Статья:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ОБ АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ

Конференция: XIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Зырянова Н.А. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ОБ АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(14).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ ОБ АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕСТУПЛЕНИИ

Зырянова Наталья Александровна
магистрант НАЧОУ ВПО СГА, РФ, г. Москва
Бобров Виталий Константинович
научный руководитель, канд. юрид. наук, проф., д-р юрид. наук, РФ, г. Москва

 

Делающее первые шаги на пути своего становления, криминалистическое учение об автотранспортном средстве относится к числу частных криминалистических теорий. Эта система научного знания является одной из составляющих другой более широкой системы — криминалистического учения о транспортном средстве. Последнее учение, хотя оно и является общим по отношению к учению об автотранспортном средстве, в тоже время само является элементом системы частных теорий криминалистики. В этом, впрочем, ничего удивительного и нелогичного нет. Как неоднократно и совершенно справедливо подчеркивал Р.С. Белкин, частные криминалистические теории являются частными по отношению к общей теории криминалистики. В то же время они являются общими по отношению к тем теориям, которые входят в них как составляющие.

С этой точки зрения важно иметь в виду, что криминалистическое учение о транспортном средстве может быть представлено в виде системы, элементами которой являются учение о воздушном транспорте, учение о железнодорожном транспорте, учение о морском транспорте, учение об автотранспортном средстве. Формулировки названий данных учений предложены исходя из видового распределения транспорта как ключевого системообразующего понятия, вокруг которого группируются другие основные, связанные с ним понятия (оборудование, материалы, используемые при производстве, ремонте транспортных средств, их комплектующие, возникающие при этом происшествия и следы, лица, управляющие транспортными средствами, методы, методики, рекомендации по выявлению и раскрытию преступлений, связанных с угоном, хищением транспортных средств, использованием их в качестве орудий преступлений и т. д.).

О каких же преступлениях в контексте настоящего исследования идет речь?

Для ответа на этот вопрос прежде всего необходимо обратиться к тем нормам УК РФ, в диспозициях которых фигурируют те или иные виды транспортных средств. Они включены в различные разделы УК РФ. Так, в разделе VIII «Преступления в сфере экономики» имеется статья об угоне автомобиля или иного транспортного средства (ст. 166), в разделе IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» — ст. 211 под названием «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава», ст. 263 — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта». Наряду с этим в разделе XI «Преступления против военной службы» содержится ст. 350 «Нарушение правил вождения или эксплуатации машин», в части первой которой имеется указание на боевые, специальные или транспортные машины.

Однако теми нормами уголовного закона, в тексте которых имеются прямые указания на транспортные средства в родовом, видовом или внутривидовом смысле, круг преступлений, изучаемых в криминалистическом учении о транспортном средстве, не исчерпывается. Он значительно шире, поскольку для криминалистики и следственной практики интерес представляют самые различные уголовно-правовые виды и разновидности преступлений, совершаемых в отношении транспортных средств, а также с использованием их в различных качествах при подготовке, совершении и сокрытии преступлений. Все это представляет интерес с точки зрения общего учения о транспортном средстве. Что же касается криминалистического учения об автотранспортном средстве (как впрочем, любого иного учения того же уровня), то в этом случае учитываются только те преступления, которые имеют отношение к данной части целого, т. е. преступления, так или иначе связанные с автотранспортным средством.

Разработка криминалистического учения об автотранспортном средстве — сложная, комплексная научная задача, рассчитанная на определенную перспективу и коллективные усилия специалистов. И первое, на что следует обратить внимание, заключается в необходимости разработки определения понятия данного учения, что, в свою очередь, предопределяет необходимость четкого уяснения вопроса о его объекте [1].

Объект как элемент деятельности человека в философии определяется в качестве элемента окружающего мира (часть, фрагмент и т. д.), на который направлена активность познающе — преобразующего субъекта. В общей теории криминалистики это понятие интерпретируется как предмет данной науки. Как обоснованно констатировал А.А. Эйсман, предмет науки — «это совокупность всех объектов, на которые направлена познавательная деятельность, и всех разработок, конструкций, программ, технологий, являющихся продукцией науки, ориентированных на достижение практических целей». Отличие предмета частной криминалистической теории по сравнению с общей теорией криминалистики заключается в том, что первое и второе, с точки зрения своей предметной области соотносятся между собой как часть и целое. «Поскольку частная криминалистическая теория является подсистемой общей теории криминалистики, то ее предмет — это элемент, часть, сторона предмета общей теории, т. е. предмета криминалистической науки».

Сравнительный анализ разработок в области криминалистической техники, тактики и методики расследования указывает на то, что в центре внимания исследователей, посвятивших себя изучению тех или иных аспектов интересующей нас проблемы, находятся различные виды, имеющие отношение к уголовному производству касающиеся автотранспортных средств. Наряду с ними в данном учении изучаются предметы, материалы, вещества, используемые при создании, переделке, ремонте, эксплуатации, хранении указанных средств, их повреждении, уничтожении, хищении, угоне, перемещении из одной материальной среды и формы собственности в другие, а также все то, что связанно с механизмом протекающего при этом процесса следообразования и сами следы.

Результаты, полученные при реализации познавательной функции исследования, затем используются специалистами при разработке проблем технико-криминалистического, тактико-криминалистического и методико-криминалистического обеспечения практики выявления и раскрытия преступлений, к которым автотранспортные средства имеют какое-либо отношение, т. е. входят в криминалистическую характеристику механизма соответствующей категории преступлений в качестве его (механизма) элемента [2].

Итак, что же представляет собой автотранспортное средство с криминалистической точки зрения?

Прежде чем рассматривать этот вопрос с криминалистических позиций, целесообразно коснуться того, как транспортное средство, как ключевое, системообразующее понятие трактуется в праве.

Автотранспортное средство относится к числу межотраслевых объектов. Для целей настоящего исследования представляется особенно важным, что это понятие употребляется в ряде статей Уголовного кодекса РФ (в статье 166 УК РФ говорится о неправомерном завладении автомобилем (угоне), а в статье 264 — об автомобиле, управляемом нарушителем правил дорожного движения). Однако законодательного определения указанного средства не существует. Законодатель в основной массе случаев пользуется более широким по объему понятием транспортного средства. Например, в п. 1.2. «Правил дорожного движения Российской Федерации» сказано, что транспортным средством является устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Данное определение не относится к числу всеобъемлющих, так как имеет отношение лишь к двум видам транспортных средств: автотранспорту и железнодорожному транспорту, т. е. наземным видам. За его пределами остаются водный, подводный и воздушный виды транспортного средства, используемые в народнохозяйственных и иных целях для перевозки людей, для перевозки грузов и оборудования, но не по железным, шоссейным и другим дорогам, а в условиях иной материальной среды [3].

 

Список литературы:

  1. Бибиков А.А. Противодействие расследованию преступлений, связанных с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, и криминалистические методы его преодоления: Дисс. ... к. ю. н. Тул. гос. ун-т, 2011.
  2. Волынский А.Ф., Аверьянова Т.В., Александрова И.Л. и др. Криминалистика: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Ф. Волынского. — М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА,2009. ISBN 8-95214-789-7.
  3. Кобызев А.М., Алейников А.Н. Устранение некоторых недостатков в сложившемся порядке оформления материалов ДТП // Эксперт-криминалист, 2010, № 4.