САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ
Секция: 7. Психология
XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ
Информационные технологии в наши дни стремительно внедряются в жизнедеятельность отдельного индивида и всего общества, и становится невозможным игнорировать их очевидную социальную значимость. В нашем исследовании мы обратились к своеобразной форме виртуализации коммуникации между индивидами. Данной формой является социальная сеть, в рамках которой развивается феномен самопрезентирования личности пользователя.
Данный феномен требует детального рассмотрения, так как популярность социальных сетей в социуме растет. По данным исследования, проведенного РосКомНадзором, социальной сетью «ВКонтакте» пользуется 90 % опрашиваемых подростков. Также специалисты выяснили, что социальная сеть «ВКонтакте» популярна среди детей в возрасте до шести лет — таковых пользователей насчитывается 7 % [2].
Самопрезентация личности в социальных сетях — это проявление одного из самопроцессов, в ходе которого происходит целенаправленное или стихийное, сознательное или неосознанное предъявление личностью себя, а результатом является сформированное впечатление у собеседника по Интернет-общению. Таким образом, становится актуальным выяснение широты возможностей самопрезентации, которые предоставляют социальные сети. А также изучение вариативности самопрезентации в рамках социальных сетей, которая может коррелировать с такими аспектами самосознания, как «Я — Идеальное» и «Я — Реальное».
Под основными каналами самопрезентирования в рамках социальной страницы мы считаем (рисунок 1):
1. Аватар, визуальное выражение образа пользователя, является особым компонентом виртуального образа пользователя. Можно выделить две крупные группы аватаров: фотографии из личного архива пользователя, фотографии или картинки, не имеющие прямого отношения к пользователю. Мы полагаем, что выбор аватара из второй группы может говорить о всевозможных негативных сторонах развития личности.
2. Никнейм — индивидуальное имя пользователя в социальной сети. Может отражать как реальное, так и модифицированное имя пользователя. Но следует отметить, что псевдоним как часть образа в Сети вскоре потеряет свою значимость. Все чаще пользователи подписывают свою страницу в социальной сети настоящим именем и фамилией. Итак, можно говорить о графе «Имя и Фамилия», нежели о никнейме так таковом. Однако существуют активные страницы, на которых кроме никнейма ничего не предъявлено. Здесь можно говорить о широкой вариативности самопрезентации пользователя, об игре идентичностями.
3. Индикатор текущего состояния (статус). Статусы также заменяются «постами» и «репостами» на «стене» страницы пользователя. Что касается данной формы активности в социальной сети, то важно подчеркнуть то, что предметом «перерепоста» часто являются социально значимые темы (розыск пропавших людей, сбор пожертвований на лечение детей). И важно отметить, что все чаще «посты» наполнены информацией о событиях из личной жизни пользователей. О событиях, которые не описываются в непосредственном общении, но имеют место в социальной сети. Исследователи отмечают, что это говорит о возрастающем мотиве публичности у пользователей Сети.
4. Размещение фото- и видеоматериалов, имеющих или не имеющих отношение к пользователю. Частота обновления и особенности содержания фотографий могут говорить о мотивах и чертах личности. Например, те пользователи, кто ищет романтических знакомств, то есть знакомств, которые, возможно, будут реализованы в реальной жизни, стараются размещать фотографии, на которых они с друзьями, знакомыми, где они являются участниками крупных мероприятий. Вероятно, это своего рода объявление себя как человека публичного, контактного, окруженного другими людьми и испытывающего потребность в позитивном внимании со стороны других. Отмечая в данном компоненте самопрезентации аспект публичности, Н.С. Козлова и И.Р. Сушков пишут: «Доминирующая тенденция к публичности в Интернете у соответствующей части пользователей, подтверждается тем, что 45,95 % выкладывают фотографии своего образа, сделанные специально для Интернета (не считая того, что практически все, выкладываемые ими снимки, связанны именно с собственным «Я»). Если на данный момент люди специально организуют фотосессии (что означает и финансовые затраты, и специальную подготовку), для обнародования в виртуальном мире то, это значит, что именно публичность стала для них неотъемлемой и очень значимой частью жизни. Это подтверждается и частотой обновления виртуальных фотоальбомов» [2]. Через данный канал самопрезентации возможно размещение продуктов собственного творчества. Существует определенная категория пользователей, для которых социальные сети — вариант для самореализации своих творческих способностей. Довольно выгодно заниматься через социальные сети распространением рекламы собственного бизнеса, так как за короткое время информацию могут просмотреть тысячи пользователей Сети.
5. Принадлежность пользователя к сообществам. Важно отметить, что сообщества в социальных сетях не редко представляют формальное объединение пользователей, где увлеченно рассматривают различные медиа-материалы и успешно переводят их в объект «репоста» на своей странице. Однако существуют сообщества, где имеют место обсуждения, опросы. Второй вид сообществ представлен в равной степени, но при меньшем количестве участников.
6. Информация на социальной странице, которая отражает социально-демографические, статусные характеристики пользователя (пол, возраст, семейное положение, уровень образования, место работы, контакты и т. д.).
Рисунок 1. Каналы самопрезентации личности в социальной сети «ВКонтакте»
Целью нашего исследования стало выявление связи между индивидуально-личностными характеристиками пользователей и их вариацией самопрезентации в социальной сети «ВКонтакте».
Исходя из вышеизложенной цели нами была сформулирована гипотеза исследования — индивиды, имеющие конгруэнтный тип социальной страницы обладают согласованными «Я — Реальным» и «Я — Идеальным», а индивиды, имеющие неконгруэнтный и фальшивый тип — рассогласованность данных личностных параметров.
Наше исследование проходило в два этапа:
1. Изучение вариаций самопрезентации личности в социальной сети «ВКонтакте».
2. Исследование индивидуально-психологических особенностей лиц раннего юношеского возраста. Выявление особенностей индивидуально-психологических особенностей индивидов с различными вариациями самопрезентации в рамках социальных страниц в сети «ВКонтакте».
Базой для проведения исследования выступило ГУО «СШ № 19» г. Барановичи. Выборку исследования составили 43 человека раннего юношеского возраста (учащиеся 10 «В» и 11 «Б» классов).
Реализация первого этапа исследования предполагала анализ страниц лиц раннего юношеского возраста в сети «ВКонтакте». На данном этапе исследования были использованы праксиометрический метод (анализ продуктов деятельности) и метод опроса. Для этого нами была разработана анкета, которая включала три вопроса, направленные на выявление наличия социальных страниц и характеристик основных каналов самопрезентации испытуемых в рамках социальной сети: никнейм, аватар. Перейдем к анализу проведенного опроса. Необходимо отметить, что 5 % людей, проходивших анкетирование, оказались вообще не зарегистрированными в социальной сети.
В ходе анализа ответов на последние два вопроса, мы выявили, что для 7 % испытуемых характерно использование картинки в качестве аватара, который служит визуальным выражением образа пользователя. Пользуются социальными страницами, которые подписаны их псевдонимами, 5 % испытуемых. Таким образом, у 12 % испытуемых самопрезентация в социальной сети Интернет является неконгруэтной: виртуальная личность частично совпадает с реальной (фотографии или имя заменены на вымышленные).
Страницы 88 % испытуемых были оценены нами как конгруэнтные. Мы опирались на положение К.О. Черняевой [4] о том, что если виртуальная личность соответствует реальной, т. е. пользователь презентует только достоверную информацию о себе (фотографии из личного архива, имя и фамилия), то данную социальную страницу необходимо отметить как конгруэнтную.
Необходимо отметить, что существует также фальшивый тип социальной страницы. К.О. Черняева пишет об этом типе следующее: «Социальная сеть избирается как орудие мести — указываются общие данные и часть реальной информации, как правило, сопровождаемые ненормативной лексикой» [4, с. 3]. Однако в ходе нашего исследования данный тип не был выявлен.
В рамках второго этапа исследования были изучены образы «Я — Реальное» и «Я — Идеальное» испытуемых по следующим личностным характеристикам, определяющим специфику межличностных отношений: зависимость — независимость, общительность — необщительность, принятие «борьбы» — избегание «борьбы». Для этого был использован метод тестирования (методика «Q-сортировка» В. Стефенсона) [1, с. 35]. На данном этапе определялось согласованность указанных образов — Я с помощью такого метода статистической обработки данных, как корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона).
Рассмотрим результаты корреляционного анализа для испытуемых с конгруэнтным типом социальных страниц. Установлено наличие значимых средних связей между «Я — Реальным» и «Я — Идеальным» по следующим параметрам: «зависимость» (r = 0,51), «общительность» (r = 0,53), «необщительность» (r = 0,44), «принятие борьбы» (r = 0,38), т. е. для испытуемых, имеющих конгруэнтные типы социальных страниц, характерна высокая согласованность образов «Я — Реальным» и «Я — Идеальным» по следующим тенденциям:
· тенденция к зависимости (определена как внутреннее стремление индивида к принятию стандартов и ценностей, которые регламентируют социальные сети);
· тенденция к общительности (свидетельствует о контактности, стремлении образовывать связи как с реальными друзьями в рамках социальных сетей, так и исключительно с виртуальными);
· тенденция к необщительности (определяется отсутствием у индивида склонности образовывать связи в Интернет-сообществах, если они не соответствуют его интересам; избирательность активности в Сети);
· тенденция к принятию борьбы (характеризуется активным стремлением личности участвовать в жизни виртуальных друзей, добиваться высокого статуса в системе межличностных виртуальных взаимоотношений).
Также установлено наличие значимой высокой связи по параметру «независимость» (r = 0,81), что может свидетельствовать об отсутствии стремления у индивида к принятию норм и ограничений в Сети (и в реальном взаимодействии), которые также могут касаться страха публичности и раскрытия своего «Я» другим.
Перейдем к рассмотрению результатов, которые были получены в результате корреляционного анализа показателей испытуемых, чьи страницы были неконгруэнтны. Установлено наличие значимых высоких связей по параметрам «зависимость» (r = 0,98) и «принятие борьбы» (r = 0,82), т. е. для данных испытуемых характерна склонность принятия норм и правил социального взаимодействия в Сети, а также склонность к активности на страницах других пользователей. При всей благополучности последней тенденции, склонность к принятию правил и норм противоречива, т. к. для социальных сетей является нормой использование личных фотографий и имени.
Установлено наличие незначимых средних и высоких связей между «Я — Реальным» и «Я — Идеальным» по следующим параметрам: «независимость» (r = 0,76), «общительность» (r = 0,87), «необщительность» (r = 0,83). Они испытывают большие трудности по сравнению с испытуемыми, склонными к конгруэнтной самопрезентации в социальной сети Интернет, в демонстрации независимости и коммуникабельности, наряду с явно выраженным желанием проявлять данные характеристики в межличностных отношениях.
Итак, сравнивая показатели испытуемых с конгруэнтными и неконгруэнтными страницами по тенденциям «независимость», «общительность», «необщительность», мы полагаем, что пользователи, которые предпочитают приписывать себе в рамках самопрезентации на социальной странице вымышленные характеристики, отличаются от пользователей с конгруэнтными страницами по данным параметрам. Следовательно, лица, имеющие неконгруэнтные страницы, испытывают затруднения в установлении весомого статуса в Интернет-сообществе, а также зависят от мнения и оценок других пользователей. Мы полагаем, что зависимость от оценок других пользователей, порождает страх оценки, что обуславливает наполнение фальшивой информацией социальной страницы.
Также мы считаем необходимым подметить следующее различие в тенденциях испытуемых с различными страницами: «избегание борьбы» имеет высокий значимый показатель у испытуемых, имеющих неконгруэнтную страницу, в то время как лица, имеющие конгруэнтную страницу, — высокий незначимый показатель. Итак, для пользователей, которые представляют фальшивую информацию имеют тенденцию к избеганию конфликтных ситуаций.
Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что индивиды, имеющие конгруэнтный тип социальной страницы, обладают более согласованными «Я — Реальным» и «Я — Идеальным», чем индивиды, имеющие неконгруэнтный и фальшивый тип социальной страницы, подтвердилась.
Проведенное исследование не охватывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективные исследования будут нами продолжены в направлении изучения гендерных, возрастных, мотивационных и других аспектов.
Список литературы:
1. Касьяник Е.Л., Макеева Е.С. Психологическая диагностика самосознания личности / Под ред. Е.Л. Касьяник. — Мозырь: «Содействие», 2007. — С. 35—39.
2. Психолог: у каждого десятого пользователя зависимость от соцсетей, похожая на алкоголизм — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://people.onliner.by/2013/11/08/zavisimost-ot-socsetei (дата обращения: 20.03.2014).
3. Черняева К.О. Культурная идентификация в условиях глобализации: случай социальных сетей: автореф. дис. … канд. соц. наук: 22.00.06 / К.О. Черняева. — Саратов, 2010. — 22 с.