Статья:

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СТУДЕНТА — ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Конференция: XV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Осипов М.В. ИДЕНТИФИКАЦИЯ СТУДЕНТА — ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(15).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 39 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СТУДЕНТА — ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЦИФРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Осипов Михаил Владимирович
студент Сибирского Федерального Университета, РФ, г. Красноярск
Гафурова Наталия Владимировна
научный руководитель, д-р пед. наук, проф. Сибирского Федерального Университета, РФ, г. Красноярск

 

Человек развивается, осуществляя свою деятельность в обществе. Постиндустриальная фаза развития современного общества, в которой в качестве основного ресурса выступает информация, ставит перед человеком необходимость решения наукоемких проблем в условиях использования информационных технологий.

Повсеместное распространение цифровых технологий, по мнению исследователей, формирует новые функциональные возможности, способности и качества личности человека, порождает нового субъекта образовательного процесса, относящегося к цифровому поколению — поколению «игрек» (Y) [1; 2].

Современные студенты, по единодушному мнению исследователей феномена «цифровое поколение», возраст которых попадает в интервал от 12 до 27 лет совсем другие, но какие? Пока конкретного ответа на этот вопрос в научных исследованиях не получено [11; 12; 13].

В данной статье актуализируется проблема идентификации качеств личности поколения Y и представляется авторский подход к ее рассмотрению. Результаты исследования позволят определить требования к организации образования для лиц поколения Y.

Цель исследования: выявить специфические характеристики личности современного студента как представителя цифрового поколения для выработки рекомендаций по их использованию в организации образовательного процесса.

Объект: характеристики личности человека;

Предмет: характеристики личности современного студента как представителя цифрового поколения;

Метод: анализ и синтез исследования разных взглядов ученых в том числе и противоречивых на современного студента.

Логику исследования определим от представления классического взгляда на студента как возрастную и социально-психологическую категорию к выявлению специфических особенностей цифрового поколения, проявляющихся в образовательном процессе.

Особенности студенчества как отдельной возрастной и социально-психологической категории, выделены в 60 годах XX века ленинградской школой под руководством Б.Г. Ананьева. К ним относятся высокий образовательный уровень, познавательная мотивация, социальная активность, определяющие обще-психическое развитие студенчества: становление интеллекта, развитие нравственных и эстетических чувств, интенсивную социализацию, освоение социальных ролей взрослого человека (гражданских, профессионально-трудовых и др.).

С точки зрения возрастной психологии в этом периоде укрепляются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, повышается интерес к моральных проблемам (смысл жизни, долг, любовь, семья и др.) (Ананьев Б.Г., Дмитриев А.В., Кон И.С., Лисовский В.Т.).

Развитие сознания и самосознание определяются как новообразования в развитии личности студента, что позволяет ему целенаправленно регулировать отношения с окружающей средой.

Отметив основные особенности студенчества как возрастной и социально-психологической категории, перейдем к рассмотрению особенностей личности студента, определяемых цифровыми технологиями и новой культурно-информационной средой.

Примем к сведению мнения Л.С. Выготского о том, что включение нового инструмента (в нашем случае, компьютера, информационных технологий) во-первых, вызывает к жизни новые функции; во-вторых, делает ненужным целый ряд естественных ранее процессов, в третьих, видоизменяет протекание психических процессов, их интенсивность, длительность, последовательность. Ученый утверждает, что включение нового инструмента замещает выполнение одних функций другими, перестраивает всю структуру поведения.

Изменение поведения поколения Y наблюдается во многом, в том числе в их вовлеченности в цифровые технологии и вытекающие из нее опасности интернет-зависимости. Такая зависимость характеризуется навязчивым желанием и стремлением к работе в интернете, неспособностью и нежеланием отвлечься от Сети в ущерб других обязанностям и делам [3]. Несмотря на то, что у психологов нет единого мнения относительно интернет-зависимости:

  • интернет не более чем среда, в которой проявляются другие зависимости;
  • интернет-аддикция не включена в «Международную классификацию болезней»;
  • интернет-зависимость — возрастной феномен, избавиться от нее можно без психологической помощи [2; 3; 5; 7; 9] ученым, видимо, предстоит определить предрасположенность к интернет-зависимости у разных людей.

Адаптация учебно-воспитательного процесса к особенностям студентов цифрового поколения должна базироваться на понимании и учете разных целей использования ими цифровых технологий (самообразование, самореализация, игры, развлечения, учеба, образование), в соответствии с которыми выделяются разные типы пользователей интернета («любознательные», «бунтари», «игроки», «тусовщики», «потребители», «ботаники», «деловые») [8]. Нами систематизированы возможные риски, характерные для каждой из выделенных групп. В частности «любознательные», имеющие неудержимый интерес к информатизации любого рода, могут иметь информационные перегрузки, приводящие к ухудшению здоровья; «ботаники», рассматривающие интернет как источник знаний, стремящиеся к самореализации в успешной учебе и признанию сверстников, теряют способность критически относится к информации и могут столкнуться с нежелательным контентом, информационной перезагрузкой; для «деловых», рассматривающих интернет как место, где можно заработать, существует риск дисбаланса ценностей (зачем учиться, если можно и без образования зарабатывать, разрабатывая программы, создавая сайты, и т. п.).

«Тусовщики» теряют навыки межличностного общения, т. к. традиционные формы взаимодействия между людьми вытесняются виртуальными.

«Бунтари» демонстрируют потребность в самостоятельности, автономности от родителей, посещают «запрещенные» сайты, конфликтуют с другими пользователями, что формирует у них иллюзию вседозволенности и безнаказанности, которую они распространяют на поведение в реальной жизни [10]. Указанные выше риски разных пользователей Internet необходимо нивелировать или смягчать в целенаправленном организационном воспитательном процессе.

Переходя к идентификации личности студента будем «накладывать» на психологические особенности современного студента как возрастной категории особенности цифрового поколения, т. к. различные виды опыта (в данном случае — информационные технологии) способствуют формированию особой специфики психологических процессов [3; 6], перестройке мозговых структур и установлению новых нейронных связей [10], формируется другая топология мозга [Marc Prensky].

Представляя личность студента как совокупность ее волевых интеллектуальных и эмоциональных характеристик, рассмотрим их особенности, сформировавшиеся под влиянием информационной среды [8; 10; 11; 12].

Начнем с рассмотрения интеллекта, который представляет собой качество психики, определяющее способность человека к познанию, пониманию абстрактных концепций, адаптироваться к новым ситуациям. Существенные изменения интеллектуальных способностей под влиянием информационной среды и технологий характеризуются так:

  •  восприятие: осуществляется с опорой на визуальные образы;
  • внимание: характеризуется, с одной стороны, высокой переключаемостью, а с другой стороны, отслеживание множество виртуальных объектов приводит к понижению способности к концентрации внимания;
  • память: увеличиваются возможности оперативной, кратковременной «буферной» памяти, которая требуется для оперативного взаимодействия с виртуальной средой; ухудшаются возможности долговременной памяти, т. к. отпадает необходимость в запоминании, все можно быстро отыскать в Internete, что может привести к потере определенного базиса культуры и образованности у поколения Y;
  • мышление: характеризуется «клиповостью», в условиях постоянной включенности в поисковую деятельность развивается познавательная сфера, однако понижается способность систематизировать информацию, выстраивать логические связи, структурировать знания; представителей поколения Y характеризует креативность как выражение свободы мысли, в то же время они не способны фантазировать, считают, что нет ничего недостижимого, неосуществимого.

Важной характеристикой мышления представителей поколения Y является многозадачность, которая проявляется в необходимости фокусироваться на нескольких информационных объектах. Это приводит к понижению продуктивности выполнения каждой из решаемых задач, но у представителей поколения Y создается ложное впечатление об продуктивном использовании времени [15; 16; 17].

Волевые качества личности студента, определяющее его способность управлять своей психикой и поступками являются производными от погруженности студентов в виртуальную среду. Здесь проявляется противоречие между потенциальной опасностью интернет-зависимости, с одной стороны, и выраженным тяготением к независимости и свободе, с другой стороны. Негативизм как стремление проявить свою самостоятельность и независимость от родителей особенно остро проявляется у «бунтарей». Среди волевых качеств поколения Y кроме выраженной самостоятельности и стремления к свободе выделяются решительность, настойчивость, упорство и самообладание, которые проявляются в условиях поиска самореализации, выбора удовлетворяющей их деятельности. Здесь необходимо отметить избирательную способность представителей поколения Y к выбору деятельности, они не будут выполнять неинтересную для них работу, даже за большое вознаграждение. Они обладают важной для современности способностью меняться и приспосабливаться к новой деятельности, технологиям, менять карьеру, которую они рассматривают всегда в связи с интересной работой.

Самооценка и самоанализ как новообразование студенческого периода жизни, отмеченные И. Кон, построение «Я — концепции» принимают специфическую форму у поколения Y, имеющее размытое представление о себе. Чрезмерное увлечение цифровыми технологиями уводят студентов от реальной жизни, не позволяют адекватно формировать свою идентичность. Другое важное новообразование студенческого периода — появление жизненных планов как установка на сознательное построение собственной жизни, для представителей поколения Y представляется ими в виде определения только ближайшей жизненной перспективы.

Эмоциональная составляющая личности студентов цифрового поколения как выражение отношения человека к происходящему определяется как эмоциональная холодность (О. Маковская), формированию которой способствует потеря физического контакта с собеседников при общении в Internet. В этих условиях отсутствует необходимость проявлять естественные для личностного взаимодействия качества: доброту, радушие, бескорыстность. Анонимность собеседников в сетевом общении снижают риски разоблачений, формируют свободу высказываний и поступков, создают у цифрового поколения иллюзию легкости, что является предпосылкой сложностей социализации в реальном мире [4; 14].

Обобщая и систематизируя все сказанное выше, идентифицируя студента как представителя цифрового поколения, выделим новообразования, связанные с погружением в информационную среду:

  1. Информационная включенность в поисковую деятельность;
  2. Информационная перегруженность;
  3. Многозадачность;
  4. Трансформация понятия личного пространства;
  5. Отсутствие эмоционального подключения к человеку;
  6. Создание онлайн-образа своей виртуальной личности;
  7. Улучшение зрительного восприятия и ориентации в пространстве;
  8. Улучшение координаций движений; способность быстро принимать решения, эффективно взаимодействовать в цифровой среде;
  9. Ориентация на частые положительные отзывы о своей работе, о ее результатах;
  10. Гиперактивность выражается в большой потребности в новизне, поиске ощущений, меньшей терпеливости и терпимости;
  11. Способность к совместной деятельности по типу «викидействия».

Из сказанного выше следует, что новообразования, указанные в пунктах 1—5 требуют педагогической коррекции, а остальные могут быть использованы для положительного влияния на повышение качества образовательного процесса. Содержательное представление интеллекта, воли, эмоций как компонент личности студента — представителя цифрового поколения должны учитываться в организации воспитательного образовательного процессов. Приведем предложения по некоторым аспектам организации образовательного процесса:

  1. Использование ведущего визуального сенсорного канала предполагает представление информации в яркой, наглядной форме, графических образах, в цвете.
  2. Необходимость нивелировать потерю концентрации внимания на конкретном объекте и учет многозадачности требует организации образовательного процесса с учетом этой особенности и организацию совмещения разных видов в учебной деятельности.
  3. Ориентация на гиперактивность поколения Y требует, с одной стороны, пересмотра традиционных форм занятий, которые должны пробуждать интерес и азарт с помощью использования интерактивных динамических знаний. С другой стороны, необходимо использовать способность к активной трансформации реальности при вовлечении студентов в молодежные проекты, волонтерские движения и др.
  4. Представление информации в образовательном процессе в соответствии с особенностями цифрового поколения должно удавлетворять требованиям высокой скорости.
  5. Необходимо использовать задания, допускающие многовариантность способов и результатов решения в ограниченное время, с осознанием итогов деятельности на основе рефлексии.
  6. Необходимо использовать активность поколения Y, поощрять свободную мысль, создавать условия для ее проявления, не гнаться за соблюдением стереотипов и условностей. Стимулировать студентов к работе, используя систему поощрений «здесь и сейчас».

Таким образом, аналитико-синтетическое исследование взглядов ученных на современного студента как представителя цифрового поколения позволило идентифицировать личность студента на основе ее структуры с выделением ее компонентов: (интеллект, воля, эмоции), что может быть использовано в повышении качества образовательного процесса.


Список литературы:

1.    Блог исследований и практика применения Теории Поколений (Generation Theory) в России. http: // rugenerations.wordpress.com / Статья «Пограничное поколение в рейтинге журнала “Forbes”.
2.    Блог исследований и практика применения Теории Поколений в России. Центр RuGeneratio. http: // rugenerations.wordpress.com / Статья «Поколение Y».
3.    Войскунский А.Е. Вместо предисловия: «за» и «против» интернет-зависимости // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития: сб. М., 2009. С. 10.
4.    Жичкина С. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. http: // flogiston.ru/aeticles/netpsy/refinf#3.
5.    Количество пользователей, страдающих интернет-зависимостью, постоянно растет // Частный корреспондент. 10.03.2011. http://www.chaskor.ru/news/kolichestvo_polzovatelei_stradayushchih_internet-zavisimostyu_postoyano_rastet_22547.
6.    Максимова О.А. Цифровое поколение: стиль жизни и конструирование идентичности в виртуальном пространстве / Максимова О.А./ Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 22 (313). — С. 6—10.
7.    Матвеев К.В. Привычные заболевания «цифрового» поколения. [Электронный ресурс]. Доступ: http://www.medpulse.ru/health/prophylaxis/prof/12111/html.
8.    Мендкович Н.А. Рецензия на книгу Дж. Тапскотта «Цифровое поколение выросло: как сетевое поколение меняет ваш мир?» / Мендкович Н.А. // Информационное общество. — 2009. — № 6. — C. 74—75.
9.    Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии // Психологические исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. С. 132—140.
10.    Солдатова Г.В., Гостимская О.С., Кропалева Е.Ю. Пойманные одной сетью. Типы подростков интернет-пользователей. Межрегиональное исследование. «Моя безопасная сеть: Интернет глазами детей и подростков России 2009». http://www.fis.su/projekts/research/mysafernet/02/.
11.    Официальный сайт Фонда развития Интернет http://www.fis.su.
12.    Тулган Бр. Не всем достанется приз: как управлять поколением Y/ Брюс Тулган; пер. с англ. Румянцева И.Е. — М.: Аквамариновая Книга, 2009. — 198 с.
13.    Тапскотт Дж. Поколение цифровой эпохи: Как сетевое поколение изменяет мир / Дж. Тапскотт / — М.: McGraw-Hill, 2009. — 392 с.
14.    Шевякова Л.П. Основные формы общения в Интернете и их особенности. Образование. Коммуникация. Ценности. Под ред. С.И. Дудкина. СПб: Санкт-Петербурское философское общество, 2004. http://anthropology:ru/ru/texts/shevyakova/educval05.ntml.
15.    Cllittord Nass. Интервью для проекта Digital Nation. Life on the digital frontier. http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/digitalnation/interviews/nass.html.
16.    Sherry Turkle. Life on the Screen: Identite in the age of Internet First Touchstone edition. N.Y., 1997. P. 177.
17.    Palfrey John, Gasser Urs. Born Digital. Understanding the genetation of digital natives. N.Y., 2008. P. 7.