Статья:

УЧЕТ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Лушкина Э.А. УЧЕТ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 20.10.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 44 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УЧЕТ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лушкина Эркелей Александровна
студент Горно-Алтайского государственного университета, РФ, г. Горно-Алтайск
Лизунова Галина Юрьевна
научный руководитель, канд. филос. наук, доц. кафедры психологии и социальной работы Горно-Алтайского государственного университета, РФ, г. Горно-Алтайск

 

Актуальной и важной проблемой в содержании современного образовательного процесса является развитие способностей детей. Особый интерес представляет учет динамики развития когнитивной сферы младших школьников в организации учебной деятельности. Проблема интеллектуального, когнитивного развития детей многоаспектна и включает в себя разнообразные вопросы. Проблемы интеллектуального развития изучались С.Л. Рубинштейном Г.Г. Андреевым, Ж. Пиаже, В.Ю. Крамаренко, В.Е. Никитиным, М.А. Холодной и др.; пути и средства умственного развития учащихся Л.С. Выготским, Д.Н. Богоявленским, И.Я. Лернером, Н.Ф. Талызиной и др.; вопросы развития интеллектуальных умений раскрывались в работах И.И. Кулибабы, Н.А. Менчинской и др.; вопросам развития данных умений у младших школьников посвящены диссертационные работы Г.Н. Беловой, М.А. Романовой, М. Хакбердыева, А.С. Якуповой и других авторов; проблемой формирования учебно-интеллектуальных умений у школьников занимались Ю.К. Бабанский, Н.А. Лошкарева и др. При этом особое значение учёные указывали на наиболее плодотворный возраст для развития когнитивной сферы ребёнка 7—10 лет, которому следует уделять пристальное внимание.

Система современного образования должна быть направлена на развитие личности школьника, его умственных способностей, на создание условий для его самоопределения и самореализации. Уровень умственного развития в большой степени влияет на эффективность осуществления этих проблем, а уровень умственного развития в свою очередь зависит от качества диагностики и коррекционно-развивающих мероприятий построенных на ее основе. Чем раньше замечено отставание в развитие того или иного психического процесса, тем вероятнее успех его исправления. Если все психические процессы соответствуют уровню умственного развития личности, то можно говорить об успешно сложившейся личности, которая принесет пользу обществу.

Многие ученые современности, педагоги, педагоги-психологи предлагают различные способы решения этого вопроса и почти всегда это связанно с опытом применения определенных методов обучения и диагностики возможностей ребенка, и нельзя угадать, смогут ли дети усваивать более сложную программу при использовании совершенных средств обучения и способов диагностики обучаемости.

Существует достаточно много определений термина «интеллектуальные способности».

Интеллектуальные способности — умственные способности человека, которые проявляются в его умении решать различного рода задачи.

Интеллектуальные способности — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Интеллектуальные способности — свойства интеллекта, что характеризуют успешность интеллектуальной деятельности в конкретных ситуациях с точки зрения правильности и скорости переработки информации в условиях решения задач, оригинальности и разнообразия идей, глубины и темпа обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания. Учитывая этот факт, мы провели небольшое исследование, целью которого было оценить развитие когнитивной сферы детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования — развитие когнитивной сферы детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. Провести количественную оценку степени выраженности у ребенка различных уровней успешности развития когнитивной сферы в настоящее время.
  2. Разработать рекомендации для педагогов по развитию когнитивной сферы школьников.

Для решения поставленной цели была выбрана методика «Для определения уровня умственного развития детей 7—9 лет» (Э.Ф. Замбицявиченем).

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

1 субтест — его выполнение направлено на исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

2 субтест — направлен на исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

3 субтест — направлен на выявление исследовательских способностей устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

4 субтест — его выполнение направлено на выявление умения обобщать.

С помощью этой методики мы определили уровни умственного развития 43 учеников младшего школьного возраста (8—9 лет). Из них 16 учеников 3 «Б» (6 девочек и 10 мальчиков) и 27 учеников 3 «А» класса (14 девочек и 13 мальчиков). Учащиеся МОУ СОШ № 12, г. Горно-Алтайск.

Таблица 1.

Процентное распределение уровней успешности развития когнитивной сферы учащихся 3 «А» класса

Уровень успешности

Количество человек

Проценты

1 уровень

1

4 %

2 уровень

2

7 %

3 уровень

13

48 %

4 уровень

11

41 %

По итогам исследования когнитивной сферы учащихся 3 «А» класса мы получили следующие результаты (см. табл. 1). На рисунке можно увидеть процентное распределение уровней успешности детей. У 27 человек выявлены следующие уровни успешности. Первый уровень успешности развития когнитивной сферы показал 1 человек — 4 %, второй показали 2 человека — 7 %, третий уровень успешности развития когнитивной сферы показали 13 человек — 48 %, к четвертому уровню относятся 11 человек — 41 %.

Таблица 2.

Процентное распределение уровней успешности развития когнитивной сферы учащихся 3 «Б» класса

Уровень успешности

Количество человек

Проценты

1 уровень

5

31 %

2 уровень

4

25 %

3 уровень

6

38 %

4 уровень

1

6 %

В табл. 2 изображены результаты уровня успешности развития когнитивной сферы 3 «Б» класса в котором 16 человек. Первый уровень успешности развития когнитивной сферы показали 5 человек — 31 %, второй — 4 человека — 25 %, третий — 6 человек — 38 %, четвертый — 1 человек — 6 %.

Таблица 3.

Сводная таблица процентного распределения уровней успешности развития когнитивной сферы учащихся 3-х классов

Уровень успешности

Количество человек

Проценты

1 уровень

6

14

2 уровень

6

14

3 уровень

19

44

4 уровень

12

28

В таблице 3 представлены сводные показатели развития когнитивной сферы по двум третьим классам, учитывая которые можем сделать обобщенные выводы.

  1. У большинства детей — 44 % (19 чел.) — выявлен третий уровень развития умственной сферы: сформированность простейших умений и навыков. Данный процент указывает на высокую степень обученности детей решать интеллектуальные задачи.
  2. У 28 % (12 чел.) четвертый уровень развития умственной сферы. Перенос: учащиеся умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации. Это самый высокий уровень.
  3. У 14 % (6 чел.) — второй уровень развития умственной сферы — понимание. Он предполагает нахождение существенных признаков и связей явлений, предметов на основе анализа и синтеза.
  4. У 14 % (6 чел.) — первый уровень — запоминание. Учащиеся могут пересказать содержание текста, правила, но это не служит доказательством понимания.

Результаты исследований показали, что уровень интеллектуального развития у детей одного и того же возраста сильно отличается друг от друга. Особенностью развития когнитивной сферы в младшем школьном возрасте является то, что каждый познавательный процесс находится под контролем педагога. Опираясь на показатели исследования когнитивной сферы учащихся третьих классов, нами были разработаны рекомендации для педагогов по развитию интеллектуального развития детей младшего школьного возраста в процессе организации учебной работы.

 

Список литературы:

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. // Абрамова Г.С. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. 0 672 с.
  2. Мухина B.С. Возрастная психология. Феноменология развития // Мухина B.С. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с.