Статья:

В ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДАМ: КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Талавера Ю.А., Матюхина Е.И. В ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДАМ: КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

В ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДАМ: КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Талавера Юлия Анатольевна
студент РГПУ им. А.И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург
Матюхина Екатерина Игоревна
студент РГПУ им. А.И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург
Вольтов Алексей Викторович
научный руководитель, канд. пед. наук, зам. директора ИМЦ Калининского района, РФ, г. Санкт-Петербург

 

В настоящее время одна из самых актуальных проблем среди детей дошкольного и младшего школьного возраста — нарушение звукопроизношения. Нарушение звукопроизношения — группа дефектов произношения, включающая такие нозологические формы как дислалия, ринолалия (палатолалия), дизартрия и, частично, афазия.

Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить в состав других, более сложных речевых расстройств, и тогда, зачастую, оно бывает самым заметным их проявлением. Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку, оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Нарушение звукопроизношения затрудняет у дошкольников обучение русскому языку. При этом ребенок с трудом обучается читать и писать, и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество на первый взгляд совершенно ничем необъяснимых и немотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в первом классе на этом фоне у ребенка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам. Нарушения чтения и письма также приводят к неуспеваемости ребенка по математике.

Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций: внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля, а также о том, что он испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.

По данным современных исследователей каждый второй ребенок имеет различные формы недоразвития речи. Это обусловлено целым рядом факторов: ухудшением качества жизни людей, увеличением рождаемости в группах риска, ростом влияния вредных факторов окружающей среды и т. д.

Всем известно, что сформированность фонетической стороны речи является базой для становления всех компонентов речевой функциональной системы. Эффективность в работе по коррекции речевого недоразвития у дошкольников и младших школьников в большей степени зависит от владения учителем-логопедом традиционными и инновационными технологиями по коррекции и постановке нарушенных звуков. На сегодняшний день появился достаточно новый и малоизвестный способ в коррекции нарушения звукопроизношения — это вестибулярные пластинки. При нарушении речи, связанной с неправильным прикусом или отсутствием зубов, работа логопеда должна быть согласована с работой ортодонта. С помощью безболезненных методик, устраняются физиологические препятствия.

Природой человеку определено дышать носом, вдыхаемый и выдыхаемый воздух должен проходить через носовые ходы, и если этого не происходит, то в носоглотке образуются разрастания лимфатической ткани, так называемые «аденоиды», которые затрудняют свободное прохождение воздуха через нос. В результате этого ребенок начинает дышать ртом. В связи с этим у таких детей с привычным ротовым дыханием происходит недоразвитие лицевых костных структур, деформация и нарушение челюстных пропорций, что внешне проявляется в виде нарушения прикуса, сужения зубных рядов и так называемой «скученности» зубов. Такие дети гораздо чаще болеют простудными и респираторными заболеваниями, т. к. защитные факторы, обеспеченные организму при дыхании носом, в полости рта не работают. Ко всему вышеизложенному стоит добавить, что у таких детей часто возникает гнусавость и речевые нарушения, а может даже при вынужденном постоянном наклоне головы нарушаться осанка.

Аномалии в строении артикуляторного аппарата почти всегда приводят к нарушению произношения и дикции. К ним относятся:

  • аномалии твердого и мягкого неба — это расщелины, это может проявляться в гнусавости, иначе говоря, эффект «речи в нос»;
  • аномалии в строении зубов — сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов и др.;
  • аномалии прикуса — могут осложнять автоматизации звуков Т, Д, Р, например, при резцовом перекрытии наблюдается шипящий сигматизм;
  • аномалии подъязычной связки — при укороченной уздечке, язык не может «достать» и «удержаться» за верхними зубами, что является причиной невозможности произнесения сонорных звуков (Р, Рь, Л, Ль), передне-язычных (Т, Д), а также шипящих звуков (Ш,Ж).

Индивидуальная организованная деятельность:

  1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
  2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
  3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
  4. Коррекция звукопроизношения разными способами.
  5. Автоматизация звуков в речи.
  6. Дифференциация звуков в речи.
  7. Обогащение словарного запаса.
  8. Закрепление знаний, полученных детьми на подгрупповых логопедических занятиях.

На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

После выявления зубочелюстной аномалии можно пользоваться вестибулярными пластинками, которые решают сразу две задачи: устраняется сама аномалия, и создаются условия для коррекции произношения.

Вестибулярные пластинки, разработанные немецкими ортодонтами, позволяют делать следующее:

  • эффективно бороться с привычкой сосать пальцы, соски;
  • перевести ротовое дыхание в носовое;
  • развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;
  • исправлять инфантильное глотание;
  • корригировать недоразвитие нижней челюсти;
  • осуществлять миофункциональную тренировку;
  • стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;
  • эффективно устранять недостатки речи.

Пластинка с подвижной бусинкой помогает выработать у ребенка физиологически правильное положение языка. В классической модели бусинка эффективно массирует спину языка, стимулируя его двигательные мышцы и т. д. Данное устройство используется для детей с дизартрией, обусловленной недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, а также для детей с повышенным тонусом артикуляторного аппарата или нарушением произношения твердых и мягких согласных звуков.

Эффективным средством для тренировки жевательных мышц, которые отвечают в тоже время за смыкание губ, является преортодонтический трейнер. Он позволяет выработать правильный тип дыхания и глотания. Универсальная система тренировки носового дыхания с помощью трейнера показала, что при его использовании в 80 % случаев детям, которым грозило удаление аденоидов, операция не потребовалась.

Таким образом, данный прием работы с вестибулярными пластинками может существенно ускорить и облегчить коррекционный процесс в работе учителя-логопеда.

 

Список литературы:

  1. Алексеева Е.А. Понимание эмоционального содержания текста детьми с нарушениями речи / Е.А. Алексеева // Коррекционная педагогика : теория и практика. — 2014. — № 1. — С. 41—45.
  2. Артемова Е.Э. К вопросу изучения коммуникативных возможностей неговорящих детей / Е.Э. Артемова, Е.В. Плуталова // Школьный логопед. — 2014. — № 1. — С. 69—72.
  3. Бабина Г.В. Материалы и модель обследования интонационных характеристик читаемого текста у школьников с нарушениями речи / Г.В. Бабина, А.С. Соболь // Логопедия. — 2014. — № 1. — С. 39—45.
  4. Волкова С.В. К проблеме исследования нарушений фонематического восприятия и их коррекции у детей с последствиями очаговых поражений мозга / С.В. Волкова // Школьный логопед. — 2014. — № 1. — С. 53—55.
  5. Дмитриевская Н.Ф. Особенности самооценки как структурного компонента внутренней картины речевого дефекта у младших школьников с общим недоразвитием речи / Н.Ф. Дмитриевская // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2014. — № 2. — С. 31—34.
  6. Игнатьева С.А. Коммуникативное поведение первоклассников с общим недоразвитием речи / С.А. Игнатьева // Логопедия. — 2014. — № 1. — С. 87—93.
  7. Козырева О.А. Организационно-методические вопросы логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / О.А. Козырева // Практический психолог и логопед. — 2014. — № 1. — С. 46—55.