Статья:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕНИКОВ ОДНОГО ШКОЛЬНОГО КЛАССА

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Тюрина Н.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕНИКОВ ОДНОГО ШКОЛЬНОГО КЛАССА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕНИКОВ ОДНОГО ШКОЛЬНОГО КЛАССА

Тюрина Наталья Алексеевна
магистрант ФБГОУ «Астраханский государственный университет», РФ, г. Астрахань
Фадина Ангелина Геннадьевна
научный руководитель, доц. ФБГОУ «АГУ», РФ, г. Астрахань

 

На данный момент существуют противоречивые мнения о том, становятся ли похожими люди, оказавшиеся в одинаковых условиях или в одной среде, сфере деятельности. Стоит ли верить информации о том, что биоритмы и циклы у игроков одной футбольной команды сравниваются, что муж и жена со временем даже внешне становятся похожи друг на друга, не говоря уже о психологических особенностях, а также многим другим подобным предположениям.

Мы решили провести пилотажное исследование, которое состояло в том, чтобы составить психологические портреты нескольких учеников одного и того же школьного класса и сравнить их. Для этого мы выбрали сельскую «Пойменскую СОШ», расположенную в Астраханской области. Не городскую, так как в селе факторов, влияющих резко («вспышками») на личностные характеристики, меньше, ритм жизни размереннее. Хотя общественное давление, надо отметить, сильнее, чем в городе.

По рекомендации психолога учреждения, мы выбрали один из самых дружных классов, в котором достаточно долго не меняется состав учеников — 8 класс. Школа небольшая, учебные группы тоже, количество учащихся данного класса было всего 7 человек.

Определившись с объектом исследования, мы начали посещать школьные уроки и внеучебные мероприятия класса, для того, чтобы определить троих самых разных, на наш взгляд, учеников, составить и сравнить их психологические портреты. Можно предположить, что поведение детей могло измениться, в связи с нашим появлением и частым присутствием, тем не менее, справившись с этой задачей, мы перешли к следующей: подбор комплекса методик для составления пилотажного портрета личности.

Мы постарались охватить максимально возможное число личностных сфер и особенностей межличностного взаимодействия: эмоциональную, волевую, коммуникационную, мотивационную, когнитивную и другие. Для этого были применены следующие методики: «Мотивация достижения успеха и избегания неудач» (Р.С. Немов) [3], «Определение уровня тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) [1], «Оценка уровня общительности» (В.Ф. Ряховский) [4], «Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях» (И.Д. Ладанов, В.А. Уразаева) [1], «Запомни и расставь точки» и «Логико-количественные отношения» (Р.С. Немов) [3], «Воспроизведи слова» (А.Р. Лурия) [3], «Личностный опросник» (Г. Айзенк) [2], тест на внимание и восприятие (Г. Мюнстерберг) [3], «Акцентуации характера» (Г. Шмишек) [2]. А также беседа и наблюдение выступали дополнительными методами, как и во многих подобных психологических исследованиях.

Представим далее три портрета, которые мы составили по результатам диагностики.

Психологический портрет 1. Мотивация достижения успеха как реальная поведенческая тенденция с небольшим перевесом преобладает над мотивацией избегания неудач, что внешне выражается в безынициативности ученика на занятиях. Из наблюдений также можно отметить, что на вопрос учителя, как правило, отвечает, но сам активность не проявляет.

Уровень ситуационной тревожности — средний, то есть в пределах нормы, при этом личностная тревожность на низком уровне. Это можно рассматривать и как хорошую тенденцию, внутреннюю гармонию, и как легкие проявления защитной реакции в такой форме.

Коммуникабельность обследуемого имеет высокое значение. Общительность бьет ключом. Возможно, он всегда в курсе происходящего вокруг, хотя внешне это не всегда заметно. Любит принимать участие в дискуссиях, но не организовывать их. Может обсуждать любой вопрос, даже если имеет о нем поверхностное представление. Как правило, чувствует себя в своей тарелке. Берется за предложенное дело, хотя не всегда может успешно довести его до конца.

По основным коммуникативным ориентациям испытуемый показал достаточно высокие результаты: ориентация на принятие партнера — 25 (высокий уровень), ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера — 26 (высокий), ориентация на достижение компромисса — 16 (средний), общее значение гармоничности в процессе формально-делового общения — 67 (высокое).

Касаемо когнитивной сферы, результаты обследования следующие:

  • диагностика объема внимания и кратковременной зрительной памяти показала средний уровень развития данных познавательных процессов, при этом очень хорошо развита кратковременная аудиальная память, что характеризуется большим объемом запоминаемых объектов. Надо отметить, что скорость процессов внимания и восприятия замедлена. Мышление развито средне, из предложенного числа задач на логико-количественные отношения обследуемый правильно решил чуть меньше половины.

Характеро-типологические особенности:

  • испытуемый является типичным экстравертом, он общителен и обращен вовне, имеет широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, порой импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, может проявлять склонность к рискованным поступкам.

По шкале нейротизма обследуемому присуща эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием чрезмерной напряженности, беспокойства, а также склонностью к общительности, что подтверждается в портрете данной личности неоднократно.

Диагностика типа темперамента выявила, что данный ученик — «чистый» сангвиник (высокая экстраверсия и низкий нейротизм), он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности могут вырабатываться поверхностность и непостоянство.

Диагностика акцентуаций характера выявила у обследуемого экзальтированность. Характерной чертой этой акцентуации является крайняя впечатлительность, что ведет к сильным перепадам настроения. C более бурными реакциями, высоким темпом их нарастания, часто большой интенсивностью их внешних проявлений. От страстного ликования до смертельной тоски у них один шаг. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, мировоззренческие поиски — все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души. По натуре они, как правило, альтруисты и переживания за близких и знакомых у них очень сильны. Жалость, сострадание к несчастным животным способно довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим было бы забыто на следующий день, экзальтированная личность может испытать искреннее и глубокое горе. Такие люди, как правило, имеют хороший вкус: из них получаются хорошие художники, дизайнеры, оформители. Эти люди привязаны к друзьям и близким, проявляют яркость и искренность чувств. Экзальтированным личностям свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они часто спорят, но редко доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной.

Психологический портрет 2. Мотивация достижения успеха как реальная поведенческая тенденция значительно преобладает над мотивацией избегания неудач, но при этом переживания страха неудачи часто охватывают обследуемого. Внешне ученик пассивен, замкнут.

Уровень ситуационной тревожности — низкий, при этом личностная тревожность на среднем уровне, то есть выше ситуационной (источники переживаний, как правило, находятся внутри, это личные страхи, установки, а не реальные условия окружающей среды), хотя оба показателя в рамках нормы, то есть не критичны.

Коммуникабельность обследуемого имеет среднее значение. Он весьма общителен, любопытен, иногда любит высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Старается не отказывать в просьбах, хотя не всегда может их выполнить. Может и вспылить, но быстро отходчив. Часто испытуемому не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, может себя заставить не отступать.

По основным коммуникативным ориентациям испытуемый показал достаточно высокие результаты: ориентация на принятие партнера — 28 (высокий уровень), ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера — 26 (высокий), ориентация на достижение компромисса — 19 (средний), общее значение гармоничности в процессе формально-делового общения — 73 (высокое).

Касаемо когнитивной сферы, результаты обследования следующие:

диагностика объема внимания и кратковременной зрительной памяти показала низкий уровень развития данных познавательных процессов, при этом очень хорошо развита кратковременная аудиальная память, что характеризуется большим объемом запоминаемых объектов (в конкретной диагностике даже максимальным). Надо отметить, что скорость процессов внимания и восприятия замедлена. Мышление развито средне, из предложенного числа задач на логико-количественные отношения обследуемый правильно решил чуть больше половины.

Характеро-типологические особенности:

  • испытуемый по результатам письменной тестовой диагностики является типичным экстравертом, то есть общителен и обращен вовне, имеет широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, порой импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, может проявлять склонность к рискованным поступкам. Но стоит отметить, что по внешним проявлениям поведения, наблюдая за учеником в процессе его школьной жизни, можно сделать иные выводы: ученик пассивен, тих, порой ведет себя закрыто, безынициативен на занятиях (возможно, это поведение обусловлено нашим присутствием, то есть появлением новых людей в привычной обстановке).

По шкале нейротизма обследуемому присуща эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием чрезмерной напряженности, беспокойства, а также склонностью к общительности. Необходимо тут же отметить, что по данной шкале у испытуемого 11 баллов (после 12 уже следует вывод о нейротизме и эмоциональной нестабильности).

Диагностика типа темперамента выявила, что данный ученик — сангвиник (выше средней экстраверсия и средний нейротизм), он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности могут вырабатываться поверхностность и непостоянство.

Диагностика акцентуаций характера выявила у обследуемого экзальтированность. Подробное описание этой акцентуации дано в портрете первого ученика.

Психологический портрет 3. Мотивация достижения успеха как реальная поведенческая тенденция значительно преобладает над мотивацией избегания неудач, что внешне выражается в активности ученика не только на занятиях, но и во внеурочное время в общении с людьми, как давно знакомыми, так и новыми для него. На вопрос учителя, порой не дожидаясь обращения к нему, отвечает смело, даже если не совсем уверен в правильности своих мыслей.

Уровни ситуационной и личностной тревожности — низкие, в пределах нормы. Посредством наблюдения также можно сделать выводы об отсутствии обеспокоенности чем-либо у испытуемого. Это можно рассматривать и как хорошую тенденцию, внутреннюю гармонию, и как легкие проявления защитной реакции в такой форме.

Коммуникабельность обследуемого имеет высокое значение. Он весьма общителен (порой, быть может, даже сверх меры), любопытен, разговорчив, любит высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомится с новыми людьми. Любит бывать в центре внимания, никому старается не отказывать в просьбах, хотя не всегда может их выполнить. Бывает вспыльчив, но быстро отходит. Ему часто не хватает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, может себя заставить не отступать.

По основным коммуникативным ориентациям испытуемый показал достаточно высокие результаты: ориентация на принятие партнера — 22 (высокий уровень), ориентация на адекватность восприятия и понимание партнера — 25 (высокий), ориентация на достижение компромисса — 23 (высокий), общее значение гармоничности в процессе формально-делового общения — 70 (высокое).

Касаемо когнитивной сферы, результаты обследования следующие:

  • диагностика объема внимания и кратковременной зрительной памяти показала низкий уровень развития данных познавательных процессов, при этом уровень развития кратковременной аудиальной памяти — выше среднего. Надо отметить, что скорость процессов внимания и восприятия замедлена. Мышление развито средне, из предложенного числа задач на логико-количественные отношения обследуемый правильно решил ровно половину.

Характеро-типологические особенности: испытуемый является типичным экстравертом, он общителен и обращен вовне, имеет широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, ипульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

По шкале нейротизма обследуемый имеет среднее значение — 12 из 24, то есть находится на грани эмоциональной стабильности и нейротизма. Что и внешне проявляется в эмоциональности, импульсивности; неровности в контактах с людьми, изменчивости интересов, выраженной чувствительности, впечатлительности, склонности к раздражительности.

Диагностика типа темперамента выявила, что данный ученик по темпераменту смешанный тип холерик-сангвиник (высокая экстраверсия и промежуточное значение по шкале нейротизма), он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности могут вырабатываться поверхностность и непостоянство. Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать «изо всех сил», истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни такой темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

Диагностика акцентуаций характера выявила у обследуемого две акцентуации — дистимичность и экзальтированность. Характерными чертами испытуемого являются склонность к расстройствам настроения, утомляемость, крайняя впечатлительность. C высоким темпом их нарастания, часто большой интенсивностью их внешних проявлений. От страстного ликования до смертельной тоски у них один шаг. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, мировоззренческие поиски — все это способно захватить такого человека до глубины души. По натуре они, как правило, альтруисты и переживания за близких и знакомых у них очень сильны. Такие люди, как правило, имеют хороший вкус: из них получаются хорошие художники, дизайнеры, оформители. Эти люди привязаны к друзьям и близким, проявляют яркость и искренность чувств. Им личностям свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они часто спорят, но редко доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях бывают как активной, так и пассивной стороной.

Таким образом, можно сделать вывод, что тенденция к схожести психологических характеристик людей, долгое время находящихся в одних условиях, есть. Хотя внешне это может проявляться слабо. Чтобы превратить предположение о тенденции в подтверждение или опровержение гипотезы, можно в дальнейшем организовать и провести более масштабное исследование в данном направлении.

 

Список литературы:

  1. Волков Б.С. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие — М.: Педагогич. общ-во России, 2003. — 215 с.
  2. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А. Измерение в психологии: общий психологический практикум. — М.: Смысл, 1997. — 346 с.
  3. Немов Р.С. Психология Кн. 3. Психодиагностика. — 4-е изд., М.: ВЛАДОС, 2001. — 640 с.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 480 с.