РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ ФРАНКОЯЗЫЧНОМ ОБЩЕСТВЕ
Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 9. Филология
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В СОВРЕМЕННОМ ФРАНКОЯЗЫЧНОМ ОБЩЕСТВЕ
В эпоху бурного экономического роста в современном мире, возрастающего производства материальных благ, за счет потребления природных ресурсов, в гонке за прибылью, человек забывает, что многие из природных ресурсов не восстановимы. Человек мало задумывается о том, сколько лет отведено планете, увидят ли его потомки конец 3-го тысячелетия…
Актуальность работы определяется возрастающим значением социальной экологической рекламы в жизни современного общества в условиях роста общества потребления, как одного из типов массовой коммуникации, а также глобализацией мировых экономических, политических и культурных процессов.
Социальная реклама — это такой продукт общества, который имеет существенные отличия от других видов рекламы. Этот вид рекламы заказывается государством, общественной организацией. Идеи, отраженные в ней, могут отражать борьбу общества с негативными явлениями, например, наркоманией, курением, или пропагандировать что-то, например, вести здоровый образ жизни, помнить и заботиться о своих родителях [2; 10].
В современном мире реклама имеет огромное значение. В нашей работе мы рассмотрим экологическую социальную рекламу.
«Экология — наука, исследующая функционирование систем и структур над организменного уровня (экосистем, или биогеоценозов) в их взаимодействии друг с другом и со средой обитания» [1; 10].
И с помощью социальной экологической рекламы, можно донести до людей, что нужно беречь экологию. Для этого используют следующие методы:
· плакаты,
· заставки,
· клипы,
· щиты,
· листовки,
· значки и другая атрибутика,
· эмблемы на товарах массового потребления,
· граффити.
Экологическая реклама воздействует на человека в основном на эмоциональном уровне. Воздействие рекламы проявляется в процессах переработки рекламных сообщений — эмоциях, мыслях, возможных решениях, которые определяют поведение человека на чье экологическое сознание оказано воздействие. А именно воздействие осуществляется с помощью лексических, грамматических и стилистических средств, также иконическим компонентом, изображением, шрифтом, цветами и другими невербальными компонентами креолизованных текстов рекламы.
Креолизованный текст — текст, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой/речевой) и невербальной (принадлежащей к другим знаковым системам, нежели естественный язык) [3; 7] Примеры креолизованных текстов — тексты рекламы, комиксы, афиши, плакаты, структура текста социальной рекламы складывается из вербальных и невербальных компонентов. К невербальным компонентам относятся изобразительно-графические: размер, цвет, звук, композиция и т. д. Они выполняют информативно-экспрессивную функцию, выступают в тесной взаимосвязи с вербальными компонентами — слоганом, названием предмета социальной рекламы, коммуникативно-адресным сообщением, аргументами, рекламным образом, тоном рекламного объявления.
Рисунок 1. «Защита живого мира планеты»
Данный пример взят из сайта http://www.fourrure-torture.com/petition-contre-fourrure.html#
«50 millions dʼanimaux meurent chaque annee pour la fourrure. Porter de la fourrure cʼest porter la MORT!» (Каждый год 50 миллионов животных умирают ради меха. Носить мех — носить смерть).
Вербальные компоненты текста рекламы.
Лексико-стилистические средства:
· Это предложение относится к разряду экспрессивных средств с возвышенной лексикой. В данном случае, мы видим противопоставление Носить мех — носить смерть.
· Метафора: Носить мех — это носить смерть. (Метафора — это троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении).
· Использование повтора слов porter, fourrure по 2 раза внутри одного текста.
· Гипербола, встречается в числительном 50 000 000. (Гипербола (от греч. hyperbole — преувеличение) — приём выразительности речи, используемый говорящими (пишущими) с целью создать у слушателей (читателей) преувеличенное представление о предмете речи.
· Выбор лексических единиц напрямую связан с основной идеей рекламы, используется числительное 50 000 000, где слово миллионов написано прописью с целью смыслового выделения. Глагол mourir «умирать» используется в данном рекламном тексте наряду с существительным mort «смерть». Использование однокоренных слов усиливает экспрессивность рекламного слогана, где однокоренные слова выступают актуализаторами друг друга.
Грамматические средства:
· Использование глаголов mourir, être в présent de l’Indicatif обусловлено желанием автора рекламы донести до получателя, что убийство животных происходит сейчас, в настоящее время, и что каждый может принять участие в том, чтобы это остановить.
· Синтаксический параллелизм, двойное использование инфинитива глагола porter. (Синтаксический параллелизм — это одинаковый порядок слов в нескольких предложениях. Стилистическая фигура. Происходит от греч. parallelos — идущий рядом).
· Использование восклицательного предложения, для усиления смысла.
Невербальные компоненты креолизованного текста рекламы:
Использованы 5 фотографий, на 4-х из них мы видим: искалеченных животных рыся, волка, попавших в капканы, сидящего в клетке песца, подвешенных за задние лапы кроликов. Рысь смотрит прямо в объектив камеры взглядом полным страха. И на последнем, 5-м изображении, мы видим человека, одетого в шубу, с надвинутым на лицо капюшоном с пышной опушкой, вместо лица пустота, в руках он держит окровавленную косу. Все размещено на черном фоне. Текст “50 millions dʼanimaux meurent chaque annee pour la fourrure” выделен белым цветом, с грязными разводами, похожими на проступающую ржавчину. Для слогана «Porter de la fourrure cʼest porter la MORT!» использован черный газетный шрифт на белом фоне, большего размера, чем предыдущее предложение. Слово mort выделено красным цветом, цветом крови, и написано заглавными буквами MORT, что выделяет его из основного текста, для которого использован белый и черный цвет шрифта.
Рисунок 2. «Городская реклама»
«Nous pouvons faire le maximum, mais pas lʼimpossible» Мы можем сделать максимум, но не невозможное.
И ниже маленькими буквами написано Les agents de la propreté nettoient derriere nous. Evitons de sallir derriere eux. Агенты чистоты (или дворники) убираются после нас. Давайте, не будем загрязнять после них. Взят из сайта http://proprete.paris.fr/
Лексические -стилистические средства:
· Противопоставление слов le maximum и lʼimpossible.
· Использование параллелизма, derriere nous/ derriere eux.
· Повтор одного слова внутри текста два раза derriere.
Грамматические средства:
· Использование глаголов в настоящем времени, тем самым показывая актуальность проблемы и в наше время.
· Использование личного местоимения nous, eux, акцентируя внимания на нас самих.
· Использование императива évitons, что значительно усиливает динамичность обращения, побуждает к действию. Здесь обращение идет на мы, тем самым доказывая, что экологическая среда зависит только от нас.
Невербальные компоненты креолизованного текста рекламы:
В данном рекламном плакате, мы наблюдаем, образ современного человека, который всегда куда-то спешит и не замечает, что загрязняет окружающую среду. Текст рекламы “Nous pouvons faire le maximum, mais pas lʼimpossible” написан заглавными большими, белыми буквами. А внизу мы видим два маленьких текста “Les agents de la propreté nettoient derriere nous”. “Evitons de sallir derriere eux”, которые написаны черным шрифтом и выделены рамой.
Фоном рекламы использовали серый цвет, который угнетает человека, а мусор, т. е. бумага розового цвета, которая выделяется на этом сером фоне, также дворник весь в зеленом, как и его метла. Зеленый цвет — это цвет экологии. Этот цвет символизирует отношение к природе, ассоциируется с растительным миром. Отношение к зеленому цвету, как к цвету жизни, Природы и Гармонии, формировалось на протяжении веков, и сейчас зеленый является самым жизненным и свежим цветом из всех основных. У дворников одежда бывает зеленого, либо оранжевого цвета, чтоб быть заметным. Можно заметить, как в данной рекламе дворник изображается, как волшебник, который появляется из-за столба и убирается после людей.
На сегодняшний день самым популярным и эффективным способом влияния на социум является экологическая социальная реклама. Экологическая социальная реклама как общественный феномен во всем мире является важной составляющей мировоззрения и нравственного здоровья общества.
Проанализировав социальную экологическую рекламу различных франкоязычных веб-сайтов, мы пришли к заключению, что в тексте социальной рекламы часто используется определенное количество вербальных компонентов (от 1 до 12 слов). В отличии от обычной рекламы слоган социальной рекламы не всегда стремится к лаконичности, так как главной целью ее является донести до общественности смысл социальной проблемы. Обычно рекламный текст пишется заглавными буквами и обращается к обществу.
Проанализированные примеры социальной экологической рекламы вызывают у адресата неоднозначные впечатления.
Представленная научная работа открывает определенные перспективы для дальнейшего изучения языка рекламных текстов на французском языке.
Список литературы:
1. Т.А. Акимова, В.В. Хаскин. Экология: учебник для вузов — М.: ЮНИТИ, 1998. — 445 с.
2. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама: Пер. с англ. Тольятти, 1995. Васильева Г.А. Основы рекламы. — М.: Юнити, 2011. — 719 с.
3. Ворошилова М.Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика — Вып. 20 — Екатеринбург, 2006 — С. 180.
4. Васильева Г.А. Основы рекламы. — М.: Юнити, 2011. — 719 с.
5. Жаркова Т.И. Языковые средства французской рекламы / Гуманитарные дисциплины / Преподавание иностранных языков. — М., 2008.
6. http://www.fourrure-torture.com/petition-contre-fourrure.html#.