ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 7. Психология
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Опыт межличностных отношений с окружающими людьми, будь то взрослые или сверстники, является базовым моментом для развития личности детей, формирования их самосознания. Значимость проблемы развития взаимоотношений детей в последние десятилетия особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение проблемы межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками достаточно подробно изучена (В.В. Абраменкова, М.И. Лисина, И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, и др.). В результате проведенных исследований данного вопроса представлено большое количество данных относительно детей дошкольного и подросткового возраста. Особый интерес представляют особенности взаимоотношений детей и их динамика в период перехода школьников из младшего звена общеобразовательной школы в среднее.
Помимо общения на уроках, младшие школьники вступают в достаточно сложные межличностные отношения между собой в неурочное время, и психологические особенности этих отношений при переходе в среднее звено общеобразовательной школы стали целью нашей работы.
Гипотеза: межличностные отношения в младшем школьном возрасте имеют свою возрастную специфику, которая определяется возрастными особенностями младшего школьника.
Результаты работы могут быть использованы студентами педагогических специальностей при изучении дисциплины «Психология», а также в период педагогической практики.
Чтобы проверить нашу гипотезу мы разбили свою работу на этапы:
1. анализ проблемы исследования;
2. изучение структуры коллектива детей младшего школьного возраста, их статусного положения в коллективе и особенностей взаимоотношений;
3. обобщение полученных результатов, формулирование выводов.
В исследовании приняли участие 24 учащихся 4 класса МБОУ СОШ № 12, г. Горно-Алтайск.
Для выяснения характера взаимодействий детей, обучающихся при переходе в среднее звено, нами было проведено наблюдение за общением учеников 1 и 4 классов. Мы присутствовали на уроках и переменах, вступали во взаимодействие с детьми, беседовали с ними. Фиксировались особенности отношения к сверстнику.
Обобщая результаты наблюдения, можно выделить следующие особенности взаимоотношений детей 1-х и 4-х классов:
1. Контакты детей 1 класса часто носят неопределенный, беспредметный и несодержательный характер. Основной задачей этих взаимодействий является эмоциональная и физическая разгрузка, отдых. В то время как в 4 классе отношения предметны, содержательны и устойчивы.
2. Устойчивых отношений, дружеских пар в 1 классе, как правило, мало. В четвертом же классе модно увидеть много пар детей, отношения которых строятся на дружеском взаимодействии, симпатии друг к другу. Существует также чувство общности, целостности учебного коллектива, и вмешательство в него чужого человека резко обращает на себя внимание, вызывает напряжение.
3. Направленность действий и поведение первоклассников в большинстве случаев определяются потребностями детей привлечь внимание педагога и ориентацией на его мнение. Учащиеся 4 класса в своих поступках больше ориентируются на сверстника, на установление отношений с ним.
4. Несмотря на некоторую эгоцентричность и обращенность первоклассников на педагога, они могут предложить свою помощь сверстнику и обратиться за ней. Но в такой ситуации предпочтительнее всего либо сверстник, которого похвалил учитель, либо приятель. Четвероклассники охотно помогают друг другу, в своем стремлении оказать помощь могут даже нарушить учебную норму (например, подсказать).
Для того чтобы изучить социометрический статус каждого ученика в классе, особенности взаимоотношений, состав группировок мы использовали методику Дж. Морено. Результаты можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1.
Количественное распределение социометрических статусов обучающихся
№ |
статус |
количество |
имя |
1. |
«Звёзды»
|
5 чел. |
Дима М., Никита А., Полина Д., Арина К., Кристина Э. |
2. |
«Предпочитаемые»
|
6 чел. |
Настя С., Женя З., Ян Л., Валентин А., Саша У., Максим Л. |
3. |
«Принятые»
|
6 чел. |
Кирилл К., Маша Ш., Катя Р., Даша У., Андрей М., Аня П. |
4. |
«Непринятые» |
2 чел. |
Арчын Б., Лиза А. |
5. |
«Отверженные»
|
5 чел. |
Катя Ч., Иван П., Катя А., Дима Т., Денис С. |
Среднее число полученных выборов одним испытуемым: К = 73/24 = 3,04.
Коэффициент взаимности (KB):
КВ = 24/73х100 % = 32,88 — средний показатель взаимного выбора.
Таким образом, в классном коллективе отмечается средний уровень эмоциональной сплоченности. Уровень благополучия взаимоотношений в классе также средний.
Социометрические звезды (5) + предпочитаемые (6) + принятые (6) > непринятые (2) + отверженные (6).
Классный коллектив предстает единой группой, в которую входят все дети. Эта группа является открытой. В ней мальчики общаются с девочками, выбирают их, и наоборот. Но стоит отметить также, что количество детей «непринятых» и «отверженных» — 8 человек (33,3 %). Они требуют особого внимания педагога-психолога и классного руководителя. Классному руководителю были предложены рекомендации по работе с детским коллективом по формированию сплоченности через организацию совместной деятельности детей, а также проведение внеклассных мероприятий.
Для изучения типа взаимоотношений младших школьников в классе была использована сокращенная анкета В. Смекайлы и М. Кучера «К какому типу взаимоотношений ты склонен». Результаты проведенной анкеты представлены в диаграмме (рисунок 1). Большинство учащихся проявляет свои взаимоотношения в качестве лидера — это 14 человек (58,3 %). Меньшая часть обучающихся придерживается хороших отношений со всеми — 3 человек (12,5 %), 7 человек (29,2 %) детей проявляет в общении направленность на себя.
Рисунок 1. Процентное распределение типов взаимоотношений обучающихся
Таким образом, мы наблюдаем преобладающее количество детей младшего школьного возраста с высоким статусным положением в классе («звёзды», «предпочитаемые») при переходе в среднее звено общеобразовательной школы. Они вступают во взаимоотношения с детьми в качестве лидера. «Принятые» дети выступают в общении как с направленностью на себя, так могут выступать и в качестве лидера.
Список литературы:
1. Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избран. психолог. труды / Под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марцинковской. — М.; Воронеж: МПСИ: НПО «МОДЭК», 2006. — 631 с.
2. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет / О.Н. Истратова. — Ростов-на-Дону: ООО Феникс, 2009. — 317 с.
3. Кондрашина И.Н. Динамика межличностных отношений в младшем школьном возрасте: сайт. — URL: http://www.fpo.ru/vp/kvp15.html (дата обращения 14.11.2014 г.).
4. Особенности межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста: сайт. — URL: http://xreferat.ru/77/7345-1-osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniiy-v-gruppe-sverstnikov-mladshego-shkol-nogo-vozrasta.html (дата обращения 14.11.2014 г.).