Статья:

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Галлямова Ч.А. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Галлямова Чулпан Айратовна
студент 5 курса, факультета психологии и педагогики Елабужского института Казанского Федерального Университета, РФ, г. Елабуга
Шатунов Дмитрий Александрович
научный руководитель, ст. преподаватель кафедры физической культуры, Елабужского института Казанского Федерального Университета, РФ, г. Елабуга

 

Подросток учится, играет, занимается посильным физическим трудом, набирается знаний и сил. В каждый момент жизни на него действуют тысячи разнообразных факторов окружающего мира. Ещё не окрепший организм растущего человека в каждый момент должен решать тысячи больших и маленьких неотложных задач. Пока ребёнок не достиг ещё полной зрелости, его организм, его приспособительные механизмы непрерывно развиваются. Эта их мобильность делает ребёнка особенно чувствительным к внешнему миру. Он сильнее, чем взрослый, подвержен влиянию окружающей среды — и благоприятному и неблагоприятному. Но главное здесь то, что внешний мир воздействует на детский организм не только сейчас, сию минуту, но и закладывает некий фундамент для его здоровья и активности в будущем, в немалой степени определяя качество жизни взрослого человека. В то же время растущий организм, как более податливый и пластичный, легче порою приспосабливается ко многим изменениям во внешнем мире (хотя и у механизмов адаптации ребёнка есть свои, известные для каждого возраста пределы).

Изучив возрастные нормы анатомического, физиологического и психического развития и границы приспособляемости организма ребёнка к окружающей среде можно с полным основанием и знанием дела планировать и прогнозировать охрану здоровья молодого поколения. Надо, с одной стороны, определить, как должен развиться детский организм, чтобы соответствовать всем требованиям, предъявляемым окружающей средой, а с другой — какой может быть интенсивность внешних воздействий, которая не причинила бы ему вреда. Отсюда вытекает и двойная задача: научится, во-первых, надёжно защищать детский организм от вредных внешних воздействий (к числу самых надёжных защитных средств относятся тренировка выносливости, воспитание воли, закаливание) и, во-вторых, управлять этими воздействиями, то есть научиться создавать такие условия, при которых организм ребёнка не испытывает перегрузок.

Все в нашей стране живут примерно в равных социальных условиях, в одинаковой степени пользуются бесплатным образованием, лечением и т. д. А уровень жизни день за днём растёт. Поэтому дети становятся физически гораздо более развитыми. Нынешнее время отмечено во всём мире необычным явлением — акселерацией, ускорением роста и развития детей. Акселерация — это ускоренное физическое развитие, а отнюдь не улучшенное. Дело не только в увеличении роста, но и в стремительном, несоразмерном темпе развития всех систем организма: быстрее снижается частота сердцебиения и дыхания, раньше наступает половое созревание. А это далеко не всегда хорошо: не редкость, когда ребёнок, развитый физически весьма средненько, оказывается выносливее акселерата.

Слово «акселерация», под этим нужно понимать вековую, общую тенденцию увеличения роста и ускорения развития человека, идущую, так сказать, по вертикали. Это средний прогрессирующий прирост физических и физиологических показателей в каждом последующем поколении: дети по сравнению с родителями, по сравнению с дедушками и бабушками. На этом фоне идёт ещё одна — внутригрупповая, индивидуальная акселерация. Как бы по горизонтали: вдруг тот или иной ребёнок начинает сильно опережать в росте всех своих сверстников. Оказалось, что хлопоты доставляет не «вертикальная», а именно эта, «горизонтальная» акселерация. Она-то и приводит к различным нарушениям роста и развития детей [1, с. 458].

А между тем активное движение — важнейшая физиологическая потребность растущего организма. Помочь детям вырасти здоровыми, сильными и выносливыми могут только высокая двигательная активность и физические нагрузки. Об этом прекрасно писал ещё в своё время Н.Г. Чернышевский, хорошо знавший физиологию человека: «Бездеятельность имеет следствием своим нарушение жизненных сил человека. Мускулы, которым дела мало, остаются неразвитыми. Нервная система, на которой ближайшим образом отражается умственная и сердечная жизнь, развивается, изощряется, делается впечатлительнее, нежнее, раздражительнее. При слабости развития мускульной системы часто можно доходить до болезненности. Руки и ноги мало работают, мало к ним приливает крови».

Не только учёные-медики, но и родители и учителя наблюдают, что у школьников от осени к весне ухудшается здоровье, задерживается физическое развитие и снижается работоспособность. Почему накапливаются эти изменения? Потому что организм постоянно недополучает кислород. Дети мало бывают на воздухе, мало двигаются, почти совсем не бегают, не прыгают, не играют в подвижные игры. Физическое воспитание — один из основных рычагов управления ростом и развитием детей. Если измерить, к примеру, объём грудной клетки на вдохе и выдохе, жизненную ёмкость лёгких, мышечную силу рук у детей, недавно пришедших в спорт, то легко можно увидеть, как увеличились они по сравнению с тем, что было до занятий спортом. Необходимо не только максимально загружать детей на уроках физкультуры, но и увеличить их число. А родители, если они хотят иметь здоровых детей, должны заставлять их делать по утрам гимнастику, организовывать им лыжные прогулки, катание на санках и коньках, активные игры на воздухе, устраивать перерывы с играми и беготнёй при приготовлении домашних заданий. Желательно, разумеется, опять-таки на воздухе.

Вместо этого, едва подросток пожалуется на слабость, сердцебиение, повышенную утомляемость, как ему немедленно запрещают много двигаться дома и освобождают от физкультуры в школе, то есть делают как раз то, что ему противопоказано. Всем, кажется, что ребёнок болен, но он вовсе не болен — он так растёт. И мы должны направлять его развитие. У него малое сердце. Обрекая же подростка на малоподвижный образ жизни, мы лишь усугубляем это положение — не даём тренировать сердце, наращивать ему мышцы, силу и объём. А значит, подрываем здоровье молодого человека.

Давно уже известно, что работоспособность у детей даже одного возраста и класса неодинакова: у одного ребёнка она выше, у другого ниже. Есть ребята, которые начинают занятия вяло, невнимательно, а потом «разгуливаются». Низкая начальная работоспособность объясняется остатками сонного торможения. Другие напротив: начинают бойко, а к концу занятий «свариваются», быстро утомляются. Есть и золотой фонд школы — ребята, одинаково активные весь день. В младших и средних классах прекрасно работает на уроках, как правило, почти треть класса. А у старшеклассников, и особенно у десятиклассников, растёт число учеников с низкой работоспособностью. Эти молодые люди быстрее утомляются и хуже успевают. Вот эта-то неоднородность школьных коллективов и заставляет педагогов разрабатывать индивидуальные программы обучения.

Ослабление усидчивости, внимания на уроках к концу дня, недели, года, замечаемое и педагогами, и родителями, и врачами зависит не только от интенсивности и степени нагрузки, но и от биоритмов организма — возрастной цикличности физиологических функций. С этим нельзя не считаться при построении всех этапов обучения. Существуют классические биоритмы — суточные, или, как их ещё называют, циркадные: разная активность организма в разное время суток. А существуют ещё и социальные ритмы, определяемые общественной жизнью человека: время работы, отдыха, учёбы и т. д. Социоритм школьника — это начало и конец уроков, перемены, время приготовления домашних заданий, занятия музыкой, чтение… От того, как стыкуются биоритмы с социоритмами, зависит работоспособность растущего человека [2, с. 251].

В течение многих лет отрабатывается программа школьного обучения. Обсуждается, модернизируется, обновляется, принимается, обновляется, рационализируется, оснащается. Необходимо всегда улавливать малейшие нюансы умственного переутомления школьника. Надо всякий раз глубоко внедряться в само содержание урока, определять, от чего зависит трудность школьных занятий — то ли от их продолжительности, то ли от чрезмерной насыщенности информацией. Проблема, волнующая учителей — это неумение чётко отмерять количество информации, которое ребёнок может безболезненно усвоить. Единственное, что точно известно, — это то, что учебная нагрузка не должна выходить за пределы физиологических возможностей растущего организма, а как определить эти пределы — насущный вопрос времени.

Итак, любые изменения во внешней среде тем или иным образом воздействуют на детский организм. К таким изменениям правомерно отнести также и неизбежные школьные реформы: весьма подвижное, непрерывно меняющееся содержание образования и все ускоряющийся темп прохождения учебного материала, да к тому же ещё и повышенной трудности, неустанное совершенствование школьных программ, широкое внедрение новых технических средств обучения и многое другое. При всём этом необходимо настойчиво искать наиболее рациональный, отвечающий и задачам педагогики и задачам медицины режим обучения и воспитания детей. Режим, помогающий сохранять высокую работоспособность ребят на всех школьных занятиях и во всякое время. А главное — режим укрепляющий здоровье. Ибо здоровье подрастающего поколения — основа грядущего благополучия государства.

 

Список литературы:

  1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. / М.: АСТ, Харвест, 1998 — 800 с.
  2. Сердюковская Г.Н. Гигиена детей и подростков. / М.: Медицина, 1989.— 320 с.