Статья:

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Бунова О.Е. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 14 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Бунова Ольга Евгеньевна
магистрант Современной Гуманитарной Академии, РФ, г. Южно-Сахалинск
Шалахин Иван Владимирович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц. Московской академии предпринимательства при Правительстве г. Москвы, РФ, г. Москва

 

В статье на основе общетеоретических утверждений анализируется организация противодействия организованной преступности на региональном уровне.

Организованная преступность — не сумма преступных организаций и не сумма преступлений, совершенных ими. Это качественно новая характеристика такого состояния преступности, когда она встроена в социальную систему, оказывая существенное влияние на другие составляющие (элементы) системы и прежде всего — на экономику и политику [2]. Мы полностью согласны с этим предостережением, тем более что подобный (системный) подход был предложен нами при исследовании соучастия. Из указанного определения организованной преступности следует, что последняя представляет собой преступный бизнес. Цель любого бизнеса — получение прибыли. Разница состоит лишь в том, какими способами и методами эта прибыль получается. Как любой другой бизнес, организованная преступность постоянно стремится к расширению деятельности, выходу на качественно новый уровень, чтобы увеличивать и увеличивать свою прибыль.

Считаем, что необходимо изменить восприятие борьбы с организованной преступностью как традиционно эффективное и быстрое реагирование по конкретному криминальному событию. Задача по контролю над организованной преступной средой может успешно решаться лишь при условии комплексного подхода к оперативному документированию всех субъектов преступной организации с учетом различных факторов.

Указанные обстоятельства, безусловно, в большинстве случаев не только не позволяют выявить и раскрыть все преступления, совершенные данной группой, но и в необходимых случаях предупредить или пресечь преступления.

Представляется, в данной ситуации возникает существенное противоречие между предписаниями уголовно-процессуального закона и интересами оперативных подразделений правоохранительных органов в сфере их борьбы с организованной преступностью.

Количественные и качественные показатели организованной преступности на территории Сахалинской области остаются стабильными из года в год.

Спад по количеству выявленных преступлений одной категории, практически тут же «перекрывается» ростом количества преступлений, с участием членов организованных преступных группировок, другой категории.

Обращает на себя внимание крайне малое количество уголовных дел, возбужденных по ст. 210 УК РФ при стабильно выявляемом количестве иных преступлений с участием членов организованных преступных группировок. Думается, это объясняется тем, что следственные и судебные органы идут «по пути наименьшего сопротивления», то есть, если имеются основания для привлечения к ответственности членов преступных группировок по общеуголовным преступлениям, то к чему напрягаться и проводить следственную работу по выявлению наличия в деяниях признаков преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ.

Следует заметить, что проявления организованной преступности в Сахалинской области традиционно носят общеуголовный и насильственный характер, связаны с совершением разбоев, вымогательств, принуждением к совершению сделок. Поэтому правоохранительными органами области в основном наработана практика уголовного преследования за вооруженные нападения в составе банд. В то же время до 2008 г. в области не было возбуждено ни одного уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 210 УК (организация преступного сообщества (преступной организации)).

Надзор за расследованием уголовных дел о преступлениях, совершенных в составе организованных групп или преступных сообществ (преступных организаций), осуществляется непосредственно управлением по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры области после получения от межрайпрокуроров информации о возбуждении уголовного дела или предъявлении обвинения по указанному признаку.

В последние годы при организационно-методической поддержке прокуратуры области работа в сфере противодействия организованной преступности была активизирована. Так, в 2011 г. правоохранительные органы области выявили 165 преступлений, совершенных в составе организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) (2010 г. — 131, + 26 %). Стали выявляться факты рейдерских захватов предприятий и рынков путем мошенничеств, вымогательств и других преступлений. Как результат, в период 2009—2011 гг. пресечена деятельность трех преступных сообществ (преступных организаций), действия участников и руководителей которых квалифицированы по ст. 210 УК.

Согласно п. 1.1. Приказа Генерального прокурора РФ от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» прокурорам всех звеньев надлежит уделять особое внимание исполнению законов, направленных на борьбу с организованной преступностью. Пункт 1.4 этого же Приказа предписывает осуществление надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, совершенных организованными преступными группами, преступными сообществами (преступными организациями), поручать наиболее квалифицированным прокурорским работникам. При этом необходимо требовать от органов предварительного расследования установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовным делам этой категории.

Прокурор Сахалинской области утвердил план проверок организации надзора за противодействием организованной преступности на второе полугодие 2012 г., в соответствии с которым было проверено несколько районных прокуратур и отделов полиции и выявлены пробелы как в организации работы оперативных подразделений, так и в ведомственном контроле и прокурорском надзоре на районном уровне.

Во-первых, при выездах в район старший прокурор отдела управления, на которого возложен надзор в сфере противодействия организованной преступности, предварительно проводил встречи с главами органов местного самоуправления, сотрудниками органов федеральной безопасности, с журналистами местных средств массовой информации и другими лицами, от которых получал первичную информацию о наличии на территории района преступных групп, их лидерах и участниках, сферах интересов, вплоть до составления схем состава групп, соотношения их влияния.

Так, в одном из районов после таких предварительных встреч было установлено наличие разрозненной информации о сложившейся критической обстановке в криминальной среде в связи с одновременным пребыванием к концу лета 2011 г. на территории района преступных групп, возглавляемых тремя лидерами преступной среды, двое из которых освободились из мест лишения свободы в конце июля 2011 г., а третий, выполняя роль лидера преступной среды в их отсутствие, наработал определенный криминальный авторитет. Сложившаяся обстановка позволила спрогнозировать ухудшение криминогенной обстановки в районе в связи с конкурированием указанных групп.

Второй момент связан с достоверностью статистических сведений по указанному направлению.

В чем же сложность? Необходимо отметить, что лишь в последние 10 лет в уголовной статистике выделяются сведения о преступлениях, совершаемых организованными преступными сообществами и группами. Это связано с отсутствием четких критериев понятия «организованной преступности». Также все преступления, совершаемые преступными организациями, отличаются высокой латентностью, и регистрация их очень неполно отражает реальность.

По данным МВД России, наличие ОГ и ПС отмечается практически во всех субъектах Российской Федерации. В органах внутренних дел на оперативном контроле состоит более 430 ОПФ, в их состав входит свыше 10 тыс. участников, в том числе 723 лидера. По всей стране ими контролируется более 3 тыс. объектов экономики. 134 ОПФ обладают межрегиональными, 12 международными связями.

Согласно статистическим данным ГИАЦ МВД России, в 2013 году количество предварительно расследованных преступлений, совершенных организованной группой или преступным сообществом составило в целом по России 12640, по Дальневосточному Федеральному округу — 407. При этом показатель Сахалинской области — 50 (удельный вес от расследованных — 90,9 % , при этом средний показатель по стране составил 77,5 %). Количество зарегистрированных преступлений по статье 210 УК РФ, выявленных в 2013 году, составило 168 в целом по стране, из них в Дальневосточном Федеральном округе — 14, а в Сахалинской области ни одного.

По итогам года результаты работы правоохранительных органов и прокуроров в сфере противодействия организованной преступности проанализированы прокуратурой области, составлен план проверок районных прокуратур и отделов полиции на первое полугодие 2013 г., соответствующие требования дополнительно доведены до сведения межрайпрокуроров в рамках итоговой коллегии прокуратуры области. Таким образом, в Сахалинской области продолжается формирование системного и последовательного надзора в указанном направлении.

В заключении хотелось отметить, что основой государственной стратегии противодействия организованной преступности должно быть устранение преимуществ криминальных групп и развитие преимуществ государства. При отсутствии четкой стратегии и конкретной программы, рассчитанной на длительный период противостояния преступности, шансов не только на победу, но и на установление определенных паритетов нет. При проведении кратковременных «ярких» кампаний по ликвидации организованной преступности вероятность положительных результатов близка к нулю. Напротив, при правильной организации стратегического противостояния успех возможен. Это убедительно продемонстрировал как отечественный, так и зарубежный опыт.

Необходимо констатировать, что в ходе проведения государственной политики по профилактике и предупреждению организованной преступности важно соблюдать ряд требований, а именно: следует ограничить благоприятствующее воздействие экономико-социальных факторов на расширение организованной преступности; вести работу по совершенствованию законодательной базы; осуществлять борьбу с экономической преступностью и коррупцией на основе закона; противодействие организованной преступности должно быть составной частью последовательной концепции строительства нового суверенного государства.

 

Список литературы:

  1. Состояние преступности в январе-декабре 2013 года // Официальный сайт МВД России. Раздел «Пресс-центр». Подраздел «Статистика».
  2. Охлопков С.А., Губин С.А. Прокурорская проверка как способ противодействия организованной преступности // Законность. 2013. № 2. С. 3.