МЕЖДУНАРОДНОЕ И ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВУЮ ЗАЩИТУ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 10. Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
МЕЖДУНАРОДНОЕ И ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВУЮ ЗАЩИТУ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Выделение вопросов, относящихся к правам ребенка, в самостоятельный предмет в рамках международной защиты прав человека вызвано прежде всего причинами объективного характера: во-первых, в результате целого ряда исторических условий социальный статус детей ниже, чем у взрослых, и международная защита прав ребенка направлена на обеспечение им равных прав и возможностей со взрослыми; во-вторых, в силу физической и умственной незрелости ребенку необходимо предоставление особых прав и дополнительной защиты.
В связи с этим следует отметить, что особенностями международной защиты имущественных прав несовершеннолетних являются:
- юридическое своеобразие связи, существующей между правами человека вообще и правами, законными интересами детей, которая характеризуется соподчиненностью, в которой главенствующее место занимают права взрослых;
- создание и существование международных и национальных органов, обеспечивающих международно-правовую защиту прав детей, носит опосредованный и вспомогательный по отношению к взрослым аналогам характер;
- имплементация в национальное законодательство международно-правовых и иных международных норм, защищающих права несовершеннолетних, носит пока характер эпизодический и бессистемный: в РФ, например, каждое ведомство действует в этом плане самостоятельно.
Основа гарантий имущественных прав и интересов несовершеннолетних закреплена в международных актах о правах человека и правах ребенка.
Необходимость в особой защите прав ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 г. и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 г., и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в ст. ст. 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в ст. 10), Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей, принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
Особое значение в контексте нашего исследования имеет факт создания в 1945 г. Генеральной Ассамблеей ООН Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естественной и основной ячейки общества, со стороны общества и государства [1].
Часть 2 ст. 25 этой Декларации, посвященная праву на особое попечение и помощь материнству и младенчеству, гласит: «Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».
В Международном пакте о гражданских и политических правах повторяется положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства.
А ст. 24 этого Пакта посвящена специально всем детям, имеющим право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах в более широком плане рассматривалась забота о «несамостоятельных детях и их воспитании» (ч. 1 ст. 10) [2]. Здесь же обращалось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.
Но все это лишь отдельные фрагменты из международных документов, в центре внимания которых находились права человека, в том числе и ребенка, чья охрана несомненно имела свои особенности. Вот почему еще в 1959 г. на 14-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН принята Декларация прав ребенка, посвященная исключительно несовершеннолетним [3]. Эта Декларация предусматривает наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них — равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Здесь перечислены права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту, особенно от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации); в качестве самостоятельных выделены положения, касающиеся его права на воспитание в семье. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.
Необходимо обратить внимание на то, что Декларация не имеет обязательной силы, носит рекомендательный характер.
В соответствии со ст. 1 Конвенции ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, что фиксирует один из основных принципов Конвенции — приоритетность интересов детей перед интересами общества; подчеркивается необходимость недискриминационного подхода, и обозначены законодательные и административные гарантии государств по обеспечению указанных в Конвенции прав.
В научной литературе несовершеннолетним принято считать человека, не достигшего возраста, с которого закон наделяет его возможностью реализовывать в полном объеме свои субъективные права и исполнять обязанности.
«Несовершеннолетний» как правовое понятие имеет содержание как общеюридическое, так и по отраслям права. Международное право признает ребенком личность с момента рождения. Однако оно не запрещает государствам считать ребенком человеческое существо с момента зачатия, хотя защита еще не рожденного ребенка не предусмотрена ни в одном международном договоре, за исключением Американской конвенции о правах человека (ст. 4(1)).
В основополагающих международно-правовых документах граница между несовершеннолетием и совершеннолетием определяется в 18 лет (ст. 1 Конвенции ООН о правах ребенка), но с оговоркой: если иной возраст не установлен национальным законодательством.
Следует отметить, что в рамках Конвенции дети рассматриваются не как объекты, а как субъекты правоотношений, самостоятельно действующие граждане, что необходимо признать прогрессивным. Эта новация раскрывается в следующих положениях:
- дети, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического и физического состояния, любого другого статуса ребенка, его родителей или попечителей, не должны подвергаться дискриминации;
- дети имеют право на выживание и развитие во всех аспектах их жизни: физическом, духовном, социальном и культурном;
- дети должны быть вовлечены в социальную жизнь, восприниматься как активные участники всего, что затрагивает их интересы, и быть полностью свободны в выражении своего мнения. Они имеют право, чтобы с ним считались;
- наиважнейшие интересы ребенка должны учитываться при принятии любых решений или действий, имеющих непосредственное отношение к ребенку или группе детей.
Список литературы:
- Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Сборник документов. — М.: НОРМА; ИНФРА — М, 1998. С. 39—44.
- Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17 (1831). Ст. 291.
- Декларация прав ребенка. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост. Л.В. Корбут, С.В. Поленина. — М., 1998.