Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ CASE-STUDE НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Сидорова Н.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ CASE-STUDE НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 258 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ CASE-STUDE НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Сидорова Нюргуяна Васильевна
студент 4 курса, ИМИ СВФУ им. М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Эверстова Валентина Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. ИМИ СВФУ им. М.К. Аммосова, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

 

Одним из современных требований к результатам обучения школьников является овладение ими набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие, жизненные задачи, с которыми ему предстоит столкнуться непосредственно во взрослой жизни. «Ученик при изучении различных разделов математики постоянно должен понимать: зачем этот предмет ему нужен, как связаны изучаемые понятия с насушными задачами практики» [2, с. 164].

В связи с этим необходимо на уроках математики использовать современные образовательные технологии обучения. Особый интерес вызвала технология case-study, которая была разработана и активно внедрена в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году.

В России эта технология активно стала использоваться в последнее время. По мнению Толочиной (Демьянчук) О.Г. кейсовая технология (метод) — это обучение действием [4]. Суть case-study состоит в том, что усвоение знаний, развитие умений, формирование компетенций есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению конкретных жизненных ситуаций. Кейс должен содержать: реальную ситуацию, соответствующую возрасту ребенка; информацию, подготовленную по определенному формату и предназначенную для анализа и обобщения; задание, обучающее навыкам формулирования проблемы и выбортки возможных вариантов ее решения.

Покажем, как используется технология case-study на уроках математики на примере темы «Решение задач на проценты» в 6 классе общеобразовательной школы.

Время: 2 урока.

Класс: 6.

Предмет: Математика.

Тема: Решение задач на проценты.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Вид кейса: Обучающий кейс.

Тип кейса: Аналитический (Case-incident method).

Цели:

Обучающая: научиться применять полученные знания по теме «Проценты» в конкретных жизненных ситуациях.

Развивающая: развивать умения анализировать, систематизировать, интерпретировать полученные результаты, правильно пользоваться интернет-ресурсами в образовательных целях.

Воспитательная: воспитывать ответственность и умение сотрудничать в группе, выслушивать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказывать свою, профориентационная работа.

Краткое содержание кейса:

Часть 1. Информационная часть:

Все об аэропорте «Якутск» ты можешь узнать на официальном сайте http://www.airport-yakutsk.ru.

Таблица 1.

Расписание регулярных рейсов Якутск-Мома-Якутск с 04.03.14 г. по 25.10.14 г.

 Название авиакомпании

Рейс

Из а/п Якутск

В а/п Якутск

отпр

Дни

Тип ВС

Прибв а/п назн

Рейс

Приб

Дни

«Якутия»

ЯП

405

08:20

1

 

 

4

 

 

АН-24

12:50

ЯП-406

14.05

1

 

 

4

 

«Полярные авиалинии»

ЯП

231

 

 

 

3

 

 

 

 

 

ЯП- 232

 

 

 

3

 

 

«Бурятские авиалинии»

ЯП

 

 

 

2

 

 

5

 

 

 

 

 

 

2

 

 

5

 

 

Таблица 2.

Перечень сборов на платные услуги, оказываемые ОАО АК «Якутия», «Полярные авиалинии» и «Бурятские авиалинии»

Наименование сборов за платные услуги

Сбор, отражающий затраты на услуги, (руб)

Примечание

1

Сервисный сбор за оптимальный подбор маршрута и оформление перевозки

350 *

500**

За каждый участок маршрута

2

Сбор за добровольное изменение даты и времени вылета (обмен авиабилета)

350 *

1000**

За один авиабилет

3

Сбор за добровольный отказ от полета (возврат авиабилета)

350 *

500**

За один авиабилет

4

Сбор за предварительное бронирование мест по заявкам пассажиров и организаций (без одновременного оформления авиабилета)

150**

За одно место

5

Сбор за выдачу справок из архива агентства

500 *

350**

За одно место

6

Сбор за справку о стоимости проезда

100*

150**

За одно место

7

Сбор за выдачу копии маршрут — квитанции электронного билета

150 *

100**

За одно копию

8

Ксерокопирование документов

10 *

20**

За один лист

9

Сбор за оформление услуги с использованием уведомления о предварительной оплате (РТА)

500**

За один авиабилет

10

Сервисный сбор при оформлении авиабилетов по пластикой карте

400 *

700**

За каждый участок маршрута

11

Сбор за добровольный отказ от полета (возврат авиабилета) по пластиковой карте

400 *

800**

За один авиабилет

*- ООО «Агентство Транспортных Сообщений Меридиан»

**-ООО «Олимп-Арт»

 

 

Таблица 3.

Часть 2. Выписки из прайс-листов о стоимости авиабилетов Мома-Якутск-Мома

Название авиакомпаний

Стоимость

Эконом тариф-1

Эконом тариф-2

 Скидки в летнее время, социальные скидки

Скидки на покупки 23 февраля для мужчин и 8 марта для женщин

«Полярные авиалинии»

18000 рублей

12000 рублей

13400 рублей

*пассажир старше 55 лет (включительно) — 45 %

**«Молодежная» с 18 до 23 лет — 45 %

 

 

 

С 30 % до 50 %

«Якутия»

18000 рублей

12300 рублей

13300 рублей

«Бурятские авиалинии» полеты с 29.06. по 15.09.

15000 рублей

9000 рублей

Нет

Нет

Нет

 

Часть 3. Задания кейса:

Семья Петровой Маши этим летом с 15 июня по 15 июля собираются отдыхать в г. Якутске, необходимо посчитать наименьшие затраты на авиабилеты Якутск-Мома-Якутск, если ее семья состоит из 8-ми человек:

Таблица 4.

Состав семьи

1

 Петров Алексей Алексеевич — дедушка

02.04. 1949 г.

2

 Петрова Мария Ивановна — бабушка

16.11.1951

3

Петров Николай Алексеевич — отец

07.02.1972

4

Петрова Лариса Викторовна — мать

28.02.1973

5

Петрова Альбина Николаевна — сестра

15.05.1993

6

Петров Артур Николаевич — брат

09.10.2003 г.

7

Петрова Ольга Николаевна — сестренка

07.07.2012

 

Задание 1. Рассчитайте стоимость авиабилетов Мома-Якутск-Мома, если билет купят за 1 месяц до вылета.

Задание 2. Рассчитайте стоимость авиабилетов Мома-Якутск-Мома, если билеты приобретают во время скидок ко Дню защитника Отечества и ко Дню 8 марта.

Задание 3. Рассчитайте стоимость авиабилетов Мома-Якутск-Мома, если билет купят перед отъездом за 1 неделю.

Вопросы для обсуждения по материалам кейса.

  1. Обсудите в группах результаты исследования.
  2. Сравните стоимость билетов в разных авиакомпаниях.
  3. Выберите авиакомпанию, в которой выгоднее всего купить авиабилеты этой семье.
  4. Сделайте рекомендации, в какое время лучше всего приобрести авиабилеты.

Часть 4. Домашнее задание: А теперь дома посчитай затраты на авиабилеты для своей семьи. Разработай рекомендации, в какое время вам лучше всего приобрести авиабилеты.

Обучающимся озвучивается тема занятия «Решение задач на проценты» и проговаривается то, что занятие будет проводиться в режиме case-stude. Класс делится на 4 группы по 6 учащихся. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение и отвечать на вопросы.

Этапы урока:

  1. Организационный момент, кейс предоставляется ученикам непосредственно на занятии. Основная задача этого этапа: создание условий для формирования мотивации учащихся к уроку. На изучение материалов кейса, ознакомление с ним отводится около 15 минут времени занятия. На этом этапе проводится профориентационная работа, обучение учащихся правильному использованию интернет ресурсов, обязательному выполнению ссылок на них, объясняется, что такое плагиат.

Используются следующие методы и приемы: информационный, аналитический, стимулирование мотиваций учащихся. В результате данного этапа происходит включение учащихся в деловой ритм, готовность класса к решению ситуативной задачи.

  1. Работа в группах по поиску решения поставленной проблемы. Основная задача данного этапа: организация деятельности по решению проблемы. Учитель консультирует учеников, ученики в группах обсуждают индивидуальные ответы, объясняют непонятные моменты друг другу, вырабатывают единую позицию, которую оформляют на отдельном листочке. Данный этап занятия длится около 40 минут. На этом этапе используются такие методы и приемы как: словесный, наглядный, вычислительный, самоконтроль, анализ, дополнение, проблемная ситуация, прием умственных действий, обращение к своему знанию, выдвижение предположений, фиксация в конспектах, «ситуация успеха». В результате данного этапа происходит определение границ знаний, совместное решение проблемы.
  2. На следующем этапе учитель организует и направляет на обсуждение вариантов решений групп, что занимает по времени около 20 минут с учетом обсуждения предложенных решений. Основная задача этого этапа: организация и создание условий для обсуждения решенных задач. Используются такие методы и приемы как: обсуждение, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, конспектирование. В результате этого этапа учащиеся должны выбрать и обосновать свой выбор наиболее оптимального варианта прибретение авиобилета (с наименьшими затратами).
  3. Итоговая часть занятия занимает около 10 минут и посвящена подведению итогов, обобщению полученных результатов. Итоговую часть занятия проводит учитель, опираясь на презентованные группами варианты решений. Основная задача данного этапа создание условий для рефлексии. На этом этапе используются такие методы как: рефлексия, словесный, наглядный, оценка практической значимости содержания обучения, прогнозирование будущей деятельности. В результате данного этапа должно произойти осмысление практического применения знаний по теме «Проценты» в конкретных жизненных ситуациях.
  4. Инструктаж по домашнему заданию: дается индивидуальное задание каждому ученику определить вместе с родителями минимальную стоимость авиабилетов Мома-Якутск-Мома и определиться со сроками вылета. Этап занимает 5 минут урока. Основная задача этого этапа: проинструктировать учащихся по домашнему — индивидуальному заданию. Используются на этом этапе такие методы и приемы как: информационный метод и стимулирование к решению домашнего задания.
  5. В конце урока по новым требованиям обязательно необходимо провести рефлексию, т. е. самооценку деятельности на уроке. Индивидуально каждому раздается опросник, содержащий следующие вопросы:
  1. Что нового я узнал во время урока?
  2. Что не получилось во время урока? Почему?
  3. Что получилось? Благодаря чему получилось?
  4. Что надо учесть в следующий раз?
  5. Поставь себе оценку.

Проведенный урок по теме «Решение задач на проценты» вызвал живой интерес учащихся к изучению темы, а также к предмету математика. Учащиеся столкнулись с жизненной ситуацией, научились пользоваться интернет-ресурсами в учебных целях, узнали многое о стоматологии, прошли профориентацию, были задействованы родители. Таким образом, учащиеся 6 класса на данном уроке овладели набором универсальных учебных действий.

 

Список литературы:

  1. Басаргина О.О., Сидоров С.В. Возможности кейс-технологии в развитии познавательных интересов обучающихся — [Электронный ресурс] // Сайт педагога-исследователя. — Режим доступа: http://si-sv.com/publ/6-1-0-159 (дата обращения: 01.12.2014).
  2. Иванова А.В., Эверстова В.Н. Совершенствование системы школьного математического образования в современных условиях [Текст] / А.В. Иванова, В.Н. Эверстова // Теоретические и методологические проблемы современного образования; Материалы VIII Международной научно-практической конференции 3—4 апреля 2012 г. Том 1 / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». — Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. — С. 163—166.
  3. Сведение об аэропорте города Якутска // Airport-yakutsk.ru портал. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.airport-yakutsk.ru (дата обращения: 29.05.2014).
  4. Толочина (Демьянчук) О.Г. Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды — [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2013. 22 января. URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/keys-tehnologii-kak-odin-iz-innovacionnyh-metodov-obrazovatelnoy (дата обращения: 19.04.2014).