Статья:

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Мифтахов И.И., Гилазетдинов А.И. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 21.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 344 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Мифтахов Ильназ Ильдарович
студент Казанского Национального Исследовательского Технического Университета им. А.Н. Туполева, РФ, Республика Татарстан, г. Казань
Гилазетдинов Айнур Ильшатович
студент Казанского Национального Исследовательского Технического Университета им. А.Н. Туполева, РФ, Республика Татарстан, г. Казань
Расходова Ильмира Абраровна
научный руководитель, старший преподаватель Казанского Национального Исследовательского Технического Университета им. А.Н. Туполева, РФ, Республика Татарстан, г. Казань

 

Одной из главных задач вуза на современном этапе — получение не только знаний и умений, но и раскрытие способностей каждого студента, воспитание личности, которая всегда будет готова к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Условием реформирования рынка труда являются социально- экономические преобразования, происходящие в современном мире в различных сферах российского общества. Они тесно связаны с решением проблем адаптации выпускников вузов к современным условиям их профессиональной деятельности. Эти реформы влияют на образовательный процесс современного вуза. На сегодняшний день от выпускников высших учебных заведений требуется новое профессиональное мышление, гибкость мышления, осведомленность, терпеливость, толерантность, глубокий анализ получаемой информации, выделение истинного и ложного и др. В связи с этим появляется потребность в формировании условий для развития критического мышления студентов вуза, являющейся неразделимой частью их профессиональной компетентности. Только при условии формирования критического мышления студентов на высоком уровне происходит рост их дальнейшей профессиональной деятельности, требующий от выпускника вуза самостоятельности, креативности, владения навыками делового взаимодействия и сотрудничества, а также к решению сложных производственных задач. Студенты высшей профессиональной школы должны быть хорошо подготовлены к дальнейшему саморазвитию, стремиться к разнообразию способов достижения целей, к самостоятельному принятию решений, иметь чувство коллективизма, проявлять активность и гибкость.

Одной из главной задач современной высшей школы является создание таких условий обучения, которые способствуют развитию высокой культуры критического мышления студентов, позволяющие решить проблемы не только в профессиональной, но и в других сферах жизнедеятельности. Для успешного решения этой задачи необходимо применять современные технологии, учитывающие индивидуальные особенности каждого студента, а также подготовить педагогические кадры, способные внедрить современные технологии обучения критическому мышлению.

Для формирования умения мыслить критически нужно, прежде всего, определить само понятие «критическое мышление». Понятия критического мышления его функций и механизмов функционирования различны. На сегодняшний день нет единого понятия критического мышления, но при всем многообразии определений критического мышления в них всегда можно увидеть близкий смысл.

Современный американский психолог и педагог Дайана Халперн дает следующее понятия критического мышления: «Критическое мышление — это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» [9, с. 15].

Постановка задачи играет важную роль в жизни человека, так как с помощью задачи или задачной ситуации личность познает окружающую действительность. В психологии и педагогике существуют разнообразные понятия термина задача. По мнению Балла — это «система, куда обязательно входят: исходный предмет задачи и требования задач. В соответствии с первой задачей называют цель, поставленную перед человеком; в соответствии со второй — ситуацию, включающую в себя как цель, так и условия, в которых она должна быть достигнута; в соответствии с третьей задача — это словесная форма (знаковая модель) проблемной ситуации» [1]. Согласно исследованиям Л.Л. Гуровой, самое широкое психологическое понятие задачи, характеризующее направленность деятельности человека на каком-то ее отрезке, означает цель, рассматриваемую в отношении требующихся для ее достижения средств [5].

Чтобы понять роль задачи нужно отметить, что деятельность студента — это его взаимосвязь практического и теоретического отношения к действительности: ее преобразование и познание. Любая деятельность может быть представлена в качестве синтеза общих и частных практических и познавательных задач. Задача в более узком понятии связана с познавательной деятельностью студента, которая приобретает самостоятельную цель. Если студенту нужно что-то понять, ему необходимо использовать специальные средства, при решении познавательной задачи. Решение познавательных задач может быть подчинено решению широких практических задач, которые служат средством достижения познавательного результата [5]. В процессе анализа особенностей познавательных задач, И.Е. Брякова отмечает противоречия при решении некоторых задач, а именно решение не всегда может выводиться из условия, так как в результате недосказанности некоторых условий, от студента требуется некоторая степень интуиции и даже озарения. Ситуации с различной степенью неопределенности стимулируют творческую деятельность студента. При решении такого рода задач допускается существование не одного, а большого количества правильных ответов. Именно с такими задачами сталкивается студент в не только в процессе образования, но и в любой своей сфере жизнедеятельности, когда условие одно, а правильных ответов множество [2].

По мнению А.В. Брушлинского, задача возникает из проблемной ситуации, которая связана с ней, но существенно отличается от нее. Проблемная ситуация — это ситуация, содержащая некие противоречия и которая имеет неоднозначное решение. Решение начинается с анализа самой проблемной ситуации и затрагивает процесс мышления. В результате этого анализа возникает задача. Ее возникновение означает, что теперь удалось выделить известное и неизвестное, оно выражается в словесной формулировке задачи [3]. Таким образом, по мнению Махмутова, задача как дидактическая категория отличается от проблемы тем, что она является формой, как бы оболочкой, внешним выражением проблемы [7].

Формирование критического мышления происходит в ходе решения групповых задач в условиях взаимодействия педагога и студента, с помощью специального обучения, использования особых педагогических средств, правильного выбора форм организационного обучения.

Формирования критического мышления студентов происходит с помощью следующих условий:

  1. Использование передовых методов. Один из них — это проектный метод, с помощью которого происходит развитие творческих способностей студентов, умение сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, с преподавателем, умение слушать и услышать. Уважать точку зрения другого, принятие верного решения.
  2. Мониторинга формирования критического мышления студентов. С помощью мониторинга определяется уровень ценностных ориентаций студента, его интересы, его отношения к коллективу в целом и микро группе, его отношение к учебе и к своим обязанностям.
  3. Важным условием формирования критического мышления является подготовка преподавательского состава вуза. А именно использование передовых методов при работе со студентами, использование личного и педагогического опыта, повышение уровня квалификации знакомство с современными достижениями педагогической науки. Преподаватель в первую очередь должен сам научиться мыслить критически и обучить этому студентов. Такое обучение может происходить в ходе решения командной задачи, когда происходит передача преподавателем студенту знаний и опыта по схеме студент-преподаватель, преподаватель-студент, студент-студент через познавательную деятельность.
  4.  Одним из условий развития критического мышления студентов является мотивация. В процессе работы в команде один член команды способен передать свою активность другому студенту, вызывая у него встречную активность. Процесс рефлексии также ведет к возникновению мотивации, а именно после проведенного занятия у студента возникает осознанное стремление к успеху, желание исправления ошибок, поиск новых идей.

Только при наличии всех вышеперечисленных условий можно сформировать критическое мышление студентов вуза, так как командная форма организации обучения стимулирует формирование критического мышления студентов вуза, что повышает не только эффективность учебного процесса, но и уровень общей и профессиональной подготовки специалистов, подготавливает их к работе в деловых командах.

Для развития критического мышления студентов в учебном процесса вуза особое внимание уделяется проблемному обучению, в нем процесс мышления включается для разрешения проблемной ситуации, которое формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач. При проблемном обучении студенты овладевают умением самостоятельно работать с учебным материалом, а также разбираться со встречающейся им различного рода информацией. Взаимодействие преподавателя со студентами состоит в том, чтобы постоянно развивать их интерес к познанию нового, умение изложить различные точки зрения на обсуждаемую проблему, раскрывать противоположность явлений. Творческий компонент обучения должен присутствовать на каждом уровне: в процессе изложения материала преподавателем, при самостоятельной работе и т. д.

Сегодня все больше педагогов высшей школы обращаются к идеям формирования критического мышления. Это приводит к необходимости выстраивать новую педагогическую систему. Большинство вузов нашей страны придерживаются традиционной формы, построенной на запоминание и воспроизведение материала, формирование особых умений применения усвоенного знания в аналогичных ситуациях. Современное обучение должно носить «проблемный» характер, а студенты иметь возможность самостоятельно познавать и четко понимать, для чего это им нужно и как полученными знаниями можно воспользоваться для решения разнообразных проблем.

 

Список литературы:

  1. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. — М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  2. Брякова И.Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: монография / И.Е. Брякова. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. — 380 с.
  3. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский // Педагогика и психология. — М.: Знание, 1983. Вып. № 6. — 96 с.
  4. Данилов М.А. Теория познания и процесс обучения / М.А. Данилов // Советская педагогика. — 1968. — № 1. — С. 84—104.
  5. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач / Л.Л. Гурова. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976. — 327 с.
  6. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / 167 М.И. Махмутов. — М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  7. Махмутов М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов // Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Науч. изд-во Большая Российская Энциклопедия, 1999. — Т. 2. — С. 197—198.
  8. Туласынова Н.Ю. Развитие критического мышления студентов в обучении иностранному языку / Н.Ю. Туласынова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2009. — № 112. — С. 193—198.
  9. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.:Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
  10. Шварц И.Е. Психологический климат как педагогическая проблема личности и коллектива / И.Е. Шварц // Сб. науч. тр. Костром, пед. ин-та. Кострома,1977. Вып. 48. — С. 5—19.