Статья:

ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА:ПОНЯТИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Палеева И.В. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА:ПОНЯТИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 72 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА:ПОНЯТИЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Палеева Ирина Владимировна
магистрант НАЧОУ ВПО СГА, РФ, г. Москва
Клещина Елена Николаевна
научный руководитель, д-р юрид. наук, доц. НАЧОУ ВПО СГА, РФ, г. Москва

 

Личность преступника является элементом криминологического изучения.

Важность изучения персоны преступника складывается в том, что «правонарушение, будучи операцией намеренной волевой человеческой деятельности, в значительной мере обуславливается сущностью и характерными чертами личности, выбирающего подобную форму деяния. Индивидуальность — основание и главное элемент только лишь приспособления преступного деяния. Представление личности преступника, умение выявить основные характеризующие ее особенности и качества, представлены незаменимым обстоятельством организации и выполнения предупреждения правонарушений» [5].

Криминологическое исследование личности преступника осуществляется с целью выявления и оценки данных ее качеств и черт, которые порождают противозаконное поведение. Более того, это является центральной проблемой криминологии, потому как оригинальность представляется основной, субъективной причиной преступных действий.

Изучение личности преступника подчинено выявлению закономерностей преступного поведения, преступности как массового явления, их детерминации, причинности и разработке научно обоснованных рекомендаций по борьбе с преступностью. Личность преступника изучается и теорией оперативно-розыскной деятельности. При этом следует отметить, что теорию ОРД личность преступника интересует с нескольких позиций. Во-первых, криминальная личность может выступать как объект комплексного изучения с точки зрения совершения преступления. Во-вторых, личность преступника изучается для установления ее типичных признаков, пригодных для использования в целях выявления и раскрытия замаскированных преступлений. В-третьих, личность преступника может изучаться и в целях предупреждения, пресечения преступлений, но не с позиции криминологии в целях предупреждения преступлений, а пресечения преступлений оперативно-розыскными средствами и методами. Таким образом, ряд вопросов и обстоятельств, характеризующих личность преступника, играют важную роль. Без учета личности нельзя разработать научно обоснованную методику и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые в наибольшей степени способствуют успешности раскрытия преступления.

Необходимо принимать во внимание, что даже в такой специфической области, в равной мере как правонарушение, человек функционирует в качестве общественного существа. Он является носителем различных конфигураций общественной психологии, индивидуально – психических свойств, а помимо этого легитимных, нравственных, моральных, и прочих взглядов и ценностей. Таким образом, «личность человека раскрывается через общественную сущность, а также сложный комплекс описывающих его особенностей, качеств, взаимосвязей, взаимоотношений в содействии с персональными отличительными чертами и житейскими условиями, покоящимися в основе поведения. В свою очередь, разум и вид данного лица реагируют на внешние условия и динамично обусловливают его действия в определенной ситуации».

Личность как целостное образование представляет собой социальное качество человека. Оно не приобретается с момента рождения, а формируется в процессе общественных отношений, т. е. является продуктом социализации человека. Таким образом, «человек» — понятие общее, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность. Под личностью же преступника подразумевается лицо, совершившее преступление, в котором выразилась его противообщественная направленность, отражающая совокупность негативных социально значимых свойств нервной системы человека, резвившихся в ходе разнообразных и систематичных взаимодействий с людьми.

В определении личности в качестве существенной характеристики рассматривается комплекс неблагоприятных черт и качеств.

Эта совокупность особенностей, их содержимое, отношение позитивных и негативных компонентов предоставляют более абсолютное понятие о тех, кто именно совершает правонарушение, а кроме того дается оценка, равно как непосредственно поступка, так и лица его свершившего.

В целом личность преступника можно охарактеризовать как определенную модель, общественный и психический образ, располагающий особыми чертами. «Преступникам присущи противообщественные убеждения, негативное расположение к высоконравственным ценностям и подбор противозаконного, социально небезопасного пути с целью ублажения собственных потребностей. К тому же всегда это характерно персонам, совершившим предумышленные правонарушения, так и для того, кто именно переступил закон по неосторожности».

Познание личности преступника неосуществимо без исследования ее структуры.

Криминолог В.Д. Малков в структуре личности преступника акцентирует биофизиологические, общественно-демографические и общественно-ролевые, морально-психические, уголовно-законные и криминологические элементы.

К биофизиологическим признакам принадлежат положение самочувствия, в особенности физиологической конституции, естественные качества нервной системы.

Социально-демографическая подструктура включают такие особенности как годы, пол, образование, социальное положение, государственную и общественную принадлежность, семейное положение, степень материальной обеспеченности. Годы — в данном случае «качественно определенный период развития личности, с присущими ему особенностями восприятия человеком окружающего мира». С возрастом меняются общественные функции человека, привычки, характер, способы реагирования на остроконфликтные и непростые условия. Неблагоприятные семейные взаимоотношения и нелегкое материальное положение часто несут в себе преступную нагрузку и при стечении установленных обстоятельств содействуют совершению правонарушений. «Образование представляется значимой общественной чертой преступника. Оно благотворно влияет на развитие личности, развитие ее мировоззренческих и нравственных установок. Безусловно, нет прямой зависимости между степенью образования и формой поведения. Тем не менее степень образования проявляет воздействие на правосознание и на способность выбора того либо другого вида поведения». Так, например, низкий уровень образования имеет возможность затруднить выбор человеком приемлемых вариантов действия в непростой жизненной ситуации.

Морально-психологические характеристики подразумевают взгляды, актуальные стремления, ценностные ориентации, расположение к общепризнанным меркам этики.

Важнейшим признаком, описывающим моральный образ личности преступника, представляется его отношение к антиценностям.

Уголовно-правовой элемент необходимо расценивать как более значительный в понимании личности преступника. Именно уголовно- правовая оценка отображает уровень деформации личности, ее особенные качества, дает возможность установить более значительные особенности правонарушителей. «К их числу принадлежат: характер абсолютного правонарушения, роль при совершении правонарушения, данные о прошлой криминальной деятельности, направленность и мотивация преступных действий, длительность и интенсивность преступной деятельности, степень подготовленности к преступлению, отношения к преступным последствиям, наличие судимости». Данные о судимости могут охарактеризовать устойчивость антиобщественной направленности поведения, мнений, умений, привычек, проявляющихся наиболее активно в повторном совершении правонарушения [1; 4].

В целом описывая индивидуальность преступника, необходимо отметить, что она никак не отличается от личности наличием либо неимением каких-либо компонентов в своей структуре. Отличие существует в содержании этих самых компонентов у преступников и не преступников. Взгляды, круг интересов, потребности и привязанности преступников базируются в противообщественной ориентированности, что выступает общей причиной совершения определенных правонарушений.

При проведении этого изучения разумно обратить внимание на процесс развития преступников. Согласно взгляду криминологов «преступники несколько по-другому видят окружающий мир». «Их основной чертой становится непрерывное желание к самоутверждению, к самоприятию, защите себя, собственного Я, отстаиванию своего места в жизни». Самоутверждение нередко совершается за счет сокращения статуса другого человека, его оскорбления и в том числе и уничтожения. Собственно подобные люди очень расположены к совершению преступлений. Им свойственна внутренняя несвобода, неосновательная беспокойность. Данные характерные черты появляются вследствие негативного развития личности, начиная с младенческих лет. Процедура социализации начинается с раннего возраста.

В ходе развития личности в сознании человека вырабатывается реакция, в силу которой он непроизвольно уходит от социально неодобряемого действия.

В раннем возрасте — это одобрение или не одобрение отца с матерью. Позже — преподавателей, школьных друзей, других референтных групп. Устоявшаяся привычка — избегать неправильного поведения предостерегает стремление избрать криминальный способ достижения цели.

В случаях, когда процесс ранней социализации деформирован, отсутствует положительное влияние, появляется опасность развития криминогенного запала. Вследствие этого семейное воспитание представляет первостепенную роль в развитии личности преступника.

Исследуя семью, как фактор развития личности преступника криминологи обращают внимание на психическое влияние, оказываемое старшими на детей, а также членами семьи друг на друга. Хлопоты, любовь, безопасность нужны ребенку. Никакой материальный достаток не способен заменить психологическую связь с родителями. «Родители, обеспечивающие малыша отдельной комнатой, множеством игрушек, оплачивающие его занятия в секциях, кружках и тем ограничивающие собственное воспитательское влияние, создают неисправимую ошибку». Нередки эпизоды, когда дети из таких по внешнему виду благоприятных семей свершают кражи, разбои и другие, которые невозможно объяснить корыстью. В этих ситуациях вопрос состоит в том, что ребенок, выросший в обстановке психологического дефицита, устремляется компенсировать его, ищет признание у групп ровесников, которые характеризуются не наилучшим образом. С целью самоутверждения в этой группе такой ребенок и совершает преступления.

Маргинальные семьи, где родители пьянствуют, употребляют наркотические средства, совершают аморальные, антиобщественные поступки способствуют неблагоприятному формированию личности.

Криминологическая типология позволяет выделить из всего многообразия преступных проявлений и лиц, совершающих преступления, наиболее характерные типы и образы их действий. Эта типология должна давать представление о степени развития криминогенных свойств личности, их стойкости или возможности изменения в положительную сторону.

В отечественной криминологии на основании мотивов совершения преступлений выделяют: корыстных, престижных, игровых, насильственных, сексуальных преступников [2].

На преступное поведение лица влияют обстоятельства, которые он воспринимает как угрозу для себя. Страх и тревога у криминогенной личности выражены сильнее, чем у обычного человека. Поэтому пытаясь защититься порой от мнимых угроз лицо совершает преступление. Высокий уровень тревоги вызван отчуждением, недостатком внимания и заботы, отсутствием единения с другими людьми. Именно социальная среда влияет на формирование личности преступника.

 

Список литературы:

  1. Малков В.Д. Криминология: учебник для вузов / С.И. Курганов. — М.: Изд-во Юстицинформ, 2011. — 544 с.
  2. Познышев С.В. Криминальная психология. Преступные типы. О психологическом исследовании личности как субъекта поведения вообще и об изучении личности преступника в частности / С.В. Познышев // Юридическая психология. — 2008. — № 2.
  3. Родимушкина О.В. К вопросу о личности преступника — девианта, совершающего корыстно-насильственные преступления / О.В. Родимушкина // Российский следователь. — 2009. — № 17. — С. 32—34.
  4. Шиханцов Г.Г. Криминология: учебное пособие / Г.Г. Шиханцов. — М., 2001. — С. 131.
  5. Шиян В.И. Особенности личности преступника в Чеченской Республике / М.В. Гончарова, В.И. Шиян // Российский следователь. — 2009. — № 9.