Статья:

СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: НОВЫЙ МИР ИНДУСТРИИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И МОДЫ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Шалумова С.Я., Зиброва О.С. СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: НОВЫЙ МИР ИНДУСТРИИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И МОДЫ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 69 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: НОВЫЙ МИР ИНДУСТРИИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И МОДЫ

Шалумова Сивье Яшоровна
студент Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Зиброва Ольга Сергеевна
студент Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Лапшов Валерий Александрович
научный руководитель, д-р социол. наук, проф. кафедры «Теоретическая социология» Финансового университета, РФ, г. Москва

 

Культура — неотъемлемая любой цивилизации. Однако, под влиянием глобализации она трансформируется и порой становится универсальной. В данной статье мы рассмотрим сам феномен культурной глобализации, а так же различные культурные явления.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что мы сейчас имеем возможность наблюдать сдвиги в культурной жизни. Они проявляются буквально в мелочах: начиная от того, как мы разговариваем и ведем себя в обществе , заканчивая тем, что пропагандирует нам СМИ и как мы поддаемся влиянию со стороны западного общества. Мы не в силах противостоять культурной глобализации, ввиду того, что мы порой не осознаем, что мы теряем свою индивидуальность и идентичность.

Феномен современной культурной глобализации.

Продукция и символы глобальной поп-культуры проникают на многие местные рынки, а идеология экономической свободы и выбора, присущая этой культуре, стимулирует разнообразие применений и интерпретаций стандартизированной структуры потребления. Вряд ли найдется сегодня какой-либо другой феномен, который вызывал бы такие бурные дискуссии и ожесточенные споры. И это естественно. Во-первых, он так или иначе, пусть и в разной степени, влияет на жизнь подавляющего числа людей, живущих на нашей планете. Во-вторых, он настолько многосложен и противоречив, что не поддается какому-то простому объяснению. Если культуру рассматривать прежде всего как жизненный уклад или порядок, в рамках которого люди конструируют значение посредством практик символической репрезентации, то под культурной глобализацией следует понимать прежде всего изменения контекста конструирования значения, изменения идентичности, ощущения места и самости по отношению к данному месту, общих представлений, ценностей, устремлений, мифов, надежд и опасений.

Очевидно, что в самом процессе культурной глобализации изначально заложен определенный конфликтный потенциал. «Культурный империализм» неизбежно вызывает ответную реакцию, а именно повышенную потребность в самоутверждении, сохранении основных элементов своей национальной картины мира и образа жизни. Это стремление нередко принимает агрессивную форму категорического непринятия глобальных культурных изменений.

Индустрия развлечений и СМИ в новом мире.

Ни для кого не секрет — цифровая революция поставила с ног на голову буквально все. Четкая направленность внешней политики США на достижение мирового лидерства в военно-политической и социально-экономической сферах сопровождается активной пропагандистской деятельностью на международной арене. В качестве составляющей этой деятельности немаловажную роль играет воздействие в культурной сфере.

Пропаганда возводит в абсолют определённый социальный уклад, в значительной мере его при этом мифологизируя. Тем самым, миру навязываются определённые образ жизни и нормы поведения, стандарты мышления, отношения к жизни.

Для достижения этой цели используются все возможные каналы. Одним из наиболее эффективных являются, соответственно, телевидение и кинематограф.

Кинематограф как оружие.

Способность кино мифологизировать события, подменять одни установки в сознании человека другими, вкупе с новейшими технологиями создания фильмов, делают его важнейшим видом психологического воздействия. И Голливуд стремительно превращается из «фабрики грёз» в мощнейший пропагандистский инструмент западной «элиты».

В последние годы родители часто задаются вопросом, стоит ли разрешать детям просмотр современных мультфильмов? Родители, оставляющие ребенка расти перед телевизором, имеют большие шансы получить на выходе в зрелом возрасте совершенно бескультурную личность. Американский мультфильм только с виду может показаться безобидной подделкой, но если тщательно проанализировать, то тут же можно заметить отражение американского образа жизни. Это замечают и осознают лишь те, кто уже хорошо знает и прочувствовал прочность и подлость современных СМИ. Детские мультипликационные фильмы производства США пользуются огромной популярностью во всём мире.

Примерами являются такие всемирно известные мультсериалы, как «Сомпсоны», «Гриффины» и «Южный парк». Ниже мы привели несколько цитат из этих мультфильмов, которые иллюстрируют неоднозначность и скрытый подтекст, заложенный авторами. Часто такие сериалы включают в себя различные стереотипы и политический подтекст, чтобы привечь и «подогреть» публику.

The Simpsons”.

Рисунок 1. The Simpsons

 

1.  «Женщины — они как пиво. Хорошо выглядят, хорошо пахнут, и ты готов переступить через собственную мать, лишь бы заполучить их.»

2.  «Убить босса?! Поднимется ли у меня рука осуществить американскую мечту?»

3.  «Алкоголь и ночное купание, отличное сочетание.»

4.  «Эй! Если тебе не нравится это — едь в Россию!»

5.  «Класс, ты приносишь людям несчастье, а они ничего не могут с этим поделать! Прямо как Бог.»

«Гриффины».

 

Рисунок 2. The Guy

 

1.  «— Никаких разговоров, Стьюи, ты не выйдешь из-за стола, пока не съешь свои овощи

— Тогда я буду тут сидеть, пока один из вас не сдохнет! А учитывая, что я моложе, пока не сдохнешь ты!»

2.  «— Питер, может уйдём в другую комнату?! Не думаю, что стоит ссориться перед детьми.

— А я хочу ссориться перед детьми! Зрители дают мне эмоциональный заряд.

 

«Южный парк» (South Park).

 

Рисунок 3. South Park

 

1.  «Когда мы просили Обаму остановить нелегальную иммиграцию, мы не имели в виду, что нужно сделать страну настолько паршивой, что они перестанут сюда приезжать».

2.  «Что, Господь, опять меня наколол, да? Отличная смешная шутка, Господь, надеюсь ты посмеялся от души, сволота».

Масс-медиа формируют глобальную культуру «посредством единого контента потоков и посредством глобального языка». В настоящее время 19 из 40 глобальных медиакомпаний — это компании США. Америка лидирует по производству и импорту медиаконтента. Для примера — около 75—80 % российского проката занимают фильмы американского производства.

Влияние культурной глобализации на fashion-индустрию.

С легкой руки психологов и Г. Зиммеля, впервые осмелившегося говорить о моде как социокультурном феномене, в моде видят явление, основанное на дуализме человеческих потребностей, призванное одновременно удовлетворять стремлению выделиться и желанию подражать. Тенденции глобализации и взаимопроникновение этнических культур в конце XX столетия сделала предметами моды гастрономию и путешествия. Одним из главных механизмов моды является подражание, которое может фиксироваться и тогда становится обычаем. Мода «просачивается» сверху вниз, она возникает как игра, как нечто новое в высших классах, которые располагают досугом для этого, «в низших сословиях с этими модами возятся еще долго после того, как они уже оставлены в высших». Первоначально мода играла в культуре роль «недосягаемой высоты», она была феноменом элитарной культуры, уделом немногих, затем она прочно укоренилась в культуре повседневности, как один из механизмов социальной регуляции, маркирующий социальную идентичность человека.

Изменения, произошедшие в обществе и культуре, начиная с промышленных революций XIX века, привели к становлению нового феномена — массовой культуры, которая сделала моду частью своей инфраструктуры. Мода начинает тиражировать образы культуры, возобновляя тот самый парадокс. Таким образом, мода занимает еще одну культурную нишу и теперь пронизывает все уровни культуры — от культуры элитарной через повседневность к массовой.

Мода как социальный институт выполняет ряд функций, одной из которых выступает культурная и экономическая глобализация. Как справедливо отмечает К.Ю. Михалёва, «…модная система как институт культурного доминирования и навязывания стандартов потребления, послужила одной из основ процесса глобализации, … одной из инфраструктур, которые обеспечивают движение глобальных потоков, структур и отношений и способствуют им».

Важнейшей характеристикой процесса глобализации моды является её ориентированность на «международную интеграцию», что предполагает формирование единого модного пространства на базе глобальной индустрии массовой культуры.

В области индустрии моды роль транслятора, выработанных норм и правил, играют показы коллекций в таких мегаполисах как Париж, Нью-Йорк, Милан, Лондон, статьи в глянцевых журналах, телевизионная реклама, круглосуточное вещание Fashion TV (FTV), наличие интернет-порталов ведущих трендовых бюро, онлайн торговля в интернет-магазинах модной одежды, информационные и инновационные интернет-сайты.

Вывод.

Таким образом, из проделанной работы можно сделать следующие ключевые выводы.

Пропаганда возводит в абсолют определённый социальный уклад, в значительной мере его при этом мифологизируя. Тем самым, миру навязываются определённые образ жизни и нормы поведения, стандарты мышления, отношения к жизни.

Сегодня проблемой влияния «неправильных мультиков» на развитие культуры детей задумываются специалисты всего мира.

Сегодня модно быть стильным, и отчетливо заметно, как сама мода становится стилем жизни, охватывая все большие области культуры, ранее моде не подвластные. Реагирует на новую тенденцию и модная индустрия: дизайнеры предлагают не моду, а стиль жизни.

 

Список литературы:
1.    Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.
2.    Гурова О. Fast Fashion: быстро сшить, быстро продать, быстро выбросить. Концепция моды и потребление вещей в современном российском обществе // Экономическая социология. — 2008. — Т. 9. — № 5.
3.    Иконы стиля. История моды ХХ века / Под ред. Герды Буксбаум. — СПб.: Амфора, 2009. — 192 с.
4.    Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). — М.: Сварог и К, 2002. — 374 с.
5.    Козлова Е.Э. Винтаж как процесс антиглобализации в моде // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 43 (181).
6.    Межуев В.М. Культура в эпоху глобализации // Социокультурная антропология. История, теория и методология. — М.: Академ. проект, Культура; Киров: Константа, 2012. — 1000 с.
7.    Мельхиор М.Р. От наций дизайна к нациям моды. Мечта о моде в современной Скандинавии // Теория моды. — Осень 2012. — Вып. 25.
8.    Михалёва К.Ю. Мода как социальный институт. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук. — М.: 2012.
9.    Тёниссен Й. Мечты о моде в Бельгии и Нидерландах: от глобализационных тенденций к региональному ремеслу // Теория моды. Одежда. Тело. Культура — Осень 2012. — № 25.
10.    Barber B. Globalization and Culture Cato Policy Report / May / June 2003. P. 10.
11.    Tomlinson J. Globalization and culture. Chicago: The university of Chicago press, Cambridge: Polity Press, 1999. P. 89.
12.    Waters M. Globalization London and New Yourk: Routledge, 1995. P. 149.
13.    Wallerstein I. Utopistics, Or Historical Choices of the Twenty-First Century. New York, 1998, Р. 18.
14.    Валери Стил. Меня отговаривали заниматься модой как бесперспективной темой» — [Электронный ресурс] // Стил Валери // Look at me. 2011. — Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/archive/industry-interview/145115-valerie-steele.
15.    Васильева Ж.В. Влияние процессов глобализации на fashion-индустрию — [Электронный ресурс] // Ж.В. Васильева // Культурологический журнал. — 2013. — Режим доступа: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/216.html&j_id=15.
16.    Понарина Н.Н. Глобализация и проблемы культуры — [Электронный ресурс] / Н.Н. Понарина // Теория и практика общественного развития. — 2010. — Режим доступа: http://dom-hors.ru/issue/fik/2012-1/ponarina.pdf.
17.    Савицкая Т.Е. Новая локальность. — [Электронный ресурс] // Т.Е. Савицкая // Интеллектуальная Россия. — 2005. — Режим доступа: http://intelros.org/lib/statyi/savitskaya1.htm.
18.    Яковлева Н., Клименко Е. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2012—2016 годы — [Электронный ресурс] Н. Яковлева, Е. Клименко // PricewaterhouseCoopers. — 2014. — Режим доступа: http://www.pwc.ru/en_RU/ru/entertainment-media/assets/entertainment-and-mediaoutlook_2012_ru.pdf.