СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: НОВЫЙ МИР ИНДУСТРИИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И МОДЫ
Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 3. Культурология
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: НОВЫЙ МИР ИНДУСТРИИИ РАЗВЛЕЧЕНИЙ И МОДЫ
Культура — неотъемлемая любой цивилизации. Однако, под влиянием глобализации она трансформируется и порой становится универсальной. В данной статье мы рассмотрим сам феномен культурной глобализации, а так же различные культурные явления.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что мы сейчас имеем возможность наблюдать сдвиги в культурной жизни. Они проявляются буквально в мелочах: начиная от того, как мы разговариваем и ведем себя в обществе , заканчивая тем, что пропагандирует нам СМИ и как мы поддаемся влиянию со стороны западного общества. Мы не в силах противостоять культурной глобализации, ввиду того, что мы порой не осознаем, что мы теряем свою индивидуальность и идентичность.
Феномен современной культурной глобализации.
Продукция и символы глобальной поп-культуры проникают на многие местные рынки, а идеология экономической свободы и выбора, присущая этой культуре, стимулирует разнообразие применений и интерпретаций стандартизированной структуры потребления. Вряд ли найдется сегодня какой-либо другой феномен, который вызывал бы такие бурные дискуссии и ожесточенные споры. И это естественно. Во-первых, он так или иначе, пусть и в разной степени, влияет на жизнь подавляющего числа людей, живущих на нашей планете. Во-вторых, он настолько многосложен и противоречив, что не поддается какому-то простому объяснению. Если культуру рассматривать прежде всего как жизненный уклад или порядок, в рамках которого люди конструируют значение посредством практик символической репрезентации, то под культурной глобализацией следует понимать прежде всего изменения контекста конструирования значения, изменения идентичности, ощущения места и самости по отношению к данному месту, общих представлений, ценностей, устремлений, мифов, надежд и опасений.
Очевидно, что в самом процессе культурной глобализации изначально заложен определенный конфликтный потенциал. «Культурный империализм» неизбежно вызывает ответную реакцию, а именно повышенную потребность в самоутверждении, сохранении основных элементов своей национальной картины мира и образа жизни. Это стремление нередко принимает агрессивную форму категорического непринятия глобальных культурных изменений.
Индустрия развлечений и СМИ в новом мире.
Ни для кого не секрет — цифровая революция поставила с ног на голову буквально все. Четкая направленность внешней политики США на достижение мирового лидерства в военно-политической и социально-экономической сферах сопровождается активной пропагандистской деятельностью на международной арене. В качестве составляющей этой деятельности немаловажную роль играет воздействие в культурной сфере.
Пропаганда возводит в абсолют определённый социальный уклад, в значительной мере его при этом мифологизируя. Тем самым, миру навязываются определённые образ жизни и нормы поведения, стандарты мышления, отношения к жизни.
Для достижения этой цели используются все возможные каналы. Одним из наиболее эффективных являются, соответственно, телевидение и кинематограф.
Кинематограф как оружие.
Способность кино мифологизировать события, подменять одни установки в сознании человека другими, вкупе с новейшими технологиями создания фильмов, делают его важнейшим видом психологического воздействия. И Голливуд стремительно превращается из «фабрики грёз» в мощнейший пропагандистский инструмент западной «элиты».
В последние годы родители часто задаются вопросом, стоит ли разрешать детям просмотр современных мультфильмов? Родители, оставляющие ребенка расти перед телевизором, имеют большие шансы получить на выходе в зрелом возрасте совершенно бескультурную личность. Американский мультфильм только с виду может показаться безобидной подделкой, но если тщательно проанализировать, то тут же можно заметить отражение американского образа жизни. Это замечают и осознают лишь те, кто уже хорошо знает и прочувствовал прочность и подлость современных СМИ. Детские мультипликационные фильмы производства США пользуются огромной популярностью во всём мире.
Примерами являются такие всемирно известные мультсериалы, как «Сомпсоны», «Гриффины» и «Южный парк». Ниже мы привели несколько цитат из этих мультфильмов, которые иллюстрируют неоднозначность и скрытый подтекст, заложенный авторами. Часто такие сериалы включают в себя различные стереотипы и политический подтекст, чтобы привечь и «подогреть» публику.
“The Simpsons”.
Рисунок 1. The Simpsons
1. «Женщины — они как пиво. Хорошо выглядят, хорошо пахнут, и ты готов переступить через собственную мать, лишь бы заполучить их.»
2. «Убить босса?! Поднимется ли у меня рука осуществить американскую мечту?»
3. «Алкоголь и ночное купание, отличное сочетание.»
4. «Эй! Если тебе не нравится это — едь в Россию!»
5. «Класс, ты приносишь людям несчастье, а они ничего не могут с этим поделать! Прямо как Бог.»
«Гриффины».
Рисунок 2. The Guy
1. «— Никаких разговоров, Стьюи, ты не выйдешь из-за стола, пока не съешь свои овощи
— Тогда я буду тут сидеть, пока один из вас не сдохнет! А учитывая, что я моложе, пока не сдохнешь ты!»
2. «— Питер, может уйдём в другую комнату?! Не думаю, что стоит ссориться перед детьми.
— А я хочу ссориться перед детьми! Зрители дают мне эмоциональный заряд.
«Южный парк» (South Park).
Рисунок 3. South Park
1. «Когда мы просили Обаму остановить нелегальную иммиграцию, мы не имели в виду, что нужно сделать страну настолько паршивой, что они перестанут сюда приезжать».
2. «Что, Господь, опять меня наколол, да? Отличная смешная шутка, Господь, надеюсь ты посмеялся от души, сволота».
Масс-медиа формируют глобальную культуру «посредством единого контента потоков и посредством глобального языка». В настоящее время 19 из 40 глобальных медиакомпаний — это компании США. Америка лидирует по производству и импорту медиаконтента. Для примера — около 75—80 % российского проката занимают фильмы американского производства.
Влияние культурной глобализации на fashion-индустрию.
С легкой руки психологов и Г. Зиммеля, впервые осмелившегося говорить о моде как социокультурном феномене, в моде видят явление, основанное на дуализме человеческих потребностей, призванное одновременно удовлетворять стремлению выделиться и желанию подражать. Тенденции глобализации и взаимопроникновение этнических культур в конце XX столетия сделала предметами моды гастрономию и путешествия. Одним из главных механизмов моды является подражание, которое может фиксироваться и тогда становится обычаем. Мода «просачивается» сверху вниз, она возникает как игра, как нечто новое в высших классах, которые располагают досугом для этого, «в низших сословиях с этими модами возятся еще долго после того, как они уже оставлены в высших». Первоначально мода играла в культуре роль «недосягаемой высоты», она была феноменом элитарной культуры, уделом немногих, затем она прочно укоренилась в культуре повседневности, как один из механизмов социальной регуляции, маркирующий социальную идентичность человека.
Изменения, произошедшие в обществе и культуре, начиная с промышленных революций XIX века, привели к становлению нового феномена — массовой культуры, которая сделала моду частью своей инфраструктуры. Мода начинает тиражировать образы культуры, возобновляя тот самый парадокс. Таким образом, мода занимает еще одну культурную нишу и теперь пронизывает все уровни культуры — от культуры элитарной через повседневность к массовой.
Мода как социальный институт выполняет ряд функций, одной из которых выступает культурная и экономическая глобализация. Как справедливо отмечает К.Ю. Михалёва, «…модная система как институт культурного доминирования и навязывания стандартов потребления, послужила одной из основ процесса глобализации, … одной из инфраструктур, которые обеспечивают движение глобальных потоков, структур и отношений и способствуют им».
Важнейшей характеристикой процесса глобализации моды является её ориентированность на «международную интеграцию», что предполагает формирование единого модного пространства на базе глобальной индустрии массовой культуры.
В области индустрии моды роль транслятора, выработанных норм и правил, играют показы коллекций в таких мегаполисах как Париж, Нью-Йорк, Милан, Лондон, статьи в глянцевых журналах, телевизионная реклама, круглосуточное вещание Fashion TV (FTV), наличие интернет-порталов ведущих трендовых бюро, онлайн торговля в интернет-магазинах модной одежды, информационные и инновационные интернет-сайты.
Вывод.
Таким образом, из проделанной работы можно сделать следующие ключевые выводы.
Пропаганда возводит в абсолют определённый социальный уклад, в значительной мере его при этом мифологизируя. Тем самым, миру навязываются определённые образ жизни и нормы поведения, стандарты мышления, отношения к жизни.
Сегодня проблемой влияния «неправильных мультиков» на развитие культуры детей задумываются специалисты всего мира.
Сегодня модно быть стильным, и отчетливо заметно, как сама мода становится стилем жизни, охватывая все большие области культуры, ранее моде не подвластные. Реагирует на новую тенденцию и модная индустрия: дизайнеры предлагают не моду, а стиль жизни.
Список литературы:
1. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 304 с.
2. Гурова О. Fast Fashion: быстро сшить, быстро продать, быстро выбросить. Концепция моды и потребление вещей в современном российском обществе // Экономическая социология. — 2008. — Т. 9. — № 5.
3. Иконы стиля. История моды ХХ века / Под ред. Герды Буксбаум. — СПб.: Амфора, 2009. — 192 с.
4. Калашникова Н.М. Народный костюм (семиотические функции). — М.: Сварог и К, 2002. — 374 с.
5. Козлова Е.Э. Винтаж как процесс антиглобализации в моде // Вестник Челябинского государственного университета. — 2009. — № 43 (181).
6. Межуев В.М. Культура в эпоху глобализации // Социокультурная антропология. История, теория и методология. — М.: Академ. проект, Культура; Киров: Константа, 2012. — 1000 с.
7. Мельхиор М.Р. От наций дизайна к нациям моды. Мечта о моде в современной Скандинавии // Теория моды. — Осень 2012. — Вып. 25.
8. Михалёва К.Ю. Мода как социальный институт. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук. — М.: 2012.
9. Тёниссен Й. Мечты о моде в Бельгии и Нидерландах: от глобализационных тенденций к региональному ремеслу // Теория моды. Одежда. Тело. Культура — Осень 2012. — № 25.
10. Barber B. Globalization and Culture Cato Policy Report / May / June 2003. P. 10.
11. Tomlinson J. Globalization and culture. Chicago: The university of Chicago press, Cambridge: Polity Press, 1999. P. 89.
12. Waters M. Globalization London and New Yourk: Routledge, 1995. P. 149.
13. Wallerstein I. Utopistics, Or Historical Choices of the Twenty-First Century. New York, 1998, Р. 18.
14. Валери Стил. Меня отговаривали заниматься модой как бесперспективной темой» — [Электронный ресурс] // Стил Валери // Look at me. 2011. — Режим доступа: http://www.lookatme.ru/mag/archive/industry-interview/145115-valerie-steele.
15. Васильева Ж.В. Влияние процессов глобализации на fashion-индустрию — [Электронный ресурс] // Ж.В. Васильева // Культурологический журнал. — 2013. — Режим доступа: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/216.html&j_id=15.
16. Понарина Н.Н. Глобализация и проблемы культуры — [Электронный ресурс] / Н.Н. Понарина // Теория и практика общественного развития. — 2010. — Режим доступа: http://dom-hors.ru/issue/fik/2012-1/ponarina.pdf.
17. Савицкая Т.Е. Новая локальность. — [Электронный ресурс] // Т.Е. Савицкая // Интеллектуальная Россия. — 2005. — Режим доступа: http://intelros.org/lib/statyi/savitskaya1.htm.
18. Яковлева Н., Клименко Е. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2012—2016 годы — [Электронный ресурс] Н. Яковлева, Е. Клименко // PricewaterhouseCoopers. — 2014. — Режим доступа: http://www.pwc.ru/en_RU/ru/entertainment-media/assets/entertainment-and-mediaoutlook_2012_ru.pdf.