Статья:

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Конференция: XIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Пилипенко О.А. МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(14).pdf (дата обращения: 17.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 70 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

Пилипенко Олеся Анатольевна
студент 1 курса института экономики и управления ФГАОУ ВПО «СКФУ», РФ, г. Ставрополь
Лукина Людмила Борисовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры физической культуры ФГАОУ ВПО «СКФУ», РФ, г. Ставрополь

 

Значение спорта и физической культуры постепенно возрастает с течением времени. По мнению многих ученых, в последнее время люди стали больше заботиться о здоровье, как о самостоятельной ценности. Ведь занятия спортом не только готовят человека к жизни и потенциальным нагрузкам, но и способствует воспитанию необходимых моральных качеств.

Физическая культура — это органическая составная часть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленной на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике [3].

Не смотря на привычное словосочетание «физкультура и спорт», понятия «физкультура» и «спорт» по смыслу различны. Спорт является как бы частной разновидностью физической культуры. А значит, для того, что бы развивать и закалять свое тело, человеку не обязательно быть спортсменом, отдавая на это все силы.

Особенно важно помнить это людям со слабым здоровьем, ведь организм человека подвержен разрушению, как и все живое. И поскольку разрушение организма происходит как под воздействием внешних факторов, так в итоге неразумного отношения к собственному здоровью, что увеличивает количество людей со слабым здоровьем, на сегодняшний день особой популярностью пользуется лечебная физкультура (ЛФК).

История появления лечебной физкультуры — это история развития медицины. Именно таким способом в древности проводили профилактику заболеваний. И в каждой стране, и для каждого рода деятельности лечебная физкультура принимала наиболее важные для организма формы. Так, например, китайские монахи, не имеющие достаточной физической нагрузки, разработали и довели до совершенства особую гимнастику, восполняющую дефицит движения. Русскому же крестьянину, было вполне достаточно тяжелого мышечного труда, и для расслабления мышц существовала русская баня.

Нельзя отрицать пользы лечебной физкультуры, таким образом, для правильного использования различных форм ЛФК необходим учет ее эффективности, который в свою очередь, не возможен без методики оценки оздоровительной и социальной эффективности занятий физическими упражнениями.

В последнее время равнодушие молодого поколения к своему здоровью, физической культуре, спорту не объяснить. Социологический опрос показывает, что общественная активность (в том числе и физкультурно-спортивная) определяется духовными интересами и потребностями личности, ее мотивами и ценностными ориентациями, предпочтений и установок. Для большего числа студенческой молодежи интересы и потребности, уровень их развития в сфере физкультурно-спортивной деятельности характеризуется лишь провозглашением положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, но не их практической реализацией [2].

Данная проблема, это следствие комплекса объективных и субъективных причин, свойственных как для современного общества, так и для вузов.

Объективными причинами часто называются такие недостатки, как низкий экономический базис развития физкультурного движения, обыденность спортивных мероприятий, отсутствие традиций здорового образа жизни, слабая эффективность применения нерегламентированных форм занятий в зонах отдыха и по месту жительства студентов.

К субъективным причинам, мешающим самостоятельным занятиям, педагоги относят неорганизованность личности: леность, бездействие, неумение организовать активный досуг, студенческий быт в целом, разумно использовать свободное время и т. д. Отсутствие личных убеждений в необходимости самостоятельных занятий физическими упражнениями, низкий уровень грамотности в области физической культуры, нестабильность мотивации, интересов и потребностей студентов в освоении ценностей физической культуры [2; 4].

Оптимальные формы активного отдыха невозможно выбрать, без тщательного изучения влияния физических упражнений на деятельность людей, на их здоровье и работоспособность. Ничто так не поднимает мотивацию к самостоятельным занятиям у молодежи, как наглядные и достоверные данные о происходящем в результате занятий прогрессе.

Только вследствие внутренней мотивации вырабатывается активный интерес к занятиям физической культурой, которая возникает тогда, когда цели и внешние мотивы отвечают возможностям студентов, то есть являются для него доступными. Вместе с тем излишне трудные, и слишком простые режимы внешней мотивации приносят противоположный эффект: внутренняя мотивация и интерес не способны сформироваться; в первом случае возникают эмоции тревожности, неуверенности в себе, во втором эмоции скуки и равнодушия.

Перечисленные концептуальные положения относятся к любому виду физкультурно-спортивной деятельности, и их следует соблюдать в любой программе по физическому воспитанию молодежи. Активная, целеустремленная деятельность студенческой молодежи не может сопровождаться только одними успехами или только одними неудачами. Все должно быть сбалансировано. Поэтому мотивация должна носить многоуровневый характер занятий физической культурой: от далёких перспектив в физическом совершенствовании до ближайших целей и задач, несложных для реализации в данный момент. Безусловно, цели и задачи должны быть индивидуальными, то есть личностно ориентированными [2; 4].

Одной из важнейших форм контроля является врачебный контроль. Он осуществляется в соответствии с принятыми положениями и необходим для осуществления физкультурно-оздоровительных занятий. Первичные (проводимые до начала занятий), вторичные (проводимые в процессе занятий, для контроля состоянием здоровья), дополнительные (после перенесенных травм или заболеваний).

Необходимость врачебного контроля бесспорна, ведь невозможно определить индивидуальные возможности человека к восприятию нагрузки, без всестороннего медицинского обследования, не причинив при этом вреда организму [5].

Согласно с результатами данного обследования возможен выбор и целенаправленное использование форм и средств ЛФК, согласно с индивидуальными особенностями организма. А анализ изменений в течение занятий позволяет откорректировать план, доводя его до оптимального вида.

Другой важной формой контроля является самоконтроль. Он заключается в самостоятельном наблюдении за динамикой своего здоровья. Дневник самоконтроля помогает правильно строить тренировки и добиваться хороших результатов [5].

Самоконтроль состоит из простых приемов наблюдения, доступных каждому. Для эффективной реализации навыков самоконтроля, на наш взгляд, является достижение умений осуществлять мониторинг собственного здоровья, оценивать состояние своего организма, его динамику под влиянием физических упражнений и на этой основе вносить коррективы в их использование. Навыки оперативного и текущего самоконтроля позволяют сформировать у студентов возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья и самосовершенствования в области физической культуры.

Здоровье нации напрямую зависит от уровня здоровья молодежи, по этому, очень важно приобщать студенческую молодежь к физической культуре, не исключая людей со слабым здоровьем.

Так же важно помнить, что наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Здоровье и учеба не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Продуктивность обучения напрямую зависит от здоровья студента. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.

 

Список литературы:

  1. Азбука здоровья: Учебное пособие / И.П. Гутько, В.А. Соколов, К.К. Заборовский; Мн., 1988. С. 154—157.
  2. Глазырин А.И. Изменение показателей обмена сиалогликопротеинов печени и плазмы крови при стрессогенных воздействиях различного генеза: автореферат дис. ... кандидата медицинских наук: 03.00.04 / Глазырин Андрей Иванович; [Место защиты: Башкир. гос. мед. ун-т]. — Уфа, 2008. — 20 с.
  3. Кузнецов Ю. В. Педагогические условия совершенствования физического воспитания студентов факультетов не физкультурного профиля педвузов: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.08. — Чебоксары, 2003. — 221 с.
  4. Курс лекций по физической культуре: Учебное пособие/ О.Л. Трещева, А.И. Муллер, Е.Б. Штучная, Е.Н. Мироненко; под ред. О.Л. Трещевой; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2006. с.
  5. Лукина Л.Б. Особенности потребностно-мотивационного компонента и его влияние на занятия по физической культуре. Научные труды XIII международной научно-практической конференции. Том 2, Ростов-на-Дону, 2010. — 346 с.
  6. Оздоровительная физическая культура: Учеб. Для студентов вузов / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. — Мн., Тесей, 2003. — 528 с.; 460 с.
  7. http://www.edu-zone.net/show/74946.html.
  8. http://otherreferats.allbest.ru/sport/.
  9. http://bestreferat.ru/referat-164128.html.
  10. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika.
  11. http://vip-students.com/ref/ref-51437.html.