РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Конференция: XV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 6. Педагогика
XV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Проблема развития конструктивного общения младших школьников со сверстниками в образовательном процессе остается актуальной, так как не все дети способны конструктивно выстраивать межличностные взаимоотношения между людьми в силу ряда причин: особенности характера, индивидуальных особенностей личности, особенностей воспитания, жизненных ситуаций и множества других факторов.
Общество предъявляет к выпускнику школы следующие требования: готовность к сотрудничеству; снисходительность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, умение находить компромиссные решения, умение доверять и доверяться. Одна из главных задач образования на сегодняшний день — воспитать достойную личность, нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, самостоятельного, умеющего работать сообща в разных видах деятельности.
Школьные науки ребенок начинает познавать в возрасте 7 лет. Этот период представляет собой большие возможности для организации конструктивного общения со сверстниками. Послушаемость, внушаемость, склонность к подражанию, авторитет учителя и взрослых создает благоприятные предпосылки для формирования достойных качеств личности.
Умение конструктивного общения дает основу чувствам, переживаниям, позволяет проявлять эмоциональный отклик и развивать самоконтроль у детей младшего школьного возраста. Также очень важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она должна создавать лучшие условия для организации конструктивного общения младших школьников со сверстниками.
Наилучшим способом организации конструктивного общения младших школьников со сверстниками является создание необходимой речевой среды, поддержание атмосферы уважения и доброжелательности, формирование у младших школьников позиции открытости, сговорчивости, спокойствия, доверия, дружелюбия — непременное условие воспитания культуры личности ребенка.
Для учителя в начальной школе, очень важно, какие взаимоотношения зарождаются в процессе занятий детей, так как именно в коллективе у младших школьников появляется потребность в социальном соответствии: желании соответствовать социальным требованиям, нормам, выполнять правила установленные обществом, быть общественно полноценной личностью. Это помогает начинающим ученикам проявлять интерес к сверстникам, находить друзей. В первые годы обучения дети стремятся к выполнению должных норм, которые предлагают им взрослые, они стремятся получать поощрения и похвалу от взрослых. В начальной школе педагог играет объединяющую роль, поэтому именно в первые годы школьной жизни младшие школьники больше прислушиваются к мнению учителя, авторитет которого очень значим для них.
В старших классах роль педагога становится менее значимой, а общение со сверстниками приобретает более тесный характер. Личные взаимоотношения школьников способствуют созданию малых групп. Количество учащихся в таких группах постепенно увеличивается. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат дети. И если вначале внешние факторы (сидят за одной партой) служили причиной объединения детей, то позже — общие интересы, схожесть нравственных качеств.
Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность.
Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.
Общественная и учебная деятельность способствует созданию коллектива, сплачивает его общими целями, интересами. Статус ученика в группе может быть разным: благоприятным и неблагоприятным. В первом случае ученик стремится идти в школу, получать новые знания, он проявляет интерес к учебе и общественной работе и доброжелателен по отношению к коллективу. Во втором — возникает неудовлетворенность ученика своим положением со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями, иногда весьма негативными в плане нравственного развития ребенка.
В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребенка с людьми. Как указывал Л.С. Выготский, история культурного развития ребенка к результату, который может быть определен «как социогенез высших форм поведения». Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение [1, с. 44].
Сложным и неоднозначным является процесс включения ученика в систему коллективных отношений. Школьники отличаются друг от друга умениями, навыками, интересами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают разную реакцию со стороны сверстников, воздействуют на коллектив [5, с. 145].
Особую проблему представляют коммуникативные трудности, возникающие вне семьи в отношениях с учителями и сверстниками — от негативизма, агрессивности и непослушания ребенка до выраженных форм страха, неуверенности и снижения самооценки. Неблагоприятные отношения со сверстниками, складывающиеся в младшем школьном возрасте, являются показателем неблагополучия в личностном развитии школьника. При этом общение является показателем особенностей самооценки ребенка, его личностных черт, характера, индивидуальных особенностей, особенностей воспитания [2, с. 34].
Неэффективность общения детей может быть связана с особенностями развития мотивов — ориентированности на сверстника, на сферу его потребностей и интересов, а также с низким уровнем развития необходимых коммуникативных навыков и умений, либо с несформированностью тех видов деятельности, с помощью которых дети устанавливают самостоятельные активные отношения.
Показателями сферы межличностных отношений являются:
- Особенности восприятия (эмоционального, рационального, поведенческого) другого человека:
- эгоцентрическое либо антиэгоцентрическое восприятие других людей;
- одностороннее либо многостороннее восприятие другого человека.
- Умение соотносить свои увлечения, желания, ценности с таковыми у других людей.
- Уровень осознания сферы отношения с другими людьми.
Показатели сферы межличностных отношений, должны отслеживаться педагогом и психологом у младших школьников и являться основой направлений коррекционно-развивающей работы. Для разрешения коррекционных задач более эффективной формой деятельности является коллективно-игровая деятельность диалогового характера. Организация отношений младших школьников в коллективно-игровой деятельности предполагает специальный подбор группы детей, расшатывание фиксированных позиционных ролей в сфере руководства совместной деятельностью, введение способов и норм «справедливой» регуляции отношений. Сюжетно-ролевая игра способствует установлению благоприятного эмоционального отношения к сверстникам, а также к учителю. Во время игры развиваются чувства сотрудничества и соперничества. Начинают обретать личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, первенство, послушание.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что общение представляет собой активное взаимодействие людей друг с другом, формирует свои представления об окружающем мире. Общение является одним из важнейших условий формирования самосознания личности, процессом обмена информацией, средством понимания другого человека.
Периодом позитивных изменений и благоприятных преобразований является младший школьный возраст. Поэтому так важен уровень достижений, успехов осуществляемых каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте он не почувствует радость познания, интерес к окружающему миру, не приобретет умение учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих умениях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет гораздо труднее.
Сферы школьной и домашней жизни взаимосвязаны. Школьные проблемы могут создать неприятности дома, также семейные проблемы могут создать неприятности в школе. Ребенок, испытывающий трудности и в школе, и дома, находится в состоянии беспокойства, страха, отчаяния. Чтобы почувствовать уверенность в себе, ребенку необходимо заслужить одобрение, ощутить эмоциональную поддержку и похвалу учителей, родителей, одноклассников.
Для развития у школьника чувства компетентности, необходимо чтобы он находился в атмосфере психологического комфорта и поддержки. Несмотря на достижения и отметки ребенка в учебной деятельности родителям и учителям необходимо донести свои положительные ожидания до каждого ребенка, создать благоприятный, эмоциональный фон в отношениях. И в классе, и дома следует проявлять особое внимание к эмоциональному состоянию детей, а также создать доверительную атмосферу для детей.
Список литературы:
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. — СПб., Изд. «Союз», 1997. — С. 44.
- Жамкочьян М. Личность в современной школе. // Знание — сила. 1994. — № 9.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. — М.: Наука, 2000. — 160 с.
- Кадобнова И.В и др. Искусство слышать. Методическое пособие. / И.В. Кадобнова. — М.: Изд. «Радуница», 1994. — С. 54.
- Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника. / Л.В. Ковинько. — М.: Изд-во «Академия», 1998. — 206 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Б.Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 2000. — 523 с.
- Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В.С. Селиванов. — М., 2000. — С. 43.