Статья:

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Конференция: XV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Перова Е.В. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(15).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Перова Елена Васильевна
студент, Астраханский государственный университет, РФ, г. Астрахань

 

В современной России, где происходят радикальные общественные перемены и процессы реформирова­ния сферы образования, высшая школа переживает сложный период в сво­ем развитии. Социально-экономический кризис оказал нега­тивное воздействие на развитие духовной сферы общества, в том чис­ле и на образование, положение преподавателей высшей школы, который влияет на обучение, воспитание и профессиональную подго­товку новых поколений, а значит, и на будущее российского об­щества в целом.

Преподаватель — это ключевая фигура реформ образования, поэтому темпы и характер модернизации образова­ния зависят в первую очередь от интеллектуального уровня, про­фессиональных и личностных качеств преподавателей. При таких условиях меняется статус преподавателя, усложняются требования к его педагогической компетенции, усили­ваются требования гуманизации учебного процесса при подготов­ке специалистов различного профиля. Следует согласиться с французским социологом Э. Дюркгеймом, сделавшим вывод о том, что, «как в настоящем, так и в прошлом, наш педагогический идеал есть творение об­щества. Именно оно рисует нам портрет того человека, каким должен быть каждый, и в этом портрете отражаются все особен­ности его организации».

Дестабилизация социокультурной среды, потеря традиций, сложное положение высшей школы вызывают серьезные из­менения и в сфере высшего образования: увеличивается количество провинциальных уни­верситетов и академий, резко повышается престиж одних специ­альностей, падает — других. В связи с этим становится особенно актуальным изучение профессиональных и социальных характе­ристик преподавателей Высшей школы.

Профессии преподавателя высшей школы посвящено много научных публикаций. Следует, однако, заметить, что нет обосно­ванной методики исследования его социального портрета, а это в свою очередь затрудняет получение объективных знаний об осо­бенностях профессиональной деятельности, статусно-ролевых ха­рактеристиках этой социальной группы. По словам американского социолога Дж. Мида, «самый главный атрибут любой профессии заключается в том, что ее члены несут ответственность за специализированную отрасль знания — за ее сохранение и передачу, расширение и примене­ние». Разработка методики составления социального портрета преподавателя вуза актуальна еще и потому, что позволяет при­влечь интерес руководителей вузов, центральных и региональных органов управления образованием, общественности к социальным проблемам преподавателей высшей школы.

Изучение социально-профессиональной группы преподавателей вуза посредством вы­явления основных типологических характеристик социального портрета является целью исследования, проведенного автором в 2014 году.

Объектом исследования являлся педагогический коллектив Астраханского государственного университета. Предметом исследования выступала система личностных и профессио­нальных (статусно-ролевых) характеристик преподавателя вуза, которые наблюдаются в работе преподавателя Высшей школы.

Для достижения цели были изучены следующие исследовательские задачи: изучена профессиональная деятельность педагогов, изучены ценностные ориентации и мотивы деятельности преподавателей, исследовано материальное положение преподавателей, проанализировано, чем занят преподаватель в свободное от работы время.

Социальный портрет современного преподавателя провинциального вуза — это совокупность информационных данных о статусном и ролевом наборе, нормативных требованиях к представителю данной профессии, мотивационной сфере данного типа личности с выделением его (преподавателя) доминантных черт и характеристик, образе жизни, социальных настроениях, материальных возможностях, с учетом общего и особенного в поведении и деятельности.

Условия профессиональной деятель­ности влияют на социальный портрет пред­ставителя любой профессии. Рассматривая профессиональную деятельность, анкетируемым были предложены вопросы, позволяю­щие выявить: отрицательные факторы, сказывающиеся на работе преподавателя вуза; условия труда; уровень организации учебного процесса, методической и научной работы; влияние раз­личных факторов на учебную и научную работу преподавателей и так далее.

Как же сами преподаватели оценивают организацию учеб­ной, учебно-методической и научной работы?

Респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале некоторые стороны своей работы в вузе, где 1 балл — очень плохо налажена работа, а 5 баллов — отлично налажена работа.

Картина получилась удовлетворительной. Так, то, что учебный процесс налажен на «4» и «5», отметили 46,7 % рес­пондентов, организацию научной работы — 60 %, а вот что касается организации методической работы, то всего 26,7 % респондентов оценили на «4» и «5».

Преподаватели Астраханского государственного университета предпочитают «передавать знания», нежели «добывать знания». Эти данные мы получаем, рассмотрев вопрос о том, в какой области (преподавание или исследование) расположены основные интересы преподавателей. Преподаватели высказали сле­дующее: 26,7 % опрошенных видят интерес в основном в области преподавания; в области исследовательской работы — 10 %; про­являют интерес в обеих областях, но большая склонность к преподаванию у 43,3 %; а большая склонность к исследовательской работе — у 20,0 % респондентов.

Одни респонденты передают свои знания студен­там, другие привносят в свою деятельность новые формы, ме­тоды, в результате которых повышается эффективность педаго­гического процесса, то есть представляют «новаторский тип» пре­подавателя. Респонденты относили себя к определенному типу преподавателей. Ответы распределились следующим образом: «Смешанный тип» — 60,0 %; «Новаторский тип» — 23,3 %; «Традиционный тип» — 16,7 %; «Смешанный тип» — 48,1 %.

Опрос показал, что 50 % преподавателей работают творчески, с интересом и полной отдачей, 43,3 % считают, что они добросовестно выполняют свою работу, но без особого интереса и 6,7 % респондентов утверждают, что в основном выполняю все, но ниже своих способностей.

Дополнительным штрихом к социальному портрету являются ответы преподавателей на вопрос: «На какие свои качества Вы рассчиты­ваете в первую очередь в своей трудовой деятельности?». Проранжировав полученные ответы, мы увидели, что первые пять мест занимают «склонность к научному творчеству» (16,7 %), «профессиональный опыт» (15,4 %), «умение выдвигать и поддерживать но­вые идеи» (15,4 %), «ответственное отношение к порученно­му делу» (11,5 %), «целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели» (11,5 %).

В любой деятельности присутствуют факторы, которые негативно сказываются на работе. Первая группа факторов связана с финансированием вузов и оплаты преподавательского труда — эти два фактора крайне нега­тивно сказываются на деятельности преподавателя (21,3 %). Вторая группа факторов связана с количеством нагрузки, что также раздражает преподавателей (13,3 %).

Преподавателей вузов не устраивает подготовка и отношение к учебе студентов(17,3 %). За последние годы изменился состав студен­ческой молодежи, он неоднороден, социально-дифференцирован.

Деятельность преподавателей вузов очень разнообразна. Ее особенность в том, что преподаватели имеют большую эмоциональную нагрузку. В работе преподавателей многое зависит от того, какие взаимоотношения преподавателя с коллегами, администрацией, студентами, есть ли воз­можность творчества, какой уровень заработной платы и многое другое. Поэтому преподавателям было предложено оценить некоторые факторы профессиональной деятельности. Мо­рально-психологический климат в вузах достаточно стабильный, благополуч­ный. Так, например, отношениями с коллегами удовлетворены соответственно 80 % и частично удовлетворены отношениями с администрацией 50 %. 30 % опрошенных полностью уверены в своих профессиональных способно­стях и 40,0 % в творческом содержании труда. 30 % респондентов доволь­ны перспективой служебного роста. Настораживает и тот факт, что 53,3 % респондентов полностью не удовлетворены размером зарплаты, 23,3 % — условиями труда и возможностью иметь дополнительный зарабаток.

Характерной особенностью профессионала своей деятельности является его от­ношение к профессии как к ценности, которая определяет образ жиз­ни. Мотивация и есть отношение к работе и ее отдельным сто­ронам. Это ориентирует определенным образом потребности и интересы, степень удовлетворенностью профессией. Исходя из данных опроса, мотивами выбора профессии рес­пондентов были: интерес к науке (33,3 %), интерес к профессии (26,7 %). Трудность избираемого вида деятельности занимает самое последнее место из выбранных вариантов.

Немаловажное значение имеют надежды на лучшее будущее. Так на вопрос «С каким чувством Вы смотрите в будущее» респонденты дали следующие ответы: 80 % опрошенных смотрят в будущее спокойно, но без особых надежд и 10 % респондентов — с надеждой и оптимизмом, 10 % затруднились ответить на данный вопрос.

На социальный портрет оказывают влияние социально-экономическая и политическая структура общества, так как они влияют на социальные настроения общества в целом. Больше всего преподавателей беспоко­ят ухудшение ситуации в образовании (22 %) и падение культуры (16,9 %), а также отсутствие результатов от экономических реформ (10,2 %) и снижение профессионализма (10,2 %).

Для того чтобы нарисовать социальный портрет преподава­теля вуза, необходимо также проанализировать его ценностные ориентации. На первом месте для преподавателей, стоит крепкая семья, успехи близких(25,3 %), то есть ориентация на семейное благополучие, на втором месте — материальный достаток (17,2 %), на третьем месте — здоровье (14,9 %). Менее всего преподавателей волнует интересный круг общения, хорошие друзья, сохранение окружающей среды.

Социальный портрет будет неполным, если не рассмотреть ре­лигиозные ориентации педагогов. Результаты опроса показали, что 50 % респондентов верующие люди, безразличны к религии 20 % опрошенных, по 10 % респондентов колеблются между верой и неверой и атеисты.

В процессе педагогической деятельности педагога склады­ваются свои мотивы работы. Рассматривая мотивы, которыми преподаватели руководствуются в своей научной работе, можно сказать, что все они свя­заны, в первую очередь интересом к предмету научного исследования (35,8 %), далее — работа над диссертацией (15,8 %), желание внести вклад в науку (13,1 %).

На социальный портрет преподавателя вуза влияют условия профессиональной деятельности. На нее, прежде всего, влияет материальное вознаграждение за труд. Рассмотрим этот вопрос более подробно. Так, 46,7 % опрошенных утверждают, что живут неплохо, нормально питаются, по­купают кое-что из одежды, но приобретение новой бытовой техники, мебели могут себе позволить только в случае острой необходи­мости, 20 % респондентов живут обеспечено, хорошо питаются, мод­но одеваются, делают денежные накопления, 13,3 % — часто не хватает средств на самое необхо­димое, даже на нормальное питание, 10 % — удается сводить концы с концами.

На вопрос «Если бы Вы вновь начали трудовую деятель­ность, выбрали бы Вы профессию преподавателя?» ответы распре­делились следующим образом: подавляющее большинство рес­пондентов — 50,0 % выбрали бы свою профессию вновь, 36,7 % опрошенных, скорее всего, выбрали бы свою профессию вновь и только 13,3 % респондентов сомневаются, что выбрали бы свою профессию вновь.

В свободное от работы время преподаватели вузов зани­маются деятельностью, которая присуща всем индивидам. В от­личие от других категорий людей, у преподавателей граница меж­ду рабочим и нерабочим временем более подвижна и менее уло­вима. Свободное время преподавателя — это та часть времени, которая сво­бодна от труда, это сфера его нерегламентированного поведения, возможность выбора досуговых занятий и в то же время строй­ность, целенаправленность самого процесса, охватывающего творче­ство (как научное, так и художественное), искусство, общение, развлечение и так далее. Преподаватели вузов не замкнуты только на своей работе, они — живые люди и каждый день занимаются различными повседневными делами.

Как правило, регулярно большинство преподавателей знакомятся с текущей полит­информацией, читают классическую и со­временную художественную литературу, обогащают свои лекции, семинары новыми материа­лами, изучают научные моногра­фии, работают над научными статьями. Очень редко или никогда преподаватели смотрят телесериалы, занимаются физической культурой.

В свободное от работы время преподаватели в большей степени уделяют своей семье. Так 35,6 % опрошенных свободное от работы время проводят с родными и друзьями. Второе место в объеме свободного времени занимает туризм, путешествие (22,1 %). Третье место в объеме свободного времени занимает подго­товка к занятиям — это отметили 22,1 % респондентов. Настораживает тот факт, что у 8,5 % преподавателей есть дачи и огороды. Это помогает преподавателям выжить в непростых экономических и политических усло­виях российской действительности. Земельные наделы преврати­лись в дополнительные источники доходов, дающие продукты пи­тания, «съедая» при этом большую часть свободного времени.

Преподаватели оценивают не­которые обстоятельства своей жизни в основном удовлетвори­тельно.

Представленный портрет преподавателя вуза помогает понять содержание его деятельности, что мотивирует, какие социальные настроения, как преподаватель проводит свободное время, помогает увидеть способы взаимодействия микро- и макросоциума, дать оценку личности пре­подавателя провинциального вуза, исходя из характеристики сре­ды, в которой он проживает, а также определить основные зада­чи, которые стоят перед преподавателями вузов. Эти проблемы одинаковы как для региональных, так и столич­ных педагогов высшей школы — увеличение зарплаты, снижение учебной нагрузки, увеличение финансирования учебного процесса и научной деятельности.

Социальный портрет вузовского преподавателя — это сово­купность автопортретов, которые «рисуют» сами преподаватели, поэтому он может быть субъективным, подретушированным. Не­смотря на это, автор пытался объективно проанализировать на его основе реальный социальный портрет провинциального препода­вателя высшей школы.