ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 8. Физическая культура
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Подросток учится, играет, занимается посильным физическим трудом, набирается знаний и сил. В каждый момент жизни на него действуют тысячи разнообразных факторов окружающего мира. Ещё не окрепший организм растущего человека в каждый момент должен решать тысячи больших и маленьких неотложных задач. Пока ребёнок не достиг ещё полной зрелости, его организм, его приспособительные механизмы непрерывно развиваются. Эта их мобильность делает ребёнка особенно чувствительным к внешнему миру. Он сильнее, чем взрослый, подвержен влиянию окружающей среды — и благоприятному и неблагоприятному. Но главное здесь то, что внешний мир воздействует на детский организм не только сейчас, сию минуту, но и закладывает некий фундамент для его здоровья и активности в будущем, в немалой степени определяя качество жизни взрослого человека. В то же время растущий организм, как более податливый и пластичный, легче порою приспосабливается ко многим изменениям во внешнем мире (хотя и у механизмов адаптации ребёнка есть свои, известные для каждого возраста пределы).
Изучив возрастные нормы анатомического, физиологического и психического развития и границы приспособляемости организма ребёнка к окружающей среде можно с полным основанием и знанием дела планировать и прогнозировать охрану здоровья молодого поколения. Надо, с одной стороны, определить, как должен развиться детский организм, чтобы соответствовать всем требованиям, предъявляемым окружающей средой, а с другой — какой может быть интенсивность внешних воздействий, которая не причинила бы ему вреда. Отсюда вытекает и двойная задача: научится, во-первых, надёжно защищать детский организм от вредных внешних воздействий (к числу самых надёжных защитных средств относятся тренировка выносливости, воспитание воли, закаливание) и, во-вторых, управлять этими воздействиями, то есть научиться создавать такие условия, при которых организм ребёнка не испытывает перегрузок.
Все в нашей стране живут примерно в равных социальных условиях, в одинаковой степени пользуются бесплатным образованием, лечением и т. д. А уровень жизни день за днём растёт. Поэтому дети становятся физически гораздо более развитыми. Нынешнее время отмечено во всём мире необычным явлением — акселерацией, ускорением роста и развития детей. Акселерация — это ускоренное физическое развитие, а отнюдь не улучшенное. Дело не только в увеличении роста, но и в стремительном, несоразмерном темпе развития всех систем организма: быстрее снижается частота сердцебиения и дыхания, раньше наступает половое созревание. А это далеко не всегда хорошо: не редкость, когда ребёнок, развитый физически весьма средненько, оказывается выносливее акселерата.
Слово «акселерация», под этим нужно понимать вековую, общую тенденцию увеличения роста и ускорения развития человека, идущую, так сказать, по вертикали. Это средний прогрессирующий прирост физических и физиологических показателей в каждом последующем поколении: дети по сравнению с родителями, по сравнению с дедушками и бабушками. На этом фоне идёт ещё одна — внутригрупповая, индивидуальная акселерация. Как бы по горизонтали: вдруг тот или иной ребёнок начинает сильно опережать в росте всех своих сверстников. Оказалось, что хлопоты доставляет не «вертикальная», а именно эта, «горизонтальная» акселерация. Она-то и приводит к различным нарушениям роста и развития детей [1, с. 458].
А между тем активное движение — важнейшая физиологическая потребность растущего организма. Помочь детям вырасти здоровыми, сильными и выносливыми могут только высокая двигательная активность и физические нагрузки. Об этом прекрасно писал ещё в своё время Н.Г. Чернышевский, хорошо знавший физиологию человека: «Бездеятельность имеет следствием своим нарушение жизненных сил человека. Мускулы, которым дела мало, остаются неразвитыми. Нервная система, на которой ближайшим образом отражается умственная и сердечная жизнь, развивается, изощряется, делается впечатлительнее, нежнее, раздражительнее. При слабости развития мускульной системы часто можно доходить до болезненности. Руки и ноги мало работают, мало к ним приливает крови».
Не только учёные-медики, но и родители и учителя наблюдают, что у школьников от осени к весне ухудшается здоровье, задерживается физическое развитие и снижается работоспособность. Почему накапливаются эти изменения? Потому что организм постоянно недополучает кислород. Дети мало бывают на воздухе, мало двигаются, почти совсем не бегают, не прыгают, не играют в подвижные игры. Физическое воспитание — один из основных рычагов управления ростом и развитием детей. Если измерить, к примеру, объём грудной клетки на вдохе и выдохе, жизненную ёмкость лёгких, мышечную силу рук у детей, недавно пришедших в спорт, то легко можно увидеть, как увеличились они по сравнению с тем, что было до занятий спортом. Необходимо не только максимально загружать детей на уроках физкультуры, но и увеличить их число. А родители, если они хотят иметь здоровых детей, должны заставлять их делать по утрам гимнастику, организовывать им лыжные прогулки, катание на санках и коньках, активные игры на воздухе, устраивать перерывы с играми и беготнёй при приготовлении домашних заданий. Желательно, разумеется, опять-таки на воздухе.
Вместо этого, едва подросток пожалуется на слабость, сердцебиение, повышенную утомляемость, как ему немедленно запрещают много двигаться дома и освобождают от физкультуры в школе, то есть делают как раз то, что ему противопоказано. Всем, кажется, что ребёнок болен, но он вовсе не болен — он так растёт. И мы должны направлять его развитие. У него малое сердце. Обрекая же подростка на малоподвижный образ жизни, мы лишь усугубляем это положение — не даём тренировать сердце, наращивать ему мышцы, силу и объём. А значит, подрываем здоровье молодого человека.
Давно уже известно, что работоспособность у детей даже одного возраста и класса неодинакова: у одного ребёнка она выше, у другого ниже. Есть ребята, которые начинают занятия вяло, невнимательно, а потом «разгуливаются». Низкая начальная работоспособность объясняется остатками сонного торможения. Другие напротив: начинают бойко, а к концу занятий «свариваются», быстро утомляются. Есть и золотой фонд школы — ребята, одинаково активные весь день. В младших и средних классах прекрасно работает на уроках, как правило, почти треть класса. А у старшеклассников, и особенно у десятиклассников, растёт число учеников с низкой работоспособностью. Эти молодые люди быстрее утомляются и хуже успевают. Вот эта-то неоднородность школьных коллективов и заставляет педагогов разрабатывать индивидуальные программы обучения.
Ослабление усидчивости, внимания на уроках к концу дня, недели, года, замечаемое и педагогами, и родителями, и врачами зависит не только от интенсивности и степени нагрузки, но и от биоритмов организма — возрастной цикличности физиологических функций. С этим нельзя не считаться при построении всех этапов обучения. Существуют классические биоритмы — суточные, или, как их ещё называют, циркадные: разная активность организма в разное время суток. А существуют ещё и социальные ритмы, определяемые общественной жизнью человека: время работы, отдыха, учёбы и т. д. Социоритм школьника — это начало и конец уроков, перемены, время приготовления домашних заданий, занятия музыкой, чтение… От того, как стыкуются биоритмы с социоритмами, зависит работоспособность растущего человека [2, с. 251].
В течение многих лет отрабатывается программа школьного обучения. Обсуждается, модернизируется, обновляется, принимается, обновляется, рационализируется, оснащается. Необходимо всегда улавливать малейшие нюансы умственного переутомления школьника. Надо всякий раз глубоко внедряться в само содержание урока, определять, от чего зависит трудность школьных занятий — то ли от их продолжительности, то ли от чрезмерной насыщенности информацией. Проблема, волнующая учителей — это неумение чётко отмерять количество информации, которое ребёнок может безболезненно усвоить. Единственное, что точно известно, — это то, что учебная нагрузка не должна выходить за пределы физиологических возможностей растущего организма, а как определить эти пределы — насущный вопрос времени.
Итак, любые изменения во внешней среде тем или иным образом воздействуют на детский организм. К таким изменениям правомерно отнести также и неизбежные школьные реформы: весьма подвижное, непрерывно меняющееся содержание образования и все ускоряющийся темп прохождения учебного материала, да к тому же ещё и повышенной трудности, неустанное совершенствование школьных программ, широкое внедрение новых технических средств обучения и многое другое. При всём этом необходимо настойчиво искать наиболее рациональный, отвечающий и задачам педагогики и задачам медицины режим обучения и воспитания детей. Режим, помогающий сохранять высокую работоспособность ребят на всех школьных занятиях и во всякое время. А главное — режим укрепляющий здоровье. Ибо здоровье подрастающего поколения — основа грядущего благополучия государства.
Список литературы:
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. / М.: АСТ, Харвест, 1998 — 800 с.
- Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. / М.: Медицина, 1989.— 320 с.