ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ — ЗАЛОГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 7. Психология
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ — ЗАЛОГ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Детство — уникальный период становления и развития личности. В этот период закладываются основные жизненные принципы и фундаментальные качества личности, которые обеспечивают эмоциональный комфорт, личностное благополучие, психологическую устойчивость.
Каждый ребенок в период детства должен чувствовать себя в безопасности. Психологическая безопасность — это состояние психологической защищенности, эмоционально-личностное благополучия в конкретных социально-психологических условиях, а также способность человека отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Это отсутствие ситуаций ущемления прав ребенка и психологического ущерба личности [1, с. 43].
Психологическую защищенность, мы рассматриваем, не как устранение всех травмирующих событий и угроз, а возможность стабилизировать затруднительную ситуацию, урегулировать психоэмоциональное состояние. Психологическая безопасность в дошкольном образовательном учреждении — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности ребенка.
Ведущей сферой в психическом развитии ребенка дошкольного возраста, мы считаем эмоциональную. Эмоциональная стабильность — залог психического здоровья детей. Это основа для осознания ребенком себя. Главным условием физического и душевного здоровья ребенка является эмоциональное благополучие.
В дошкольный период формируются основы личности. Нами было замечено, что ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность и деятельность. Ребенок учиться управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение действий. Также начинает объективно себя оценивать. В этот период усложняется эмоциональная жизнь дошкольника, обогащается эмоциональная сфера ребенка, формируются высшие чувства.
В этот период интенсивно идет познавательное развитие дошкольника. Он овладевает родным языком, учится не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родного языка. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации. Также совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства и времени. Речь превращается в орудие мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов.
В дошкольный период также расширяется сфера деятельности ребенка. Ребенок от общения только с матерью переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Он начинает играть, конструировать, выполнять трудовые поручения, одновременно осваивает цели и мотивы этих видов деятельности. Мы также хотим отметить тенденцию к развитию определенных навыков, умений, способностей и личностных качеств, такие как настойчивость, самостоятельность, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие [5, c. 158].
Психологическое здоровье проявляется в позитивных психологических характеристиках, установках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности, любознательности, стремлении к самостоятельности, открытости и доверчивости взрослым [8, с. 76].
Мы также придерживаемся мнения А.В. Запорожца, что эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Он акцентировал внимание на том, что ранее неблагополучие аффективных отношений c близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности. Подчеркивает важность эмоциональность переживаний детей дошкольного возраста при взаимодействии с социумом для его личностного становления [3, c. 93].
По определению О.Е. Шаповаловой эмоции — это временное переживание человеком какого-либо чувства, отношения к окружающей действительности. Мы не можем не согласится, что эмоции сигнализируют о полезном или вредном воздействии на организм, эмоции мобилизует энергию, которая иногда ощущается как тенденция к совершению действия [9, c. 38].
В настоящее время отсутствует единая общепринятая классификация чувств и эмоций. Проанализировав классификации и научные труды К. Изарда, Б.И. Додонова, И. Канта, А. Бэна, Т. Брауна, В.О. Леонтьева, П. Экмана, Г. Плутчика, Л.В. Куликова, В.К. Вилюнаса, У. Джеймса, Дж. Грея и других научных деятелей, мы составили свою классификацию эмоций.
Нами были, выдели следующие виды эмоций:
- высшие (любовь к Родине, своему городу, народу) / низшие;
- фундаментальные (удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх) / произвольные (составные);
- ведущие / ситуативные (явления, порождаемые универсальными механизмами мотивации и направленные на обстоятельства, и они возникают уже при наличии ведущей эмоции;
- положительные / отрицательные (эмоции, связанные с действиями избегания (защиты) или преодоления (борьбы);
- моральные (то, что испытывают к себе или другим людям: совесть, любовь, дружба) / этетические (эмоции данного типа, человек испытывает при созерцании или творении чего-то прекрасного);
- интеллектуальные (радость от познания чего-то нового, удивление, сомнения) / практические (переживания в трудовой и прочих сферах деятельности);
- предвосхищающие (надежда, интерес, страх, пренебрежение) / констатирующие (удовольствие, радость, гнев, горе);
- стенические (гиперстенические, вызывают прилив энергии: эйфория, мания, тревога, гнев) / астенические (печаль, тоска, апатия, страх).
Раннее и дошкольное детство — это время, когда эмоции господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, управляют и регулируют остальными психическими процессами и функциями [4, c. 47].
В ходе наблюдения за поведение дошкольников, нами было замечено, что эмоции ребёнка в дошкольном возрасте проявляются при взаимодействии с необычными, яркими, привлекающими внимание предметами и объектами окружающей среды.
Однако нас разочаровал тот факт, что на фоне прогрессивных изменений, активного реформирования системы дошкольного образования, появления новых программ дошкольного воспитания и разработки оригинальных методических материалов и программ недостаточное внимание уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка. Приоритет отдается интеллектуальному развитию.
Мы считаем, что Л.С. Выготский, и А.В. Запорожец справедливо указывали, что только согласованное функционирование этих двух систем, интеллекта и эмоций, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. По мнению К. Изарда именно «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» [3, c. 25].
Наши наблюдения позвонили сделать вывод, что внимание детей в современное время сконцентрировано на телефонах, телевизорах, планшетах, что препятствует общению со сверстниками и взрослыми. Техника заменяет реальное общение и делает эмоциональную сферу человека бедной. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Чтобы дети не становились эгоистичными и эмоционально изолированными нужно развивать эмоциональную сферу ребенка.
Также мы считаем, что ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, признается эмоциональное развитие человека. Основным условием эффективности психотерапевтического процесса, когда человек обретается человеком целостность и душевное здоровье является осознание человеком своих истинных чувств, а также умение правильно и адекватно их выражать.
В процессе развития ребенка нами было замечено, изменения и в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения c окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать cвои эмоции возрастает. Ребенок, выражая свои эмоциональные реакции и состояния, он выражает свою индивидуальность, свое состояние и отношение к происходящему. Именно от степени принятия и поддержки, взрослого зависит процесс овладения эмоциональным состоянием [3, c. 147].
Мы считаем, что главной задачей взрослых — помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Несвоевременная диагностика индивидуальных проявлений в эмоциональной сфере может обернуться серьезными просчетами в воспитании и в приобщении детей к миру человеческих ценностей культуры.
Мы считаем, что именно в дошкольный период детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение и выстраивание его первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы.
Познавательная сфера состоит из трех компонентов: познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление); информация (опыт и достижения, накопленные человечеством); отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира). Мы считаем, что все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
В ходе наблюдения, нами были подтверждены, точка зрения С.Л. Рубинштейна который отмечал, что в процессе деятельности и познания окружающего мира, самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства. Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Мы разделяем мнение автора, что эмоции и чувства — формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении ребенка к окружающему миру, удовлетворения или неудовлетворения потребностей [6, c. 268].
Мы обращаем ваше внимание, на то, что работа педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста должна быть направлена на все три компонента познавательной сферы. Необходимо учитывать, что процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично, а у детей наоборот, отношение первично, а информация вторична.
Таким образом, при всей важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Мы считаем, что эмоции влияют на течение всех познавательных процессов, они могут избирательно развивать одни познавательные процессы и тормозить другие. Ребенок, реагирует на предметы, ситуации, людей в зависимости от их значимости, чем важнее, интереснее и привлекательнее, тот или иной предмет или явление, тем лучше он воспринимается.
Нами было подтвержден, тот факт, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности возрастает из его практического взаимодействия с этой действительностью, как утверждал Л.А. Абрамян. Чем больше ребенку интересна та или иная деятельность, тем больше он изучает эту деятельность. Именно поэтому можно утверждать о возможной взаимосвязи эмоционального, социального и нравственного развития дошкольников.
Л.С. Выготский рассматривает переживания ребенка, его отношение к среде, как важное звено социальной ситуации развития, фиксирующее в себе разнообразное влияние внешних и внутренних условий. Автор указывал на взаимосвязь «аффекта и интеллекта», т. е. связь между развитием познавательной деятельности ребенка и развитием его эмоциональной сферы. Несформированность или нарушение эмоциональной сферы вызывает у ребенка затруднения в решении интеллектуальных заданий, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие личности [2, c. 34].
В ходе наблюдения за поведением детей, в МБДОО «Бахтемирская СОШ» было зафиксировано, что эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его социального поведения и взаимодействия с окружающими его людьми. Эмоции помогают детям воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.
Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, действия, поступки приобретают знак желаемых, приятных, другие, наоборот — отвергаются и вызывают негативные установки. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Прежде всего, малыш четко выделяет из окружающей его среды близких ему людей [2, c. 54].
Мы также хотим обратить ваше внимание, на то, что невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность. Ребенок может замкнуться в себе, становить скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основой являются положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.
Забота о здоровье детей в образовательном пространстве — это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека сегодня и безопасности нации завтра. Этап дошкольного возраста — это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.
Мы считаем, что психологическая безопасность — важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье — основа жизнеспособности ребенка.
Ребенку в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и поведением, научаться жить, учиться, работать, и нести ответственность за себя и других, свою деятельность, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».
Мы согласны с мнением таких авторов как Л.Л. Никифорова, В.М. Митяева, Ю.С. Шевченко, что нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать с развития эмоциональной сферы. Взаимодействие будет эффективным только тогда, когда участники этого взаимодействия способны понимать эмоциональное состояние другого человека и управлять собственным. Понимание собственных эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. Дети начинают управлять своими эмоциями и действиями, умеют моделировать свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.
Также в ходе наблюдения и диагностики дошкольников, мы обращаем внимание в первую очередь на такие параметры эмоциональных проявлений, как эмоциональный фон, имеющий очень много общего с настроением.
Настроение, мы рассматриваем, как длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность ребенка до нескольких дней. При этом нужно учесть, что настроение всегда имеет причину. Оно накладывает отпечаток на поведение детей, окрашивает их деятельность, стимулирует или подавляет развитие личности.
Другой важный параметр, на который мы хотим обратить ваше внимание — выраженность эмоций. Зачастую дошкольники не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать такие эмоциональные проявления, как плач, крик. Важно попробовать увидеть, насколько богат и разнообразен эмоциональный мир ребенка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или его эмоции односторонние, невыраженные.
Эмоциональная подвижность, еще один из важных параметров в нашей работе. Эмоции детей более подвижны, чем у взрослых. Внешне это выражается в быстрой и легкой смене эмоций от печали к радости, от горя к веселью. Однако чрезмерно быстрая и частая смена настроений говорит о повышенной эмоциональной подвижности, неустойчивости.
Для изучения эмоциональной сферы дошкольника мы используем следующие методики: 1. Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен от 4 до 7 лет. 2. Карта оценки психоэмоциональной сферы дошкольников Осипенко Т.Н. 3. Методика «Сюжетные картинки» С.Д. Забрамной, Дерманова И.Б., для изучения эмоционального отношение к нравственным нормам. 4. (От 5—6 до 7—8 лет) 5. Диагностика типов восприятия детьми эмоциональных состояний человека Дерманова И.Б. (репродукции, иллюстрации, художественные картинки с изображениями людей; картотека эмоций (картинки людей, животных, растений). 6. Методика «Волшебная страна чувств» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. (с 5—6 лет). 7. Рисуночная методика «Детский сад». 8. Проективные методики «Рисунок семьи», «Кому что подходит», «Веселый-грустный», «Кактус», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек», «Человек под дождем». 9. Методика Продуктивность вербализации эмоций и многие другие методики.
Исходя из выше сказанного, мы хотим донести до вас, мысль о том, что детский сад должен быть местом, где детей не только воспитывают и дают определенные знания, умения и навыки, но способствуют полноценному росту и развитию личности ребенка. Мы полагаем, что это возможно, только в атмосфере благоприятного социально-психологического климата и душевного комфорта в образовательном учреждении. В детском саду необходимо создавать условия, которые помогут ребенку пережить те или иные стрессы в жизни, правильно отреагировать, научить дошкольников управлять своим эмоциональным состоянием, способствовать развитию личности и ее психологических потенциалов.
Список литературы:
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. — М., Аспект-пресс, 2001.
- Выготский Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский // Собр. Соч. — Т. 4. — М., 1984. — 90 с.
- Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: монография / А.В. Запорожец. — М., 1985.
- Мухина В.С. Детская психология. — М.,ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999.
- Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., Просвещение, 2003.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии: монография / С.Л. Рубинштейн. — М.: — 1976. — 458 с.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2001.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2005.
- Шаповалова О.Е. Методические рекомендации по изучению эмоционального развития при умственной отсталости. — Биробиджан, изд. БГПИ — 2003. — 96 c.