О ПРИОРИТЕТНОСТИ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 10. Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
О ПРИОРИТЕТНОСТИ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
В советский период вопросам предупреждения преступлений несовершеннолетних уделялось самое пристальное внимание. Была проработана концепция, предусматривающая комплекс различных мер воспитательного характера. Для их реализации использовались специализированные службы различного уровня: комиссии по делам несовершеннолетних, дружины, товарищеские суды, общественные пункты охраны порядка, школы, трудовые коллективы и пр.
Хотя упомянутая концепция отличалась целым рядом инновационных решений, направленных на придание соответствующей работе действенного характера, все же она не была лишена и недостатков. Концепция страдала формализмом, погоней за показателями, чрезмерной идеологизацией и т. д.
К сожалению, в период перестройки отечественная система профилактики была разрушена, что не замедлило сказаться на росте преступности несовершеннолетних. Позднее время от времени прослеживаются попытки восстановления системы профилактики преступности несовершеннолетних. Подтверждением сказанному является активное развитие специализированных учреждений социальной помощи и защиты детей и подростков, а также психолого-педагогической и медицинской их реабилитации. В рамках сказанного нельзя не обратить внимание на то, что в ряде субъектов РФ даже принимаются специальные нормативные акты, направленные как на привлечение населения к обеспечению правопорядка, так и на усиление борьбы с преступностью среди молодежи.
В настоящее время предупреждение преступлений с точки зрения безопасности, стабильности и спокойствия общества является магистральным направлением государственной политики России. При этом заслуга в доктринальной проработанности данного института принадлежит плеяде известных отечественных ученых, среди которых: И.Г. Гальперин, А.А. Герцензон, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, А.Б. Сахаров, Ю.М. Антонян, А.И. Долгова и др.
Непосредственно проблеме предупреждения преступности несовершеннолетних свои труды посвятили: Г.А. Аванесов, А.И. Алексеев, Д.И. Аминов, Ю.М. Антонян, М.М. Бабаев, Е.С. Жигарев, Н.И. Ветров, А.И. Долгова, В.Д. Ермаков, Г.И. Забрянский, К.Е. Игошев, О.И. Игнатенко, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев, Э.Б. Мельникова, В.В. Панкратов, С.Л. Сибиряков, В.С. Устинов, Д.А. Шестаков, В.Э. Эминов и др.
При столь, казалось бы, пристальном внимании со стороны ученых к предупреждению преступлений данная проблема продолжает сохранять актуальность, поскольку уровень делинквентности среди детей и подростков продолжает оставаться достаточно высоким. Именно поэтому предупредительная деятельность государства в настоящее время рассматривается: как одно из эффективных средств социального регулирования общественных отношений; как взаимодействие мер социально-экономического, воспитательно-педагогического, организационного и правового характера; как сочетание различных уровней предупреждения преступлений.
О приоритетности мер предупреждения преступлений свидетельствуют:
- их упреждающий характер: не дать совершиться злу всегда лучше, чем карать за уже содеянное;
- эффективность: противодействуя совершению конкретных преступлений и их определенных видов, государство и общество воздействуют на почву, на которой они возникают, и тем самым не дают в дальнейшем возникнуть сходным преступлениям;
- экономия ресурсов общества за счет уменьшения его непроизводительных «издержек» [1].
Вместе с тем соответствующее направление политики государства может иметь позитивный эффект лишь при условии, что она объединяет решение вопросов экономического, социального, демографического, педагогического и правового характера. При этом решающая роль в профилактике любых правонарушений среди подростков должна быть отведена целому ряду субъектов. В их числе: семья, работники образовательных учреждений, центры социальной защиты, общественные организации и пр.
Многофакторность причинного комплекса, обусловливающего преступность подростков, требует серьезной методической подготовки при разработке и реализации государственной политики предупреждения преступности. Первое, что необходимо для грамотной проработанности специальных мер воздействия, — дифференцированный подход к подросткам с учетом материального и социального положения его семьи, возраста, места жительства, демографических особенностей, социально-экономической и криминологической ситуации в соответствующем регионе и т. д.
Учитывая важность предупредительной деятельности в подростковой среде, необходимо строго ориентироваться на определенные основополагающие и руководящие идеи, выступающие в роли неких ориентиров, определяющих цели и содержание профилактической деятельности.
В соответствии со спецификой отклоняющегося поведения детей и подростков следует выделить следующие психолого-педагогические принципы организации и осуществления данной профилактической работы:
- единство диагностики и коррекции; комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик); позитивность информации; понимание и сочувствие;
- своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки; максимальная активность личности;
- устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего законопослушного поведения);
- профессионализм специалистов-психологов, педагогов, юристов, медиков и др. случаях когда негативные явления находятся в зародышевом состоянии и когда такие явления еще не имеют места, но существует возможность их возникновения. Эффективность первичной профилактики связана с предупреждением дезадаптации несовершеннолетнего. Первичная (ранняя) профилактика направлена на предупреждение отрицательного влияния на подростка, а также воспитание и формирование положительного развития личности. Основная нагрузка в системе ранней профилактики ложится на семью и образовательные учреждения.
Например, семья, как правило, является основным источником позитивного воздействия на личность несовершеннолетнего: психофизиологического, интеллектуального, нравственного. Ее влияние осуществляется с самого раннего детства, поэтому не секрет, что система ценностей, стереотипы поведения и нормы общения, принятые в семье, усваиваются наиболее прочно. В то же время большинство дефектов внутрисемейной обстановки также оказывают непосредственное влияние на неокрепшую детскую психику. По официальным данным МВД, только в сфере профилактического воздействия органов полиции сегодня находятся 113 тыс. родителей, отрицательно влияющих на поведение детей, среди них 30 % систематически злоупотребляют спиртными напитками, 40 % устраивают скандалы, ведут антиобщественный образ жизни <9>, что негативно сказывается на судьбе их детей.
В настоящее время органами исполнительной власти всех уровней создается благоприятная среда для позитивного воспитания несовершеннолетних и устранения причин и условий, которые способствуют становлению подростков на путь правонарушений.
В достижении этих целей главенствующая роль отводится учреждениям системы профилактики, индивидуальной работе с подростками, что позволяет выявлять подростков и семьи, нуждающиеся в поддержке общества и государства, на ранней стадии [3].
Список литературы:
- Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. — М.: Юристъ, 2009. С. 265.
- Зиядова Д.З. Роль правовой защиты несовершеннолетних в предупреждении преступности в подростковой среде // Следователь. 2012. № 8. С. 38.
- Шарихин А.Е. К вопросу о формах борьбы с преступностью в различных моделях государственного устройства // Российский следователь. 2011. № 6.