Статья:

КРИЗИС СИТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Зеленина Т.Ю. КРИЗИС СИТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 24 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КРИЗИС СИТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Зеленина Таисия Юрьевна
магистрант Иркутского государственного технического университета, РФ, г. Иркутск

 

Система образования является одним из ключевых каналов передачи культурного опыта, социальных устоев, норм поведения и морали. Можно говорить о том, что образование играет далеко не второстепенную роль в жизни общества. Оно является одной из важнейших жизненных ценностей, значительным фактором в экономическом и социальном развитии, а так же гарантией сбалансированного развития общества в целом.

Очевидно, что образовательные нормы устанавливаются в зависимости от политических интересов страны. Образование, является мощнейшим средством манипуляции общественным сознанием, а так как оно затрагивает в большей степени молодое поколение, то чаще всего это манипуляция направленна в будущее. Государство всегда заинтересовано в том, чтобы в ходе образовательного процесса, человек усваивал ту информацию, которая в дальнейшем будет формировать его благосклонное отношение к правящей элите и государственному режиму. Ведь в ходе обучения мы сами для себя определяем понятие добра и зла, правильности и неправильности, разрешенного и запрещенного. А малейшее воздействие при осмыслении данных вещей оказывает очень сильное влияния на выбор и принятие решений.

На сегодняшний день можно говорить о том, что образование становится еще и одним из элементов глобальной конкуренции. Это вызвано возрастающим воздействием образования на успешное развитие государств и их продвижение на глобальных рынках труда и новейших технологий, где уровень конкуренции очень высок. Таким образом, помимо всего прочего, образование превращается в один из важных элементов экономической стратегии и геополитики стран мира.

Так же образование является одним из ключевых элементов общественного формирования личности. Оно способствует становлению специалиста, профессионала, гражданина. Можно говорить о том, что современное состояние высшего образования определяет уровень экономического, научно-технического и культурного прогресса общества в целом.

Все интеграционные процессы в образовательной среде, в основном, порождаются глобальными изменениями в обществе. За последние десятилетия во многих станах система образования была модернизирована, об этом говорит подписание «Болонского соглашения», к которому присоединилось большинство развитых стран мира. Изначально планировалось, что переход на систему бакалавриата устранит трудности, связанные с мировым рынком труда, которые заключались в невозможности оценивать дипломы по единому образцу. И позволит осуществлять подготовку компетентных специалистов, которая заключается в формировании стремлений к самостоятельному получению знаний, ориентации на профессиональное развитие личности, совершенствовании навыков, закреплении полученных знаний и т. д.

Но результаты образовательных реформ повлекли за собой такие проблемы, как снижение мотивации у обучающихся, поверхностное изучение материала, неудовлетворенность будущей профессией и нежелание принимать участие в образовательном процессе. Так же у современной молодежи отмечается неуверенность при выборе профессии, отсутствие заинтересованности в образовании, как источнике знаний и умений.

Вероятнее всего это связано с разными культурными традициями, ведь в разных странах системы образования опираются на культурное наследие. И то, что хорошо прижилось в одной стране, не обязательно будет уместно в другой. А переход на единую образовательную систему, помимо всего прочего, приводит к стандартизации знаний, то есть стиранию культурных границ.

Переход на бакалавриат привел к ухудшению качества образования, к снижению уровня знаний и к тому, что у молодежи пропадает интерес к обучению. Образование, на данном этапе жизни общества, перестало считаться необходимым этапом в саморазвитии и получении знаний. В современном мире образование необходимо «для галочки», просто потому что с ним проще найти престижную работу. Учащиеся теперь заинтересованы в образовании только в формальном смысле, только «ради диплома».

Так же при введении бакалавриата предполагалось, что основную часть знаний обучающиеся будут получать самостоятельно, а преподаватели будут их только направлять. Но проблема в том, что основным источником информации, на данный момент, является интернет. А в интернете множество субъективных, порой даже ложных данных. Разобраться самостоятельно в таком изобилии информации просто не представляется возможным. Казалось бы, что эту проблему можно решить, если брать данные только с научных сайтов, но тогда возникает другая трудность, которая заключается в том, что системы поиска на научных сайтах оставляют желать лучшего. Они зачастую просто не выводят нужных результатов. А так же не на все сайты можно получить доступ с личного компьютера, часто доступ открыт только с компьютеров в университетах и библиотеках.

А повсеместное введение тестовой системы оценки знаний, не является залогом объективности при оценивании учащихся. При живом общении человек учится анализировать и излагать мысли. А преподаватель может корректировать и направлять обучающегося. Тестовая же система обезличивает всякое взаимодействие и приводит к шаблонному мышлению. Ведь все тестовые формы очень похожи, все задачи в них идентичны, меняются лишь значения. Таким образом, нехватка личного контакта приведет к формализации и упрощению мышления, а так же уменьшению знаниевого объема учащихся. Отрывочность и фрагментация представлений делает невозможным построение целостной картины мира.

Так же, большой проблемой становится платность образования (его коммерциализация). Если раньше отбор в высшие учебные заведения производился, в основном, на основании интеллектуальных способностей студента, то сейчас, в любое высшее учебное заведение можно поступить за деньги при минимальном количестве баллов за экзамены. Это приводит к большому разрыву в знаниях у учащихся, который влечет за собой замедление учебного процесса и ухудшение образования в целом, потому что преподаватели вынуждены подстраивать учебный процесс под всех студентов и усреднять его.

В условиях глобализации постоянная модернизация и реформация образовательной системы кажется необходимой, ведь образование должно отражать текущие ценности, нормы и устои общества, а так же идти в ногу с развитием науки. Но практика показывает, что проблемой модернизации является тот факт, что реформы разрабатывают и одобряют в лабораторных условиях. В реальной жизни они просто не работают и, зачастую, вредят образовательному процессу.

Все чаще в научной среде обсуждается «кризис образования», который настиг американскую и западноевропейскую образовательные системы, а в дальнейшем, по цепочке, передался и в системы образования других стан.

Эксперты видят суть мирового кризиса, прежде всего в ориентации сложившейся системы в прошлое, ориентированности ее на прошлый опыт, в отсутствии ориентации на будущее. Молодое поколение не способно к проективной детерминации будущего, не умеет нести ответственность за него, не верит в то, что можно влиять на это будущее, развивая свои профессиональные способности. Молодежь перестала стремиться к прогрессу, и если бы была возможность, то многие вообще бы ничего не делали и с удовольствием сидели на иждивении у родителей. Молодые люди просто не отдают себе отчет в том, чем они занимаются и для чего они это делают. «Плыть по течению» становится нормой, а любое изменение окружающей среды воспринимается болезненно. Наблюдается спад самостоятельности и инициативности. А причиной всего этого в значительной степени является трансформация образовательных систем.

Российской системе образования долгое время была свойственна относительная замкнутость и изолированность. Но быстрое развитие информационных технологий и глобальная конкуренция в данной сфере привели к возникновению потребности в преобразованиях.

Процесс модернизации высшей школы включал в себя разработку возможных путей для введения основных позиций реализации европейского образования в доставшуюся нам по наследству советскую образовательную систему. Это якобы было необходимо для создания новых моделей и форм функционирования современной системы образования, а так же из-за потребности повысить качество отечественной образовательной системы для ее соответствия требованиям и стандартам постиндустриального общества. Предполагалось, что присоединение России к «Болонскому соглашению» повысит уровень компетентности выпускников, их готовность получать знания самостоятельно, стремление к самосовершенствованию, ориентированность на изменения требований на рынке труда и уровень социальной мобильности.

Но практика показала, что традиционная образовательная система была на порядок лучше и качественнее европейской. И переход на бакалавриат в нашей стране произошел по нестандартной схеме, в результате чего у нас образовалась новая образовательная система, в которой бакалавриат не сменил специалитет, а стал существовать параллельно с ним. Но это не предотвратило кризис российской образовательной системы.

 

Список литературы:

  1. Алферов Ж.И. Образование для России XXI века / Ж.И. Алферов, В.А. Садовничий // Образование, которое мы можем потерять: сб. ст. / под общ. ред. В.А. Садовничего. — М.: Изд-во МГУ, 2002. — С. 17—25.
  2. Байденко В.И. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, — 2010. — 352 с.
  3. Вакаев В.А. Феномен отчуждения в системе высшего образования / В.А. Вакаев // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2013. — № 4 (31). — С. 121—123.
  4. Демина Л.Д. Мотивационная основа оценки качества образования студентами / Л.Д. Демина, Д.В. Труевцев, О.А. Сагалакова, П.Р. Юсупов, И.А. Ральникова, И.В. Михеева // Известия АГУ. — 2009. — № 2 (62). — С. 54—58.
  5. Тимченко Л.Л. Проблема отчуждения в Российском образовании / Л.Л. Тимченко // Философия образования. — 2009. — № 1 (26) — С. 19—25.