Статья:

ПЕЙЗАЖНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЕ СМОЛЕНСКА

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 2. Краеведение

Выходные данные
Тишина Д.Г. ПЕЙЗАЖНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЕ СМОЛЕНСКА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 19.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕЙЗАЖНОЕ СТИЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЕ СМОЛЕНСКА

Тишина Дарья Геннадьевна
студент Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск
Дрягина Вера Борисовна
научный руководитель, доц. Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск
 

Пейзажное стилевое направление в ландшафтной архитектуре начало свое развитие еще в XVIII в. и совершенствуется до сих пор. Нередко пейзажное направление могут называть и английским, хотя англичане не первыми стали использовать его, но они соединили в единое целое все то, что раньше не удавалась сделать ни Китаю, ни Японии, ни другим странам.

В пейзажном стилевом направлении выделяют следующие основные принципы:

1.  1.Планировка — один из самых главных принципов пейзажного направления. Для данного направления присуща свободная планировка сада, отсутствие прямых линий, строгой симметрии, геометричности. Так же для садов пейзажного направления характерны свободные контуры водоемов, лужаек, рельефа, свободная сетка плана.

2.  Вторым немало важным принципом данного стиля считаются водоемы, которые имеют естественную форму, береговая линия у них нечеткая, прибрежные растения высажены произвольно, хаотично. В пейзажном направлении водные объекты должны сливаться в единую композицию сада, их лучше всего представлять в виде журчащей речки, озер с берегами, утопающими в камышах, с лилиями на поверхности.

3.  Так же в свою очередь на пейзажное стилевое направление влияет очертание дорожек, водоемов, рельефов, которые должны быть извилистыми, плавными. Искусственные сооружения должны гармонично вписываться в существующий природный пейзаж. Русла ручьев в таком саду причудливым образом извиваются, тогда как берега водоемов не скованы каменными набережными, благодаря чему абсолютно неотличимы от берегов настоящих прудов и озер.

4.  Размещение деревьев — свободное, солитерами или группами. Растения высаживаются ярусами: высокие деревья, затем кустарники — от высоких к низкими и далее цветники. Растения для пейзажных композиций подбираются таким образом, чтобы в любое время года они производили наиболее благоприятное впечатление. Среди хвойных растений наиболее популярными являются сосны, ели, туи; среди лиственных — липа, клен, береза, черемуха.

Цветники в пейзажных садах представлены миксбордерами, в которых практически нет ограничений цветового разнообразия. Основное правило в цветниках пейзажного стиля — это непрерывность сезона цветения и большое разнообразие цветовых гамм. Могут быть и пестролистные, и красивоцветущие, и пурпурнолистные, и желтолистные цветы, и декоративнолиственные кустарники. Например, спирея, лапчатка, барбарис, пузыреплодник, гортензия, клематис, дерен, бересклет Форчуна и др.

В пейзажных садах могут быть использованы элементы вертикального озеленения: например, арки, живые изгороди, перголы, высадки лиан вдоль стен, вокруг веранд и беседок.

Таким образом, пейзажный стиль — нетронутый уголок природы, от которого не будет уставать взгляд, навязываться своей броскостью, многоэлементными зданиями, тяжестью своих форм и габаритов.

Пейзажное стилевое направление в России начало свое интенсивное развитие в конце XIX — начале XX века. Примером пейзажного парка на данном рубеже времени являются усадьбы Талашкино и Абрамцево. Их объединяет не только то, что они выполнены в пейзажном стилевом направлении, но и то, что на территории данных усадеб на протяжении долгого времени писали свои картины и произведения знаменитые русские художники и поэты.

Талашкино — известный художественный центр, тесно связанный с развитием русского искусства конца XIX — начала XX века. Здесь бывали и работали выдающиеся художники И.Е. Репин, К.А. Коровин, М.А. Врубель, Н.К. Рерих, С.В. Малютин и многие другие [2]. В настоящее время Талашкино представляет собой историко-архитекрурный комплекс «Теремок», в который входит Храм Св. Духа, музей «Теремок», въездные северные ворота музея «Теремок», сельскохозяйственная школа княгини М.К. Тенишевой и интернат для мальчиков.

Абрамцево — музей-заповедник, расположенный на берегу реки Вори, который тоже с середины XIX века был тесно связан с искусством России [1]. Музей-заповедник на данный момент включает в свой комплекс усадебный дом, кухню, мастерскую, баню-теремок, церковь Спаса, поленовскую дачу и избушку.

Сравнительный анализ этих двух русских усадебных комплексов показал, что для них характерна свободная планировка (рис. 1., рис. 2.), в которой отсутствуют прямые линии дорожек, аллей, строгая симметрия цветников, водоемов, геометричность зданий, сооружений и малых архитектурных форм. На территории двух комплексов располагаются природные водоемы, лужаеки. Так же можно наблюдать произвольно рассаженные одиночные посадки деревьев, группы деревьев, аллеи.

 

Рисунок 1. План усадьбы Талашкино. Рисунок 2. План усадьбы Абрамцево

 

Центром пейзажных парков усадеб Талашкино и Абрамцево можно считать усадебные дома, которые в свою очередь располагаются на окраине комплексов. Для Абрамцево и Талашкино можно условно выделить несколько зон: жилая, где располагалась усадьба и дом-интернат; складская, где находилась вся необходимая провизия; учебная, на территории которой были построены школы и зона отдыха, предназначенная для отдыха и творческой работы художников.

Из растительного разнообразия усадьбы Талашкино наиболее часто встречаются тополя, ели, березы, липы; бересклет, спирея, лапчатка и многие другие. Для флоры же Абрамцево характерны липы, березы, тополя, ели, сосны.

Талашкино — необыкновенно красивый комплекс, который расположен на сложном рельефе. Здесь присутствуют как возвышенности, так и низины. Для того чтобы рассмотреть всю его красоту необходимо наблюдать с разных видовых точек, с которых открывается вид всего заповедника.

Абрамцево — прекрасный музей-заповедник, который до сих пор сумел сохранить ту былую красоту, которая не оставляла равнодушно ни одного человека побывавшего на территории усадьбы.

Подводя итоги сравнения двух великолепных усадеб XIXXX веков можно сделать вывод, что уже с этого времени пейзажный стиль в России был популярен и широко использовался на всей территории нашей страны и выполнялся строго в пейзажном стилевом направлении.

 

Список литературы:
1.    Абрамцево. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.abramtsevo.net/index.php (дата обращения 02.11.2014).
2.    Историко-архитектурный комплекс Теремок. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.smolensk-museum.ru/catalog/teremok/ (дата обращения 20.10.2014).
3.    Абрамцево. — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Абрамцево (дата обращения 29.10.2014).
4.    Талашкино-Фленово (Смоленская область). — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.ipetersburg.ru/talashkino-flenovo-smolenskaya-oblast/.