и интересно выражать свои мысли. Лидер также может проявляться в своих внутренних качествах, например, иметь багаж знаний на порядок выше, чем у других членов группы, в которой главной ценностью являются знания и карьера.

Умение нестандартно, красноречиво выражать свои мысли невозможно без хороших ораторских способностей. Лидер должен своей речью уметь «зажигать» толпу, мотивировать её на совершение целей группы.

Любой лидер должен быть харизматичным. Харизма — особое свойство, с помощью которого человек может оказывать эффективное влияние на других людей. Известные государственные и военные деятели, несомненно, были харизматическими личностями: Сталин, Гитлер, Муссолини, Ленин и другие.

Однако не любой харизматичный человек — лидер. Харизматическим лидером может стать и хороший человек (настоящий лидер), и преступник (лже-лидер). Когда говорят, что у человека есть харизма, то подразумевают, что он способен производить на окружающих сильное впечатление, они поддаются его влиянию и готовы за ним следовать. К таким людям тянутся, им доверяют.

Однако лидерами не рождаются, ими становятся. Это признание, которое надо заслужить. Это тяжелый и кропотливый труд, который под силу не каждому. Настоящий лидер — это созидатель, человек, действующий на благо своих последователей, руководствующийся нравственно здоровыми ценностями.

Ричард Никсон — американский государственный деятель, один их президентов США — справедливо заметил: «Мы богаты товарами, но бедны духом». Так вот задача истинного лидера — делать наши души богаче.

 

Список литературы:

  1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.: Харвест; Минск; 1998. [Электронный ресурс]. — URL: http://vocabulary.ru/dictionary/25 (дата обращения 21.05.2014).
  2. Краткий психологический словарь / Ред. — сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. [Электронный ресурс]. — URL: http://pedagogic.ru/psycholo/index.shtml (дата обращения 21.05.2014).
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.ozhegov.org/ (дата обращения 21.05.2014).
  4. Павловский И.В. Политика национальных интересов России: вектор развития современной России. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Зебра Е, 2008. 448 с.
  5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с [Электронный ресурс]. — URL: http://voluntary.ru/dictionary/568 (дата обращения 21.05.2014).