К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ
Секция: 10. Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ДЛЯ ПОСТУПЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНУЮ СЛУЖБУ
Местное самоуправление не так давно заняло свое место в системе государственного устройства Российской Федерации, но уже на сегодняшний день мы не можем представить себе жизнь без этого института. А местное самоуправление, в свою очередь, во многом опирается на институт муниципальной службы.
Чтобы понять, что такое муниципальная служба, разделим все должности в структуре местного самоуправления на две отдельные группы. К первой будут относиться все выборные должности, например, депутаты представительного органа местного самоуправления, члены органов местного самоуправления, получаемые свои полномочия путем выборов. Ко второй же группе будут относиться те должности, лица, занимающие которые, выполняют свои полномочия в соответствии и на основании заключенного с ними трудового договора. Они носят название должности муниципальной службы, а, следовательно, сама муниципальная служба и есть профессиональная служебная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе, этими гражданами, путём заключения трудового договора.
Исходя из того, что от муниципальной службы напрямую зависит деятельность местного самоуправления, а значит и судьба муниципалитета, то, само собой разумеется, что гражданам, желающим получить должность муниципального служащего необходимо соответствовать определенным критериям. Эти критерии указанны в Федеральном законе от 02.03.2007 № 27 «О муниципальной службе в Российской Федерации» и представляют собой закрытый, точно определенный перечень.
Во многом требования к муниципальным служащим схожи с требованиями, предъявляемыми гражданами, желающими устроится на гражданскую службу. Так, например, в первую очередь, федеральный закон «О муниципальной службе» в статье 16 закрепляет общие качества гражданина, который может занимать должность муниципальной службы. Эти требования заключаются в том, что муниципальным служащим может быть гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, и владеющим государственным языком Российской Федерации. Уже эти критерии дают пищу для размышлений — достаточен ли этот возраст для муниципального служащего? Не стоит ли увеличить его до, скажем, двадцати одного года, когда гражданин сможет получить образование и взглянет на свои обязанности более осмысленно? И, вполне возможно, наличие образования в определенной сфере, касающейся деятельности в органе местного самоуправления, напрямую связанного с осуществляемыми в процессе службы полномочиями также следует внести в критерии отбора муниципальных служащих.
Также данная статья, закрепляя положение о том, что муниципальный служащий не должен соответствовать определенным обстоятельствам, отсылает нас к статье тринадцатой, этого же федерального закона. В ней, как несложно догадаться, перечислены обстоятельства, наличие которых запрещает гражданину быть муниципальным служащим. Всего таких обстоятельств указанно десять, и в рамках данной статьи мы постараемся рассмотреть их все.
Первым из таких обстоятельств является факт вступления в законную силу решения суда, признающего этого гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Нетрудно догадаться, для чего введено данное ограничение — должность муниципального служащего важна для муниципалитета и связана с решением задач местного самоуправления. Недееспособный гражданин справиться с такой задачей просто не сможет.
Вторым, указанным в статье тринадцатой федерального закона обстоятельством, является назначение гражданину наказания, при котором он не сможет выполнять возложенные на него обязанности. Например, одним из таких наказаний может быть лишение свободы. Понятно, что основанием для этого обстоятельства является факт того, что находясь в месте лишения свободы тяжело выполнять должностные функции. Однако возникает вопрос, стоит ли вообще, лицу совершившему преступление, доверять должность, напрямую связанную с реализацией местного самоуправления? Да, преступления бывают разные, и не все они связаны с муниципалитетом, однако данный федеральный закон вообще не затрагивает данного вопроса. На наш взгляд, необходимо выделить ряд статей, осуждение за преступление, предусмотренное которыми, будет являться достаточным фактором для отказа в занятии должности муниципального служащего. В том случае, если объектом совершенного преступления будет являться порядок управления, то есть то, что муниципальный служащий должен соблюдать, нецелесообразно допускать гражданина до подобной службы.
Также не принимают на муниципальную службу тех, кто отказывается проходить процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Грубо говоря, не подписывает подписку о неразглашении. Совершенно ясно, для чего введен этот пункт — работа на муниципальной службе может быть сопряжена с изучением государственных тайн. Однако возникает вопрос — если принятие должности в интересах самого гражданина, с чего бы ему отказываться от подписи определенных документов? Вполне вероятной кажется концепция внесения подобного положения не в список обстоятельств, не позволяющих поступать на муниципальную службу, а в отдельную статью данного федерального закона.
Также федеральным законом «О муниципальной службе» не допускается трудоустройство на муниципальную службу граждан, состоящих в близком родстве с муниципальными служащими, занимающим вышестоящую должность. Данное положение введено для исключения в муниципальной службе так называемого «кумовства», выделения определенных льгот и поблажек для своих родственников как при поступлении на муниципальную службу, так и при прохождении ее. Идея весьма неплохая и было бы неплохо применить ее не только при муниципальной службе, но и в других государственных и общественных институтах.
Поскольку одним из главных условий для муниципального служащего является наличие у него гражданства Российской Федерации или другого государства, с которым заключен международный договор, то прекращение этого гражданства, а также наличие у него гражданства иностранной страны, с которой подобный договор не заключен, также является основанием, при котором лицо не может поступить на муниципальную службу. Подобное условие введено за необходимостью работы именно на свою страну, на свое государство. Да и к ответственности за нарушения, допущенные на муниципальной службе, мы не можем привлечь иностранного гражданина.
И последним в этом списке является факт не прохождения военной службы по призыву в том случае, если на то не было законных оснований. Воинская обязанность — одна из основных обязанностей по отношению к стране. И совершенно верно, что граждан уклоняющихся от военной службы ждет лишение ряда возможностей для реализации. Однако и этот пункт несовершенен. Как известно, при наличии законных оснований для не прохождения военной службы выдается военный билет без записи данных о службе. Однако сейчас, стоит вопрос о том, стоит ли выдавать его. Таким образом, закрепление законных оснований становиться спорным вопросом, который следует решить в ближайшее время.
У многих может возникнуть вопрос — не станут ли подобные условия основанием для лжи о себе, с целью получить должность муниципальной службы. Однако законодатель позаботился и об этом — в пункте восьмом вышеуказанной статьи закреплено, что не может быть муниципальным служащим тот гражданин, который не предоставил о себе требуемые сведения, либо предоставил сведения заведомо ложные. Конечно, помимо отказа в работе подобным соискателям надлежит понести и иные виды ответственности, возможно даже и уголовную.
Итак, рассмотрев критерии отбора граждан на должность муниципальной службы, выделив основные требования выдвигаемые желающим эти должности занять и обстоятельства, не позволяющие сделать это, можно сделать определенные выводы. В первую очередь, приведенные в федеральном законе «О муниципальной службе» критерии отбора граждан на муниципальную службу вызывают много вопросов. Уже на первый взгляд, приходят мысли о том, как можно изменить их в лучшую сторону.
Также весьма спорными являются некоторые обстоятельства, исключающие возможность получения должности муниципального служащего. Некоторые из них следовало бы выделить в отдельные статьи федерального закона, а некоторые пересмотреть или вовсе исключить, поскольку они лишь дублируют указанные вышеназванным федеральным законом требования или являются аксиомами.
Таким образом, по нашему мнению, вопрос о поступлении на муниципальную службу в нашей стране решен не до конца и требует дальнейшего разбирательства.
Список литературы:
- Батычко В.Т. Муниципальное право Конспект лекций — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. — 432 с.
- Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России — М.: Норма, 1999. — 143 с.
- Кузнецов И.А. Государственное и муниципальное право Конспект лекций — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.
- Тихомиров Ю.А. Теория компетенции — М.: Юринформцентр, 2001. — 188 с.
- Ясюнас В. Местное самоуправление: комментарии, разъяснения — М.: ОСЬ, 1997 — 195 с.