Статья:

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Стребкова Н.С. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 43 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Стребкова Надежда Сергеевна
студент Горно-Алтайского государственного университета, РФ, г. Горно-Алтайск
Лизунова Галина Юрьевна
научный руководитель, канд. филос. наук, доц. кафедры психологии и социальной работы Горно-Алтайского государственного университета, РФ, г. Горно-Алтайск

 

Опыт межличностных отношений с окружающими людьми, будь то взрослые или сверстники, является базовым моментом для развития личности детей, формирования их самосознания. Значимость проблемы развития взаимоотношений детей в последние десятилетия особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение проблемы межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками достаточно подробно изучена (В.В. Абраменкова, М.И. Лисина, И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, и др.). В результате проведенных исследований данного вопроса представлено большое количество данных относительно детей дошкольного и подросткового возраста. Особый интерес представляют особенности взаимоотношений детей и их динамика в период перехода школьников из младшего звена общеобразовательной школы в среднее.

Помимо общения на уроках, младшие школьники вступают в достаточно сложные межличностные отношения между собой в неурочное время, и психологические особенности этих отношений при переходе в среднее звено общеобразовательной школы стали целью нашей работы.

Гипотеза: межличностные отношения в младшем школьном возрасте имеют свою возрастную специфику, которая определяется возрастными особенностями младшего школьника.

Результаты работы могут быть использованы студентами педагогических специальностей при изучении дисциплины «Психология», а также в период педагогической практики.

Чтобы проверить нашу гипотезу мы разбили свою работу на этапы:

1.  анализ проблемы исследования;

2.  изучение структуры коллектива детей младшего школьного возраста, их статусного положения в коллективе и особенностей взаимоотношений;

3.  обобщение полученных результатов, формулирование выводов.

В исследовании приняли участие 24 учащихся 4 класса МБОУ СОШ № 12, г. Горно-Алтайск.

Для выяснения характера взаимодействий детей, обучающихся при переходе в среднее звено, нами было проведено наблюдение за общением учеников 1 и 4 классов. Мы присутствовали на уроках и переменах, вступали во взаимодействие с детьми, беседовали с ними. Фиксировались особенности отношения к сверстнику.

Обобщая результаты наблюдения, можно выделить следующие особенности взаимоотношений детей 1-х и 4-х классов:

1.  Контакты детей 1 класса часто носят неопределенный, беспредметный и несодержательный характер. Основной задачей этих взаимодействий является эмоциональная и физическая разгрузка, отдых. В то время как в 4 классе отношения предметны, содержательны и устойчивы.

2.  Устойчивых отношений, дружеских пар в 1 классе, как правило, мало. В четвертом же классе модно увидеть много пар детей, отношения которых строятся на дружеском взаимодействии, симпатии друг к другу. Существует также чувство общности, целостности учебного коллектива, и вмешательство в него чужого человека резко обращает на себя внимание, вызывает напряжение.

3.  Направленность действий и поведение первоклассников в большинстве случаев определяются потребностями детей привлечь внимание педагога и ориентацией на его мнение. Учащиеся 4 класса в своих поступках больше ориентируются на сверстника, на установление отношений с ним.

4.  Несмотря на некоторую эгоцентричность и обращенность первоклассников на педагога, они могут предложить свою помощь сверстнику и обратиться за ней. Но в такой ситуации предпочтительнее всего либо сверстник, которого похвалил учитель, либо приятель. Четвероклассники охотно помогают друг другу, в своем стремлении оказать помощь могут даже нарушить учебную норму (например, подсказать).

Для того чтобы изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок мы использовали методику Дж. Морено. Результаты можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1.

Количественное распределение социометрических статусов обучающихся



статус


количество


имя


1.


«Звёзды»

 


5 чел.


Дима М., Никита А., Полина Д., Арина К., Кристина Э.


2.


«Предпочитаемые»

 


6 чел.


Настя С., Женя З., Ян Л., Валентин А., Саша У., Максим Л.


3.


«Принятые»

 


6 чел.


Кирилл К., Маша Ш., Катя Р., Даша У., Андрей М., Аня П.


4.


«Непринятые»


2 чел.


Арчын Б., Лиза А.


5.


«Отверженные»

 


5 чел.


Катя Ч., Иван П., Катя А., Дима Т., Денис С.

 

Среднее число полученных выборов одним испытуемым: К = 73/24 = 3,04.

Коэффициент взаимности (KB):

КВ = 24/73х100 % = 32,88 — средний показатель взаимного выбора.

Таким образом, в классном коллективе отмечается средний уровень эмоциональной сплоченности. Уровень благополучия взаимоотношений в классе также средний.

Социометрические звезды (5) + предпочитаемые (6) + принятые (6) > непринятые (2) + отверженные (6).

Классный коллектив предстает единой группой, в которую входят все дети. Эта группа является открытой. В ней мальчики общаются с девочками, выбирают их, и наоборот. Но стоит отметить также, что количество детей «непринятых» и «отверженных» — 8 человек (33,3 %). Они требуют особого внимания педагога-психолога и классного руководителя. Классному руководителю были предложены рекомендации по работе с детским коллективом по формированию сплоченности через организацию совместной деятельности детей, а также проведение внеклассных мероприятий.

Для изучения типа взаимоотношений младших школьников в классе была использована сокращенная анкета В. Смекайлы и М. Кучера «К какому типу взаимоотношений ты склонен». Результаты проведенной анкеты представлены в диаграмме (рисунок 1). Большинство учащихся проявляет свои взаимоотношения в качестве лидера — это 14 человек (58,3 %). Меньшая часть обучающихся придерживается хороших отношений со всеми — 3 человек (12,5 %), 7 человек (29,2 %) детей проявляет в общении направленность на себя.

 

Рисунок 1. Процентное распределение типов взаимоотношений обучающихся

 

Таким образом, мы наблюдаем преобладающее количество детей младшего школьного возраста с высоким статусным положением в классе («звёзды», «предпочитаемые») при переходе в среднее звено общеобразовательной школы. Они вступают во взаимоотношения с детьми в качестве лидера. «Принятые» дети выступают в общении как с направленностью на себя, так могут выступать и в качестве лидера.

 

Список литературы:
1.    Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избран. психолог. труды / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. — М.; Воронеж: МПСИ: НПО «МОДЭК», 2006. — 631 с.
2.    Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет / О.Н. Истратова. — Ростов-на-Дону: ООО Феникс, 2009. — 317 с.
3.    Кондрашина И.Н. Динамика межличностных отношений в младшем школьном возрасте: сайт. — URL: http://www.fpo.ru/vp/kvp15.html    (дата обращения 14.11.2014 г.).
4.    Особенности межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста: сайт. — URL: http://xreferat.ru/77/7345-1-osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniiy-v-gruppe-sverstnikov-mladshego-shkol-nogo-vozrasta.html    (дата обращения 14.11.2014 г.).