Статья:

ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ, НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ КАК ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Карпов Д.С. ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ, НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ КАК ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ, НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ КАК ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

Карпов Дмитрий Сергеевич
студент Волгоградского государственного университета, РФ, г. Волгоград
Заболева Мария Владимировна
научный руководитель, ассистент Волгоградского государственного университета, РФ, г. Волгоград

 

В современную эпоху глобализации права существенно меняется взгляд на соотношение международной и национальных правовых систем. В течение последних двадцати лет с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. возросло значение взаимодействия российского муниципального права и международного права. Муниципальное право регулирует различные сферы общественных отношений, имеет большое количество источников, которые находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и образуют сложную динамичную непротиворечивую систему. В нее входят: Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, нормативные договоры (международные и внутрифедеральные), правовые обычаи и др. Однако вопрос о статусе международных правовых актов, как источников российского муниципального права и их месте в системе источников права сегодня остается дискуссионным.

Рассмотрение данного вопроса связано с содержанием понятия «источник права» и подходами к классификации источников права.

Представляет интерес точка зрения Вопленко Н.Н., понимающего в общей теории права под источниками права «официально принятые в данном государстве способы и формы возведения в закон государственной воли, рассчитанной на неоднократное применение» [2].

По мнению Кутафина О.Е. «источники муниципального права — это исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права» [7].

Коллектив авторов, под руководством Авакьян С.А. отмечают, что «муниципально-правовые нормы возникают по воле государства и воплощаются в нормативных правовых актах, принимаемых органами государственной власти; кроме того, такие нормы появляются, с общего дозволения государства, по воле населения муниципального образования, органов местного самоуправления» [3].

Шугрина Е.С. указывает на то, что «комплексный характер муниципального права предопределяет тесную взаимосвязь и даже совпадение источников муниципального права с источниками многих отраслей как публичного, так и частного права» [11].

В российской юридической науке выделяют множество подходов к классификации источников данной отрасли. Детализированную классификацию всех источников права по ряду признаков (юридической силе, сфере действия во времени, пространстве, по кругу субъектов и др.) дает Вопленко Н.Н., выделяя: легальные, юридические (формальные) и социальные; установленные и санкционированные государством; основные и вспомогательные; традиционные и нетрадиционные.

Заслуживает внимания подход, представленный коллективом авторов Петровым К.В., Сапун В.А., Смирновой М.Г. Они, обосновывают и развивают обозначенное Вопленко Н.Н. деление всех источников права на традиционные и нетрадиционные, и пишут о том, что формирующиеся новые источники российского права в тех или иных чертах отклоняются от признаков типичности. К нетипичным их проявлениям отно­сятся: нехарактерность для национально-правовой системы; отсутствие четких правотворческих процедур их формирования; неофициальность выраженных в них юридических норм; нали­чие в них индивидуальных норм. В первую очередь к нетипичным источникам права относятся общепризнанные принципы и нормы международного права, выражен­ные в официальных международно-правовых документах. Посредством им­плементации в российскую правовую систему они приобретают характер ис­точников права и считаются составной частью российской правовой системы [8].

Вопрос о формулировке «общепризнанные принципы и нормы международного права» является дискуссионным, поскольку в мире не существует общепринятого определения этих принципов и норм, что сегодня представляется очевидным при разнополярном отношении Российской Федерации, США и стран Европейского Союза к последним событиям в Украине и при обретении нового статуса Крыма. Под общепризнанными нормами в международной практике обычно понимаются нормы, которые признаны достаточно представительным большинством государств. Форма их существования — международный обычай и международный договор. Принципы носят универсальный характер, поскольку составляют фундамент мирового правопорядка.

Особое внимание уделяется международно-правовым аспектам самой Конституции РФ. Ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что международные договоры РФ должны толковаться и применяться в соответствии с целями и принципами международного права, а не с позиции ориентиров национального права [6].

В муниципальном праве России международные договоры занимают особое место в иерархии источников этой отрасти права, поэтому вышеназванная норма Конституции Российской Федерации нашла отражение в ст. 4 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления». Данный закон, представляя правовую основу местного самоуправления, называет все возможные источники муниципального права и ставит на первое место международные источники в приоритет национальным правовым актам [9].

Детальный порядок заключения и исполнения международных договоров РФ с целью надлежащего обеспечения национальных интересов, осуществления целей, задач и принципов внешней политики России, закрепленных в Конституции РФ, регламентируется Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» [10]. В России международные договоры не вступают в силу автоматически после подписания. В соответствии с законом они подлежат ратификации (утверждению) путем принятия федерального закона. Поэтому можно утверждать, что сам по себе международный договор не является источником российского муниципального права, поскольку необходим правоприменительный тандем «международный договор — федеральный закон». Таким образом, международные договоры РФ по сущности можно отнести к нормативным правовым актам, а не рассматривать их, как нетипичные источники российского права.

Международные договоры РФ могут рассматриваться в качестве источника муниципального права при условии: содержания в нем правовых норм местного самоуправления; согласия на обязательность международного договора для Российской Федерации; ратификации этого международного договора федеральным законом РФ; официального его опубликования. Невыполнение представленных условий ограничивает отнесение актов международно-правового уровня в сфере организации местного самоуправления к источникам муниципального права. Такие международные акты целесообразно использовать для проведения сравнительных исследований с отечественными актами в целях выявления общих черт или отличий между ними и совершенствования российской правовой системы местного самоуправления.

В настоящее время РФ заключены, ратифицированы и действуют множество международных договоров, которые в той или иной степени могут рассматриваться как источники отечественного муниципального права.

Основным документом международного уровня в рамках муниципального права является Европейская хартия местного самоуправления (с момента вступления Российской Федерации в 1996 г. в Совет Европы). В хартии представлены общепризнанные принципы муниципального права, которые предполагают признание местного самоуправления в законодательстве страны [5].

Среди международных договоров, имеющих важное значение для муниципального права России и затрагивающих отдельные принципы организации местного самоуправления, в силу признания их Конституцией Российской Федерации частью российской правовой системы, можно назвать Всеобщую декларацию прав человека (ст. 21 закрепляет право каждого человека принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей [3]); акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Российская Федерация (декларация «О принципах местного самоуправления в государствах участниках Содружества» [4] признает право граждан на самостоятельное решение локальных задач через институты местного самоуправления); акты других объединений части государств СНГ и Российской Федерации в рамках муниципального права.

Участие России в глобальных процессах интеграции в мировое сообщество свидетельствует о возрастающей роли международного права во внутренних делах государства. Назрела необходимость незамедлительного приведения положений российского муниципального права в соответствие c нормами международного права. Включение международных нормативно-правовых актов в систему источников муниципального права России изменяет ее содержание. Поэтому целесообразно дальнейшее совершенствование системы источников российского муниципального права и рассмотрение этой системы не изолированно, а во взаимодействии с международно-правовой системой.

 

Список литературы:

  1. Авакьян С.А. Муниципальное право России: учебник / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л. Пешин, В.А. Сивицкий, Н.С. Тимофеев. — М.: Проспект, 2009. — 369 с.
  2. Вопленко Н.Н. Источники и формы права: учебное пособие / Н.Н. Вопленко. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 102 с.
  3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/2540800/#ixzz305pb1rra (дата обращения 25.04.2014).
  4. Декларация о принципах местного самоуправления в государствах — участниках содружества (Содружество Независимых Государств 29 октября 1994 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.businessuchet.ru/pravo/DocumShow_DocumID_44471.html (дата обращения 25.04.2014).
  5. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/2540485/#ixzz3063bU9gL (дата обращения 25.04.2014).
  6. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12.12.1993 г. // Официальное издание Администрации Президента Российской Федерации. — М.: Проспект, 2013.
  7. Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. — М.: Проспект, 2009. —672 с.
  8. Петров К.В. Нетипичные источники российского права / К.В. Петров, В.А. Сапун, М.Г. Смирнова // Российский юридический журнал. — Екатеринбург: Изд-во УрГЮА — 2009. — № 1 (64). — С. 7—16.
  9. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/186367/#ixzz30609uiDr (дата обращения 25.04.2014).
  10. Федеральный закон «О международных договорах РФ» от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139785 (дата обращения 25.04.2014).
  11. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации : учеб. — 2-е изд.,перераб. и доп. / Е.С. Шугрина. — М.: Проспект, 2007. — 672 с.