Статья:

РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ГИТАРЫ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Брызгунова О.В. РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ГИТАРЫ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(13).pdf (дата обращения: 15.09.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ГИТАРЫ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Брызгунова Ольга Викторовна
студент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград
Сибирякова Галина Георгиевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Волгоградский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Волгоград

 

Во всякой предметной деятельности человека внимание составляет одно из важнейших психологических условий ее успешности. Известно, что и процесс обучения, и трудовая деятельность не могут успешно протекать без достаточного внимания человека. Оно — необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. То есть, внимание — это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.

Проблема развития внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии, по охвату изучаемых ею явлений. Ее значение определяется ролью внимания в психической деятельности каждого человека, где особенно значительна эта роль в процессе обучения.

Проблема развития внимания, являясь классической темой исследования, как в психологии, так и в педагогике, по праву занимает центральное место в работах ряда ученых.

В современной отечественной психологии проблема развития внимания рассматривается в трудах учёных (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.В. Гиппенрейтер, Н.Ф. Добрынин, К.Н. Корнилов, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, И.В. Страхов, Д.Н. Узнадзе, Г.А. Урунтаева), в которых исследовалась роль внимания в деятельности человека; анализировался процесс внимания со стороны его физиологических механизмов. В ряде работ проблема развития внимания рассматривается в психолого-педагогическом аспекте (Е.Л. Белкин, Т.В. Габай, Ф.Н. Гоноболин, Е.П. Ильин, С.С. Левитина, Л.Ф. Моносова, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, К.Д. Ушинский). В них выявлялись условия и закономерности воспитания внимания.

В целом, анализ психологических трудов показал, что в современной отечественной психологии категория внимания понимается как направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо: предмете, действии, мысли. В характеристике внимания, особенно подчеркивается значение интеллектуальных компонентов и их целесообразной волевой регуляции (Д.Н. Узнадзе). При этом в опоре на труды И.В. Страхова, актуализируется эмоциональная составляющая данного процесса.

Как ранее было сказано, в настоящее время проблема внимания является актуальной, поскольку повышение степени развития внимания индивида является основой успеха любой деятельности. Выше сказанное в полной мере относится и к музыкальному исполнительству. Так как, специфика продуцирования исполнительского искусства заключается в постоянной концентрации внимания, как в процессе работы над изучаемым материалом, так и во время концертного выступления. При этом категория внимания наполняется новым смыслом, приобретает иной «оттенок», а именно оно становится исполнительским.

Исполнительское внимание анализируется в трудах современных отечественных музыкальных психологов (Л.Л. Бочкарев, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли, Г.М. Цыпин) и педагогов-музыкантов (М.Н. Курбатов, А. Алявдина, Ю.А. Клещов, Л.А. Баренбойм, И. Гофман, Г.М. Коган, Г.П. Прокофьев, Л.П. Щапов).

В целом, авторы отмечают значимость и необходимость развития данного личностного качества, поскольку исполнительское внимание является необходимым в деятельности музыканта и является базовым условием развития исполнительских качеств младших школьников.

Как мы ранее отметили, проблема развития исполнительского внимания актуальна для разных областей научных знаний, в том числе и для педагогики музыкального образования, которая реализуется в системе ДОД.

К системе дополнительного образования детей (ДОД) относятся детские музыкальные школы (ДМШ) и детские школы искусств (ДШИ), в которых создаются наиболее педагогически обоснованные условия для развития исполнительского внимания, поскольку для учащегося открываются дополнительные возможности: свобода выбора профиля подготовки, определение видов и направлений деятельности, соответствующих индивидуальной траектории развития ребенка, в которой он может продвигаться в приемлемом для него темпе.

В учебные планы ДМШ и ДШИ включены разнонаправленные предметы: теоретические (сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки) и музыкально-исполнительские (музыкальный инструмент, предмет по выбору), хор, ансамбль, оркестр, ритмика, вокал и др. Синтезируя и дополняя друг друга, данные дисциплины способствуют максимально гармоничному развитию личности ребёнка в целом, а в частности — данные дисциплины при помощи специфических средств — помогают учащемуся развивать творческие качества личности.

Не умоляя значимости теоретических дисциплин, на наш взгляд, наиболее продуктивными возможностями, в аспекте развития исполнительского внимания учащегося, обладают дисциплины, в основе которых лежит исполнительская деятельность (то есть это инструментальные и вокальные, сольные и групповые музыкально-исполнительские дисциплины). Поскольку, проникая в диалектику понимания связи художественного образа музыкального произведения и его воплощения в собственной творческой исполнительской деятельности, учащийся приобретает новый личностно значимый для него смысл. Иными словами, речь идет об активном личностном участии ребенка на уроках, где собственная музыкально-исполнительская деятельность является механизмом развития исполнительского внимания младших школьников.

Исполнительское внимание, имеющее сферой своего «приложения» непосредственно процесс исполнения, имеет акцентировано творческую ориентацию, проявляющуюся в сосредоточении на создании художественного образа произведения, на воплощении его сущностного содержания. Процесс сосредоточения внимания подчинен решаемой творческой задаче, чем и регулируется устойчивый самоконтроль музыканта за процессом исполнения. Динамика исполнительского внимания существенным образом предопределена изучаемым произведением и замыслом композитора.

Выше мы говорили, что развитие и обучение младшего школьника в музыкальной школе многокомпонентно. Оно осуществляется на основе органичного включения в образовательный процесс, как блока исполнительских дисциплин, так и музыкально-теоретического. В блок исполнительских дисциплин включены занятия по избранному школьником музыкальному инструменту, в частности гитаре, в котором ребенок постигает законы исполнительства.

Отметим, что среди инструментальных классов наиболее востребованным и популярным является класс гитары, так как инструмент широко распространен и популярен. Во всем многообразии звуков и музыкальных впечатлении наших дней гитара заняла свое достойное место, она звучит во всех направлениях и стилях музыкального искусства — от фольклора до современной эстрадной и классической музыки.

Известно, гитара — струнный инструмент. По технике игры она относится к группе струнных щипковых инструментов и занимает среди них совершенно особое место, обладая разнообразными характеристиками: удачное сочетание мелодической стороны звучания с гармонической — одно из главных отличительных черт гитары. Это делает ее самостоятельным сольным инструментом с разнообразными красками звучания.

Гитара — демократичный инструмент, что дает возможность исполнения различных музыкальных произведений на любых концертных площадках.

Гитара, являясь сольным инструментом, имеет достаточно большой звуковой диапазон. Это позволяет приравнять ее концертным инструментам.

Произведения, написанные для гитары, очень разнообразны по стилевой и жанровой принадлежности и, таким образом, позволяют учащемуся расширить свой музыкальный кругозор

Строй шестиструнной классической гитары удобен для исполнения полифонии (многоголосие), что позволяет гитаристам максимально сочетать мелодическую и гармоническую функции.

Большую популярность имеют дуэты со скрипкой, флейтой, реже с фортепиано, трио, квартеты и квинтеты со струнными, а также ансамбли, в которых сочетаются самые разнообразные инструменты с гитарой. Гитара в этих ансамблях играет не только роль гармонического заполнителя. Ей поручается более ответственная роль. Как мелодический инструмент, она соперничает, и не безуспешно, со смычковыми, хотя и уступает им в силе.

Отметим, специфика гитары такова, что одну и ту же ноту, например ля первой октавы, можно взять в четырех местах на грифе (исключая флажолеты). Причем, если высота звука будет одинаковой, то тембр и окраска значительно отличаются. Поэтому очень важна роль верных аппликатурных решений при построении мелодических линий или гармонических последовательностей.

Также, специфическая особенность класса гитары проявляется и в том, что статус инструмента как «сольного» формировался довольно долго, а как инструмента «концертного» — еще дольше. Тем более ценно, что одним из основных факторов, характеризующих творчество исполнителей, была достаточно серьезная концертная жизнь, постоянная исполнительская практика и поддержание блестящей исполнительской формы. Естественно, что гитара не могла конкурировать со скрипкой и фортепиано в отношении мелодической выразительности. Использование гитары как мелодического инструмента в сопровождении фортепиано является сугубо локальным явлением.

В сфере камерно-ансамблевого музицирования гитара не уступает место ансамблю скрипки и фортепиано, оставаясь популярным инструментом в сфере домашнего, бытового музицирования. И, одновременно с этим, основу ансамблевого музицирования с гитарой (как бытового, домашнего, так и концертного составляет аккомпанемент — функция сопровождения (а значит подчинения) также оказывается очень существенной (в салонной музыке, старинном русском романсе и т. д.). Он же является той «сердцевиной» камерной музыки, а гитара — ансамблевым и богатым аккомпанирующим инструментом, так как с большим успехом она может сопровождать скрипку, флейту, мандолину, балалайку, домру, образуя с этими инструментами удачные тембровые сочетания.

Характер звучания гитары очень мягок, что особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него изысканный фон. Именно поэтому, гитара считается, несомненно, самым подходящим для аккомпанемента инструментом, к тому же портативным.

Гитара, как любой инструмент, имеет свои ограничения технических возможностей. Так, сравнительно тихий звук и малая его длительность не дают возможности долгого звучания басов, как например, у фортепиано, где этому способствует педаль. Эти ограничения можно значительно уменьшить правильной постановкой и применением методов звукоизвлечения, хорошо разработанным тоном, а также качественным выбором самого инструмента.

Гитара обладает специфической окраской звука, называемой тембром, который необходимо изменять в зависимости от характера исполняемого музыкального произведения.

Гитара, в силу своей специфики, может создать эффект вибрации, который необходим для выразительности исполнения вокальных произведений.

Также специфической особенностью гитары является перестройка струн, которая возникает при необходимости в изменении строя гитары для удобства исполнения некоторых музыкальных произведений. Чаще всего это касается басовых струн, которые перестраиваются на тон ниже своего обычного звучания.

Гитара может имитировать звуки других инструментов. Например, с помощью приема игры пиццикато, имитируются звуки духовых музыкальных инструментов — трубы, валторны. Также, с помощью приема игры тамбурин, гитара напоминает звучание продолговатого барабана тамбурина.

Применение ряда специфических приемов игры, с помощью которых достигается эффектное по динамике и ритму звучание инструмента, дает возможность исполнения большой группы песен, танцев и инструментальных произведений в стиле фламенко на гитаре.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

  • специфика развития исполнительского внимания в классе гитары является актуальной в системе дополнительного образования.
  • анализ специфики класса гитары показал, что развитие исполнительского внимания является базовым условием развития исполнительских качеств юного музыканта.
  • обучение в классе гитары обладает продуктивными педагогическими возможностями для развития исполнительского внимания младших школьников.

Характеризуя специфику класса гитары, отметим, что процесс развития исполнительского внимания младших школьников в условиях обучения в классе гитары включает в себя два основных, связанных между собой, компонента: постижение сути произведения (восприятие) и его передачу (воспроизведение). Иными словами, обучение в классе гитары обладает необходимым арсеналом методов и средств, позволяющих оптимально способствовать развитию исполнительского внимания школьников. Следовательно, учитывая специфику обучения в классе гитары, а также задачи системы ДОД, категория исполнительского внимания учащихся рассматривается нами как:

  • условие эффективного обучения и воспитания;
  • фактор успешности в специфических видах деятельности;
  • творческий ключ к профессиональному мастерству музыканта;
  • условие, способствующее творческому вдохновению;
  • необходимое психолого-педагогическое условие развития слуха, исполнительских движений (техники), сольно-концертных навыков;
  • средство достижения оптимального концертного состояния и прием борьбы с эстрадным волнением;
  • уровень развития профессионально-значимых качеств музыканта.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  1. В современной отечественной психологии исполнительское внимание понимается как личностное качество, как направленность и сосредоточенность сознания на внешнем движении, которое является свидетельством движения внутреннего.
  2. Процесс успешности развития исполнительского внимания напрямую связан с деятельностью, которую осуществляет индивид.
  3. Генеральной задачей системы дополнительного образования является создание особой среды учения, в которой учащиеся достигли бы наивысшего уровня развития исполнительского внимания на основе привлечения ресурсов художественного образования, где в качестве основы этой среды положена музыкально-исполнительская деятельность.
  4. Обучение в классе гитары обладает необходимым арсеналом методов и средств, способствующих развитию исполнительского внимания младших школьников.

 

Список литературы:

  1. Вольман Б.Л. Гитара и гитаристы — Л.: Музыка, 1968.
  2. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. — М.: Смысл; Эсмо, 2006.
  3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: хрестоматия по вниманию / Л.С. Выготский. — М.. 1976.
  4. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. — М., 1974.
  5. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. — М., 1972.
  6. Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. — М., 1961.
  7. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание. М., 1952.
  8. Коган Г. У врат мастерства. М., 1961.
  9. Курбатов М.И. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М., 1899.
  10. Прокофьев Г.П. Формирование музыканта-исполнителя / Г.П. Прокофьев. — М., 1956.
  11. Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников. М.. 1958.