Статья:

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Вахнина В.А. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Вахнина Валерия Александровна
студент Московского педагогического государственного университета, РФ, г. Москва
Сахарова Татьяна Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, проф., декан факультета педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, РФ, г. Москва

 

В психологической науке смысл жизни изучается с позиций влияния внешних факторов и внутренних условий, обусловливающих процесс формирования смысложизненных ориентаций личности, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности.

Наиболее остро проблема формирования и развития смысложизненных ориентаций, понимания того, ради чего стоит жить, стоит перед юношами и девушками. Так, В. Франкл указывал на тот факт, что экзистенциальная фрустрация, т. е. потеря личного стремления к выявлению смысла в своем существовании, т. е. воли к смыслу и развитие в этой связи особого вида депрессивного состояния, свойственен в основном «думающей» молодёжи. Об актуальности проблемы поиска смысла жизни в старшем подростковом возрасте говорят и многие отечественные психологи. Например, Л.И. Божович утверждает, что выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для старшеклассников тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающим [1, с. 15].

В отечественной психологии становление интереса к исследованию смысловой реальности связано с именами А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, чьи идеи развиваются в современной психологической науке А.Г. Асмоловым, Д.А. Леонтьевым.

В рамках психологических исследований возникает необходимость исследования смысловых установок, ценностей, смысложизненных ориентаций личности, т. к. в зависимости от различных способов человеческого общения и состояний человеческого духа формируются различные понимания смысла жизни.

Познавательная деятельность выступает основанием выбора юношами и девушками смысложизненной ориентации, что составляет важнейший способ постижения смысла жизни. Смысл жизни раскрывается в сфере чувств, эмоциональных переживаний — вера, счастье, надежда, страх, жажда удовольствий, что выражает чувственную основу смысла жизни, и в сфере норм и ценностей — долг, ответственность, нравственный закон, что проявляет нормативный уровень смысла жизни.

Смысложизненные ориентации юношей и девушек определяют направленность и избирательное отношение к тем компонентам профессиональной подготовки, которые соответствуют представлениям студентов о своей будущей профессиональной деятельности. Смысложизненные ориентации, задавая определенную направленность учебной деятельности, формируют обобщенную модель будущей профессиональной деятельности.

В юношеском возрасте осуществляется активное становление смысловой сферы личности, происходит формирование смысложизненных ориентаций, которые являются одним из факторов успешного становления профессионала.

Можно выделить два подхода к пониманию сущности смысложизненных ориентаций: как формы выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенной деятельности в целом [2, с. 76]; как одной из составляющих исполнительных механизмов деятельности [3, с. 54].

Смысложизненные ориентации — это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью вообще и самореализацией в частности, и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [4, с. 12].

Согласно мнению В.Э. Чудновского, смысложизненные ориентации должны быть «продуктивными», т. е. адекватными и способствовать позитивному развитию личности [5, с. 74]. Смысложизненные ориентации можно рассмотреть в двух аспектах. Во-первых, это те сферы жизни, в которых данный конкретный человек с наибольшей вероятностью может найти смысл своей жизни. Во-вторых, это связь смысла жизни с будущим, настоящим и прошлым индивида.

Точная оценка юношами и девушками событий своей жизни, умение предвидеть развитие значимых событий, объективно оценивать свою роль, умение соотнести себя в прошлом, настоящем и будущем позволяет личности отрефлексировать перспективы собственного развития.

По мнению В.С. Мухиной, самое главное для человека — не плыть по течению, но определить для себя жизненный путь и смысл жизни [6, с. 871].

Смысловая сфера студентов характеризуется процессами формирования мировоззрения, составления жизненных планов, профессионального самоопределения, перестройкой и формированием сферы общения.

Таким образом, ценности личности характеризуются высокой осознанностью, отражаются в сознании в виде ценностных (смысложизненных) ориентаций, служат важным фактором регуляции поведения личности. Ценности изменяются на основе жизненного опыта личности, подвержены влиянию экономического фактора, доминирующих идеологических и социокультурных тенденций в обществе.

Ценностные (смысложизненные) ориентации являются значимым психологическим компонентом учебной мотивации личности, отражающим ее зрелость. С целью определения иерархии, степени реализованности ценностных (смысложизненных) ориентаций личности, и их места в учебной мотивации нами было проведено эмпирическое исследование.

В качестве инструмента диагностики была выбрана батарея психологических тестов, состоящая из теста смысложизненных ориентаций — СЖО, методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, методики В. Мухиной «Кто я?».

Целью эмпирического исследования является выявление психологических особенностей смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте.

Гипотезой исследования являлось предположение о том, что в гендерные особенности влияют на содержание и направленность смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте.

В настоящем исследовании приняли участие индивиды юношеского возраста в возрасте от 18 до 22 лет. Выборка составила 60 человека: 30 юношей, 30 девушек — студенты ВУЗов г. Москвы.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у юношей и девушек различное содержание смысложизненных ориентаций. Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что девушки в большей степени направлены на создание семьи, а юноши в свою очередь направлены на получение высокого заработка и престижной работы. Юноши ориентированы на то, чтобы выстроить свои жизненные планы согласно своим целям, девушки — на эмоциональную насыщенность жизни, их в большей степени интересует процесс достижения целей.

На наш взгляд, в современном обществе социальные роли мужчин и женщин находятся под влиянием гендерных стереотипов. Маскулинность связывают с публичной сферой (общественная жизнь, работа), а фемининность с приватной (дети, дом, семья). В результате проведенного эмпирического исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что на формирование и развитие смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте оказывают влияние гендерные различия.

 

Список литературы:

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — Москва, 2006. — 398 с.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М., 2002, 416 с.
  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Монография. — М., 2003, 488 с.
  4. Каунова Н.Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи (на материале Молдовы). Автореферат дис. …канд. психол. наук. — М., 2006.
  5. Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. 1999. № 2. С. 74—80.
  6. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — М., 2010. — 1088 с.