Статья:

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 9. Филология

Выходные данные
Ятманов Д.В. НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 103 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Ятманов Денис Владимирович
студент Карагандинского государственного медицинского университета, Республика Казахстан, г. Караганда
Левина Ольга Игоревна
научный руководитель, магистр гуманитарных наук по специальности «Филология», преподаватель кафедры иностранных языков Карагандинского государственного медицинского университета, Республика Казахстан, г. Караганда

 

Мозг — это сложный по своей структуре и функциям орган млекопитающих существ. Он выполняет особую многокомплексную работу для поддержания различных видов деятельностей живого организма.

У человека этот «аппарат» может достигать полтора килограмма и порождать электрический разряд мощностью 60 ватт. Огромное количество клеток, нейронов, похожих по своей структуре и предназначению на провода электрического тока, производит своеобразную электрохимическую реакцию, что дает нам возможность и способность чувствовать, передвигаться, видеть, слышать, говорить, мыслить и др. [4].

Как известно, каждая клетка и внеклеточное пространство человеческого организма состоит из воды. В мозгу ее содержание достигает 85 % [9].

Учитывая тот факт, что большее количество воды сосредоточено в клетках, логично предположить, что посредством воды по нервным волокнам и клеткам передается электрический разряд, а как известно вода — это хороший проводник электричества.

Нейролингвистика, граничащая с такими научными направлениями как психология, лингвистика, неврология и когнитивистика, изучает то, каким образом в мозгу у человека осуществляется речевая деятельность, а также то, какие изменения в речи могут возникнуть при различных нарушениях работы головного мозга [7]. Один из источников когнитивной лингвистики называет нейролингвистику наукой о языке, в основе которого лежит познание ментальной деятельности человеческого мозга [6].

По определению психологии, речь состоит из двух процессов, порождающего и воспринимающего. Процесс «порождения» подразумевает под собой, «прием», а процесс «восприятия» — «анализ» [1].

Процесс речевой деятельности предусматривает следующие этапы ее построения: потребность, мотив, цель, замысел, установка, знания; многосторонний анализ ситуации; принятие решения для реализации такого вида деятельности; планирование данной деятельности; выполнение определенных операций; контроль над осуществлением такой деятельности; сравнение итога деятельности с его намерением [1].

Тактильная информация поступает в головной мозг человека через спинной мозг [4], а речевая информация через — слуховой аппарат. Но также можно сделать вывод о том, что часть речевой информации поступает через другие органы нашего тела. Исходя из того, что «речевая» информация, или другими слова то, что мы хотим передать другому человеку, т. е. что-то такое, что может отобразиться в голове человека в виде некой мысли, может происходить и без участия речевого аппарата собеседника и слухового аппарата слушателя, т. е. при помощи одних жестов.

Например, через рукопожатие мы передаем, по мнению О. Сергеевы, эксперту в области языка жестов, уважение к другому человеку [8]. Следовательно, тот, кому пожимают руку, может получить в голове информацию об этом в виде некой мысли, которую впоследствии он может оформить в виде предложения на том языке, на котором он умеет говорить. Или, например, помимо той информации, которую нам рассказывает собеседник, мы также можем судить о его уверенности в себе и в своей правоте по тому, как он ставит свой голос, точнее, как он в нужные для него моменты с целью повлиять на слушателей, то повышает голос, то понижает его [8].

В российских учениях по нейролингвистики существуют два направления — Московская школа А.Р. Лурия и Петербургская школа Балонова-Деглина. Последователи московской школы считают, что правое полушарие не задействовано при воспроизведении речи, а представители петербургского учения о нейролингвистики утверждают обратное [7].

Согласно многим источникам, рассказывающим о функциях полушарий, мы знаем, что левое полушарие отвечает за логику, мышление, анализ, речь и др., а правое полушарие — за интуицию, ориентацию в пространстве, способности к различным видам искусства и творчества, воображение и фантазию, мистические концепции и др. [3].

Раньше человеческие склонности или способности к выполнению каких-либо вещей определялись за счет того, какое именно полушарие у него более развито. Таким образом, каждый человек мог найти себя в жизни, как говорят. Но теперь, как оказалось, по взглядам современных ученых, дело обстоит совсем иначе.

Во время проведения специального тестирования для выявления преобладания того или иного полушария головного мозга у человека люди обычно дают ответы в зависимости от того, в каком настрое, состоянии или настроении они находились в момент этого тестирования. А также от того, в какие жизненные обстоятельства они попадали и с чем сталкивались до момента проведения тестирования [2]. Поэтому и сложно утверждать наверняка, какое полушарие более активно у того или иного человека.

Говоря о способности воспроизводить речь, мы имеем дело с определенной областью человеческого мозга, что свидетельствует открытие двумя известными учеными-неврологами, Полем Броком и Карлом Вернике, модулей человеческого мозга, а именно речевых зон в боковых частях головного мозга над ухом [5]. По убеждению французского ученого Поля Брока, в одной из областей, а именно в левом полушарии, головного мозга человека расположен цент речи, отвечающий за нашу способность осуществлять речевую деятельность [7].

Но позднее эта теория была отвергнута учеными, поскольку было отмечено, что совместная работа всех областей и частей мозга ведет к порождению сложных форм нашего поведения и взаимодействия с окружающей средой [5].

Затрагивая учения когнитивной лингвистики, которая была сформирована на развитии искусственного интеллекта, мы знаем, что человеческий мозг сравнивают с компьютерной машиной, т. е. мозг как и машина такого типа обрабатывает информацию пошагово [6]. В основе когнитивной науки лежит идея о том, что «мышление — это есть управление ментальными картинами в виде фреймов, планов, сценариев, схем, моделей и др. Согласно такому утверждению, выходит, что мы выполняем мыслительную деятельность с помощью концептов [6].

Вдобавок следует отметить, что при осуществлении речевой деятельности, т. е. при выражении мыслей в языке, мы также выражаем свои эмоции по отношению к тому, о чем горим, или в отношении того, кому что-либо говорим.

Суммируя все сказанное выше, автор статьи выделяет некоторые компоненты, имеющие отношение к описанию механизма работы головного мозга при осуществлении речевой деятельности: 1) нейроны, клетки головного мозга производят электрохимическую реакцию, посредством которой происходит работа различных частей головного мозга, в том числе области, расположенной в левом полушарии — речевой зоны (по Броку и Вернике); 2) запасы воды в этих клетках способствуют проводимости электрического тока по нервным каналам; 3) для выполнения более детальной и осмысленной работы при осуществлении речевой деятельности задействованы несколько областей головного мозга, а возможно и все сразу; 4) возможно, мы также можем воспринимать речевую информацию при помощи тактильных ощущений или жестов.

 

Список литературы:

  1. Глухов Вадим. Психолингвистика. Теория речевой деятельности — [Электронный ресурс] / В. Глухов, В. Ковшиков. — Электронные данные. — Астрель, 2007. — Режим доступа: http://www.e-reading.link/book.php?book=103649.
  2. Даннинг Браин. Левое полушарие мозга и правое полушарие мозга (перевод Владимира Максименко) — [Электронный ресурс], 2013—2014. — Режим доступа: http://www.skepton.ru/left-brained-right-brained/.
  3. За что «отвечают» левое и правое полушарие нашего мозга — [Электронный ресурс], 2014. — Режим доступа: http://www.tiande-tiande.ru/index/za_chto_quot_otvechajut_quot_levoe_i_pravoe_polusharie_nashego_mozga/0-150.
  4. Как работает мозг человека: часть первая — [Электронный ресурс]: Министерство здравоохранения Российской Федерации, 2013. — Режим доступа: http://www.takzdorovo.ru/profilaktika/obraz-zhizni/kak-rabotaet-mozg-cheloveka-chast-pervaya/.
  5. Картер Рита. Как работает мозг — [Электронный ресурс] / Р. Картер. — Электронные данные. — CORPUS, Издательская группа АСТ, 2014. — Режим доступа: http://elementy.ru/lib/432272.
  6. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику — [Электронный ресурс] / В.А. Маслова. — Электронные данные. — Сайт С.П. Курдюмова, 2003—2013. — Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/networks/vvedenie-v-kognitivnuyu-lingvistiku/.
  7. Нейролингвистика — [Электронный ресурс]: Материал из Википедии — свободной энциклопедии, 2014. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Нейролингвистика.
  8. Сергеева Оксана. Язык жестов. Как читать мысли без слов? 49 простых правил — [Электронный ресурс] / О. Сергеева. — Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/3254.html?current_book_page=all.
  9. Содержание воды в организме человека — [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spafiuggi.it/spafiuggi/index.jsp?idz=11.