ВЕДУЩИЕ ОБРАЗЫ, ТРАДИЦИИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И ДЕКОРИРОВАНИЯ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ ВЕДУЩИХ ИГРУШЕЧНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ
Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ВЕДУЩИЕ ОБРАЗЫ, ТРАДИЦИИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ И ДЕКОРИРОВАНИЯ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКИ ВЕДУЩИХ ИГРУШЕЧНЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ
На территории России действуют многие различные центры по изготовлению игрушек. Каждый такой центр является важной страницей в истории русской игрушки и частью народной культуры. При этом необходимо отметить, что культура России неразрывно связана с народным искусством, которое отражает истоки духовной жизни народов России.
Главным условием полноценного эстетического воспитания школьников, развития творческих и художественных способностей детей является привлечение их в многообразные виды художественной деятельности, которые основаны на произведениях творчества народов.
Ценным образом народной культуры является игрушка, которая не утратила своего значения и в настоящее время.
Народная игрушка способствует обогащению массовой культуры и быт наших современников. Особенно ценной для детей является игрушка, так как она способствует непринужденно и эффективно забавлять, увлекать, обучать, воспитывать и развить. Игрушка знакомит школьников с национальной историей народов, развивает у них патриотических и гражданских чувств, способствует воспитывать у них отзывчивости к красоте, особенностям культуры других народов, уважительного отношения к традициям.
Игрушка, выполненная народными умельцами, является многообразной. Среди них можно точно определить игрушки, выполненные в Росси, т. к. в каждом регионе, где выполнялись игрушки, сложились своеобразные стилистические оттенки, характерные особенности [2].
Несмотря на ограниченность круга сюжетов, в композициях и приемах лепки глиняная игрушка является традиционной. Необходимо отметить, что все возможные виды глиняных игрушек, выполненные в России, тяготеет двум полюсам.
Отдельные игрушки отличаются простотой и компактностью формы, максимальной обобщенностью образов-типов и символов. Эти игрушки отличаются статичностью, у которых объемы не расчленены; обычно они рассчитаны на одну — фронтальную или профильную точку зрения; из нескольких неярких цветов составляют декоративную композицию из простейших элементов росписи. Такие игрушки изготавливаются в некоторых небольших центрах Средней России — Курской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Воронежской областей.
Игрушки, у которых формы и композиции тяготеют к трёхмерности объемов, являются игрушками второго рода. Они более сложные по технике выполнения, при этом подвижность и декоративность силуэтов, требуют обозрения со всех сторон. Такие игрушки отличаются обилием лепных деталей, сопровождающиеся монолитностью основной массы. Большая индивидуализация образа сочетается с определенной типичностью. Особо сложным является и колористическая гамма.
В игрушках, выполненных из глины, сохранились архаические черты и образы, которые уходят корнями в далекую древность. Каждая игрушка отличается друг от друга со своими персонажами, отражением законов красоты, единственного и неповторимого мира. В рязанских городах Скопин и Сапожок, во владимирском городе Муроме, в деревне Бабурино на Ярославщине, в деревнях Санталово и Елиша на тверской земле был развиты крупнейшие промыслы русской глиняной игрушки. В промыслах, занимающихся гончарством, одновременно изготавливали и игрушку.
Дымковская игрушка является самым известным из глиняных промыслов России, которая возникла в 15—16 веке. Такие игрушки выполнялись в Слободе Дымково расположенном на правом берегу реки Вятки. Изготовление дымковских игрушек получило интенсивное развитие в XIX веке. Эти игрушки вывозились за пределы Вятской губернии, в Москву, Оренбургскую губернию, они были демонстрированы на различных выставках художественного промысла [2].
Повышение интереса, к дымковским игрушкам, не является случайностью. Так как эти народные игрушки представляют собой настольную декоративную скульптуру, которые привлекательны своим остроумием, остротой характеристик. Творчество дымковских мастериц всегда сохраняло своей жизнерадостности, например такие игрушки как: важные и надутые няни, барыни, модницы, лихие наездники и наездницы, которые являются плодом богатой народной фантазии, отличающейся непосредственностью и живой импровизацией, пластичностью выразительностью, яркостью и красочностью [1]. Умельцы, которые создавали эти знаменитые игрушки, обоснованно считали себя носителями культурных традиций, созидателями, и участниками коллективного творчества.
Главной целью современных народных умельцев является сохранение старых сюжетов, в дымковских игрушках. Например, медведь считается символом силой и могущества, козел — олицетворяет положительную и добрую силу; баран и корова — символизируют плодородие и могущество; олень — выражает символ обилия, счастливого брака и т. д.
Способы и технология лепки, а также росписи игрушки передается из поколения в поколение; промысел развивается непрерывно; создаются новая композиционная тематика, посвященная жизни села и города, по различным сюжетам русских народных сказок. Важно отметить, что каждая игрушка является неповторимой и авторской.
Коллекции фигур в Кировском художественном музее считаются самыми старыми уникальными игрушками. Своими сюжетами они наиболее сходны кругу образов Тульской слободы Большие гончары. Но, не смотря на это, эти фигурки отличаются своими особенностями: тонкослойностью, изяществом и грацией поз, нежной гаммой росписи, которые напоминают колорит тульских барынь под зонтиками. Фигурки из Кировского музея относятся к начальному периоду развития дымковских игрушек в XIX веке. Произведения из коллекции А.И. Деньшина представляют следующий этап развития дымковских игрушек. К его коллекциям характерны изображения барышни, кормилицы, няни, поступивших в Загорский музей игрушек в 1919 году.
Третий период связан с расцветом таланта А.А. Мезриной после Великого Октября. Она своим творчеством открыла новую страницу в истории дымковских игрушек. А.А. Мезрина фактически создала новый тип дымковской игрушки, интерпретировала характерные традиционные образы, обогащала их новыми темами, способами и приемами лепки. При этом усилена декоративность росписи. Игрушки, созданные Мезриной, вводят в особый мир, в котором тесно переплетаются черты жизни провинционального города и жизни народа, занимающегося известным трудом, связанного с окружающей природой и живыми существами.
Скопинская игрушка известна с XV века. В конце XIX — начале XX века в городе Скопине Рязанской губернии чаще стали лепить всадников, а из зверей — медведей. Эти игрушки представляли собой бравых и лихих военных; стоящими на задних лапах изображались медведи; облики зверя были добродушными, нежели устрашающими. В Скопине игрушки покрывались зеленой, желтой или темно-коричневой глазурью. Блестящие стекловидные массы подчеркивали мягких округлых объемов фигурки [2].
Деревня Вырково Касимовского района является одним из центров рязанской игрушки. Для этих игрушек присущи миниатюрные изображения фигурок человека, жанровые наброски, выполненные с натуры. Живая выразительность фигурок сочетается эскизной манерой лепки, правдивой передачей поз и жестов. Фигурки людей лепили в действии, движении за работой, в связи с тем, что в 1930-е годы мастера проявили интерес к творчеству.
Деревня Филимоново Одоевского района Тульской области является одним из центров изготовления производства глиняной игрушки. Старинные филимоновские игрушки изготавливались в 20—30-х годах прошлого века. Игрушки, произведенные в этих годах, отличаются своеобразной пластикой и неяркими полосатыми узорами в два цвета на фоне белой глины. В 1950—1960-е годы производство игрушек заметно возросло и обновилось. Характерными особенностями игрушек являются гибкость, упругость тел, длинные ноги и шеи с маленькими изящными головками. Мастера добродушием и с юмором, изображали следующие жанровые сюжеты: «Солдат кормит курицу», «Жених и невеста», «Застолье», «Праздник» и т. д. Фигурки лепили тесно сплетенными друг с другом и соединили общим основанием — «землей». Традиционными персонажами филимоновских игрушек являются барыни и солдаты, всадники, редко крестьянки. Этим игрушкам характерны удлиненные пропорции и увеличенные размеры. Своеобразием отличаются филимоновские солдаты — игрушки. Эти игрушки высокие, длинноногие, в своеобразных костюмах — френче в талию, с погонами, в цветных штанах, в необычных сапогах на высоком каблуке. Филимоновских игрушек расписывают анилиновыми красками, используя три основных цвета — малиново-красный, зеленый и желтый, в отдельных случаях — синий и фиолетовый.
Своеобразностью отличаются тульские игрушки родом из Тулы. Основные сюжеты тульских игрушек — барыни, няни, кормилицы, монахи, военные, дамы. Эти фигурки представляют собой жанровые композиции однофигурные или из двух фигур, в которых персонажи изображаются за каким-то определенным занятием, например, няня одевает ребенка, танцующие пары и др. Игрушки имеют два типа лиц. В одних случаях расписываются на ровной поверхности с малозаметным бугорком — носом, а в других вариантах — соблюдением анатомии. Роспись тульских игрушек имеет свои характерные особенности. Для росписи используют следующие пастельные тона: сиреневые, розовые, серые, зеленоватые, голубые. С помощью этих цветов мастерицы передают фон и покрой нарядных платьев. В игрушках отсутствует орнаментальная роспись, мазками и линиями дорисовываются детали фигур, костюмов на одноцветном фоне. Оттенки и нюансы цвета, их изысканные сочетания гармонируют с такой же мягкой и тонкой пластикой.
Крупный очаг Каргопольской игрушки находится на севере России, в городе Каргополь раскинувшийся по истоку реки Онеги. Для цветовой гаммы характерны розовые, зеленые, сиренево-синие, желтые, оранжевые и красные краски неярких оттенков. Для изготовления этих игрушек применяют такие приемы росписи, как сплошное окрашивание отдельных частей, комбинацию из пятен, сочетание прямых и волнистых линий, штрихов в виде своеобразного геометрического узора. В нем повторяются мотивы деревьев, веток, листьев, кругов красно-оранжевого цвета и крестов в лучах [2].
Своеобразными традиционными сюжетами каргопольских игрушек являются: кони, олени, птицы, бараны, катание на санях, тройках, кадрили на две пары, бабы-крестьянки с корзинами, с детьми или птицами на руках и т. д. Характеры у зверей своеобразны, они немного очеловечены, но при этом не теряют своей звериной природы, среди них: двухголовые кони и олени; недобрые собаки и зловещие медведи в весть рост с поднятыми лапами.
Современными промыслами русской игрушки являются: дымковская игрушка в г. Кирове, производство филимоновских игрушек в Тульской области и каргопольских игрушек в Архангельской области.
В заключение можно отметить, что в местностях, где лепят игрушек, сложились определенные стилизованные узоры и оттенки. Эти промыслы отличаются своей особенностью, это особый мир со своими персонажами, пониманием законов красоты, мир единственный и неповторимый.
Список литературы:
- Декоративно-прикладное искусство в жизни человека [Текст]: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская — М.: Просвещение, 2001. — 176 с.
- Народная игрушка [Текст]: учеб.- метод. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» / Е.И. Ковычева — М.: ВЛАДОС, 2010. — 159 с.