ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — НАСУЩНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Важнейшей проблемой, которая решается на самых различных уровнях, является ухудшение состояния окружающей среды, поэтому актуальным и значимым направлением работы современной школы является осуществление экологического воспитания, направленного на всестороннее развитие личности обучающегося, становление его как гражданина и разумного потребителя. Воспитание бережного отношения к окружающей среде, родной природе, расширение знаний в области охраны среды обитания должны стать неотъемлемой частью работы каждого учителя и классного руководителя [1].
Каждый школьный предмет имеет определенные возможности для осуществления экологического воспитания подростков. Особое место в решении задач экологического и природоохранного воспитания имеет курс «Основы безопасности жизнедеятельности», который охватывает многие аспекты экологических проблем современного общества: экология жилища, нарушение экологического равновесия в местах проживания, виды загрязнителей и их влияние на состояние окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и др. При организации уроков и внеклассных мероприятий учителю ОБЖ необходимо раскрыть сущность острых проблем, возникающих в результате взаимоотношений человека и природы, увидеть их социальное ядро, предложить средства и способы решения задач воспитания ответственного отношения школьников к природной среде [3]. Таким образом, экологическое воспитание является насущной необходимостью для обеспечения безопасной жизнедеятельности сегодняшнего и будущего поколений людей.
Внеклассная работа по ОБЖ является важнейшей формой образования и воспитания, содержание которой не ограничивается рамками учебной программы. В связи с этим внеклассные занятия предоставляют широкий спектр деятельности по развитию активности, творчества, самодеятельности и учителя ОБЖ, и обучающихся. Грамотно организованные внеклассные занятия ни в коей мере не подменяют школьную работу, а дополняют, улучшают и обогащают ее. Внеклассная работа имеет большие возможности в выборе форм, методов и приемов проведения тех или иных мероприятий.
Для углубления экологических знаний, с целью формирования экологического сознания необходима целенаправленная работа не только на уроках, но и, что очень важно, во внеурочное время. В связи с этим рекомендуется разнообразить внеклассную деятельность по осуществлению экологического воспитания обучающихся, используя все разнообразие внеклассных занятий: массовые, групповые и индивидуальные.
С этой целью мы предлагаем реализовать разработанный нами воспитательный проект «Экологический календарь», рекомендуемый для обучающихся среднего звена школы в рамках предмета ОБЖ. «Экологический календарь» — это ознакомление с основными экологическими датами и связанными с ними событиями. В содержании программы проекта заложена обучающая, интеллектуально-познавательная, творческая деятельность, направленная на формирование у них экологических понятий, воспитание научного мировоззрения, развитие мышления, расширение кругозора.
Особое внимание при отборе сведений для тематических стендов, разработке внеклассных мероприятий следует обратить внимание на краеведческий материал, который помимо осуществления экологического воспитания, будет способствовать развитию патриотизма школьников на основе знаний о родном крае, его проблемах и способах защиты. Благодаря краеведческому подходу при рассмотрении экологических проблем региона будет решаться важная педагогическая проблема — соединения обучения с жизнью. А мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом или Всемирному дню здоровья, будут способствовать осуществлению медицинского и гигиенического воспитания. Проект имеет широкие возможности для реализации межпредметного взаимодействия курса ОБЖ с биологией, географией, химией, физикой, которое является средством комплексного подхода к процессу обучения, а также имеет большое значение для систематизации знаний обучающихся, развития у них самостоятельного мышления и познавательного интереса.
Для интенсификации передачи информации, расширения иллюстративного материала, создания проблемных ситуаций, усиления эмоционального фона, формирования учебной мотивации обучаемых при подготовке и проведении внеклассных мероприятий следует использовать большое разнообразие средств обучения: фрагментов документальных фильмов, звуковых средств (записей шумового загрязнения, звуков природы), а также реальные средства обучения при проведении мероприятий практической направленности.
В рамках реализации проекта нами был разработан годовой план воспитательной работы для обучающихся общеобразовательных учреждений «Экологический календарь», включающий систему внеклассных мероприятий экологической направленности. Представленный проект рекомендуется реализовать в течение всего учебного года в рамках трех разделов: «Экологическая элегия», «Место жительства — планета Земля», «Мы сохраним тебя, Земля?!».
Для каждого раздела оформляется тематический стенд с описанием событий, приуроченных к тем или иным экологическим датам. В течение одного сезона организуются исследования обучающихся, а также проводятся внеклассные мероприятия в соответствии с предстоящими экологическими датами. Материал, который используется при подготовке и проведении внеклассных мероприятий или для проведения исследований должен иметь непосредственное отношение к школьному курсу ОБЖ. Итак, в программу «Экологическая элегия» включены следующие экологические даты: Международный день охраны озонового слоя (16 сентября), Российский день леса (15—17 сентября), Всемирный день без автомобилей (22 сентября), Всемирный день туризма (27 октября). Разработка данного раздела проекта предусматривает оформление тематического стенда с указанием основных экологических событий и дат; проведение обучающимися анкетирования автомобилистов с последующей обработкой полученных результатов и докладом на тематическом вечере, посвященном Всемирному дню без автомобилей; организация соревнований практической направленности во Всемирный день туризма.
Второй раздел «Место жительства — планета Земля» посвящен зимним экологическим датам: Всемирный день борьбы со СПИДом (1 декабря), Международный день борьбы с пестицидами (3 декабря), День заповедников и национальных парков (11 января), День мобилизации против угрозы ядерной войны (29 января). При реализации данного раздела целесообразна организация встречи с медицинским работником на вечере, посвященном Всемирному дню борьбы со СПИДом; предполагается проведение исследований обучающимися по изучению уровня загрязнений почв, воздуха и воды с использованием доступных для них методик.
Третий раздел «Мы сохраним тебя, Земля?!» предполагает изучение следующих экологических дат: Всемирный день здоровья (7 апреля), День экологических знаний (15 апреля), День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (26 апреля), Международный день климата (15 мая). Реализация третьего раздела проекта по составлению «Экологического календаря» предполагает проведение викторин и конкурсов, посвященных Всемирному дню здоровья и Дню экологических знаний; проведение тематического вечера с приглашением участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. При проведении заключительных мероприятий возможна организация закладки пришкольного парка или разбивка цветников в целях озеленения школы.
С целью оценки проводимой информационно-пропагандистской деятельности экологической направленности в ходе внеклассных мероприятий, степени их влияния на результаты учебно-воспитательного процесса по ОБЖ можно провести опрос обучающихся после проведенного мероприятия. Каждому участнику рекомендуется оценить степень влияния проведенных экологических мероприятий на повышение уровня их знаний и на формирование у них положительных качеств личности, а оценивать полученные данные целесообразно по следующей шкале: 4 — повлияло очень сильно; 3 — повлияло сильно; 2 — повлияло, но незначительно; 1 — почти не повлияло; 0 — отрицательно повлияло. При обработке полученных данных следует учитывать средний балл из всех оценок каждого мероприятия, определяя, таким образом, эффективность его влияния на обучающихся [2].
Так, внеклассная работа играет важную роль для повышения уровня экологической культуры, развития экологического сознания и четкой гражданской позиции в природоохранной деятельности. А в ходе реализации нашего проекта по составлению «Экологического календаря» каждый школьник приобретет те знания, умения и навыки, которые ему необходимы, интересны и доступны для выполнения.
Список литературы:
- Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. — М.: Просвещение, 2006. — 574 с.
- Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
- Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова. — М.: Академия, 2000. — 160 с.