Статья:

ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА

Конференция: XV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Габдулхаков А.Р. ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(15).pdf (дата обращения: 06.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 88 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА БЕССМЕРТИЯ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА

Габдулхаков Артур Рамилевич
студент Оренбургского Государственного аграрного университета, РФ, г. Оренбург
Безрукова Людмила Ивановна
научный руководитель, преподаватель Оренбургского Государственного аграрного университета, РФ, г. Оренбург

 

«Человек смертен, и его единственная возможность стать бессмертным состоит в том, чтобы оставить после себя нечто бессмертное».

Проблема бессмертия для человека является одной из главных и значимых. Человек, как ни парадоксально, неоднократно задумывается о смерти в течении жизни. Мы живем ради того, чтобы умереть и наша жизнь, как утверждал, один из ярчайших представителей экзистенциализма А. Камю, полный абсурд. Мы знаем, что наша материальная оболочка смертна, но смертна ли наша душа?

Но, что такое душа и почему она не подвластна смерти? В словаре Ожегова С.И. душа связана с внутренним, психическим миром человека, его сознанием. В словаре В. Даля мы находим, что душа — это бессмертное живое существо, одаренное разумом и волей [2, c. 607]. Таким образом, внутри нас есть, некое существо (душа), которое освобождается после нашей смерти. Этот процесс ярко иллюстрирует античный философ Платон. Согласно его учению: «смерть — это процесс отделения души человека от его тела, ее освобождение из «темницы», где она пребывает в земной жизни, а тело превращается в прах» [4; 226]. Мировые религии проповедуя бессмертие души, утверждают, что заботиться о своей душе нужно здесь, в бренном мире. Иммануил Кант утверждает, что «теоретический разум не может ни доказать, ни опровергнуть бессмертие души, но практический разум требует его признать, потому что лишь бессмертная душа может достичь нравственного совершенства» [6].

Существует множество теорий и предположений о жизни после смерти. Некоторые философы считают, что наша душа, есть форма тела и неотделима от него, бессмертием обладает лишь разумная часть души. Весомый вклад в изучение проблемы существования бессмертной души внесли античные философы. Например, по мнению Аристотеля: «Небо — единственно бессмертно, оно неуничтожимо, поскольку не имеет начала и конца и не испытывает никаких, тягот, которым подвержены смертные существа. В этой же связи находиться Бог, имеющий вечное бессмертие, и в силу этого, равно с небом, пребывающий в вечном движении» [3; 56].

Если брать в целом, то аристотелевская идея бессмертия неразрывно связана с психологией, и понять её можно только условно. Аристотель приводит доводы к тому, что бессмертием обладает божественный дух — Небо.

Для Эпикура: «Все живое смертно, а бессмертны лишь атомы, из которых они состоят». Так же он полагал, что если бы человек перестал бояться смерти, то и бессмертие для него стало бы неважным. С такого рода доводами, разумеется, трудно согласиться. Во-первых, человек, по сути, но со смертью всё же встречается — родных, близких и дальних, и она, как правило, приносит ему горе и страдания, чего в случае достижения личного бессмертия просто не было бы. Во-вторых, смерть разрушает планы, делает цели недостижимыми, отнимает радость жизни и её удовольствия. Одних перечисленных её «издержек», как представляется, вполне достаточно, чтобы люди, и без страха перед смертью, возжелали бы реального личного бессмертия.

Философы материалистического направления, утверждают, что душа человека не бессмертна и умирает вместе с материальной оболочкой (телом). М. Монтень отмечал: «что бессмертие обещают нам только Бог и религия. Ни природа, ни наш разум не говорят об этом».

Б. Рассел писал: «Бог и бессмертие, это центральные догмы христианской религии не находят поддержки в науки. Люди будут верить в бессмертие до конца жизни, потому что это приятно».

Современная наука доказывает обратное, что жизнь после смерти есть. Например, английские ученые П. Фенфик и С. Парния обследовали пациентов, которые выходили из комы, и расспрашивали, что происходило вокруг них, когда они лежали в коме. Самое интересное то, что многие пациенты давали правильные ответы. Мозг человека может работать как «устройство, обнаруживающее мысли». Ученые предположили, что во время клинической смерти, действующее независимо от головного мозга сознание использует его как экран. Это можно сравнить с работой телевизора, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение. Следовательно, мы можем сделать вывод, что после физической смерти, сознание продолжает жить.

Немецкий эксперементальный психолог Густав Теодор Фехнер утверждал, что человек живет не один раз, а три. Первая жизнь человека начинается в утробе матери и продолжается до момента его появления на свет. С этого самого момента начинается вторая жизнь, отличительными особенностями которой являются по мнению Г. Фехнера жизнь в обществе и как следствие отсутствие одиночества, или изолированности от мира, которая присутствовала в первой жизни. В этой жизни развивается и обогащается духовное начало человека.

А потом наступает третья жизнь. Жизнь вечная, жизнь души. «В такое мгновение, когда, кажется, что вся вселенная вмещается в тебя. Соприкосновение этому опыту будущего, космического сознания — это то, что ожидает человека. Но ожидает его не даром, а ожидает как результат его упорного труда» [5].

Но все-таки, на наш взгляд более полное представление о бессмертии души раскрывают мировые религии. Христианство утверждает, что право воскреснуть будет дано всем, и грешникам и праведникам. Наше тело примет после смерти не подверженную разрушению форму, оно будет сильным, не подверженным изнеможению и болезням, физическим или духовным, не подчиненным требованиям животной жизни. Христианство обещает бессмертие для праведников в раю, для грешников в аду, а для неверующих и представителей других религий в чистилище. Окончательное решение, где бессмертный человек проведёт вечность остается за Иисусом Христом, который провозгласит свой приговор на Страшном суде во второе пришествие.

Данте в своей «Божественной комедии» описал девять кругов ада. Первый уровень называется «Лимп», его охранял страж Хайрон, туда попадали те, кто умер некрещеным младенцем. А наказание — это безбольная скорбь. Второй уровень называется «Похоть», его охраняет цари Минос, туда попадают те, кто занимался неверными делами, название само говорит за себя. А наказание, состоит в том, что неверный кружиться в бури и ударяется об скалы. Третий уровень называется «Чревоугодие», его охраняет демон Цербер, туда попадают обжоры и гурманы, а вид наказания таков, что грешники гниют под ледяным дождем. Четвертый уровень — «Жадность», сюда попадают души скупых или души людей которые совершали неразумные траты, а наказание состояло в том, что люди перекатывали с места на места огромные тяжести, после того как души сталкивались друг с другом и вступали в яростный бой, кстати, стражем здесь был Плутос. Пятый уровень — «Гнев», хранителем был Флегий, в болото попадают, которые вечно дерутся. На шестом уровне — «Стены города Дита», который охраняют сестры Фурии, видом наказания является успокоение в раскаленных гробницах еретиков и лжеучителей. Седьмой уровень — «Город Дит», охраняет этот город Минотавр, грешников, которые совершили насилие, раздирают собаки, их варят в алом кипятке, превращают в деревья. Восьмой уровень — «Злые щели», охраняет его Герион, суть наказания — души спрятаны внутри огоньков (горят), кипят смоле, потрошение, эти наказания достаются лицемерам, ворам, взяточникам, сводникам. И последний девятый уровень, это «Предательство», стражи этого уровня, это гиганты: Бриарей, Эфиальт, Антей, а так же Люцефер. Обманувшие души, вмерзши в лед по шею, и лица их обращены вниз.

В буддизме духовное состояние характеризуется понятием «нирвана». В также как и в христианстве, существуют понятия «рай» и «ад». Только страдания в аду не вечны. Например, ад часто посещает Бодхисаттва, который выпускает грешников. Душа может задержаться на уровнях рая для «вечных», но, в конце концов, покидает их, чтобы продолжить свое странствие.

Согласно мусульманскому вероучению, человеку воздается за земные дела. Душам правоверных суждено вечное блаженство в раю, а души неверных обречены на вечные муки в аду.

Религиозный подход к бессмертию души связан с существованием высшей Божественной силы, которой душа обязана своим бессмертием. Научный подход к проблеме бессмертия души не однозначен. Как уже отмечали ранее, некоторые ученые доказали факт существования души. Голландский ученый Пим ванн Ломмель утверждает, что бессмертие души есть реальность, а, следовательно, привычный взгляд на жизнь человека после смерти подлежит пересмотру все еще тщательному исследованию.

 

Список литературы:

  1. Вишев И.В. Проблема бессмертия человека: философско-антропологический и религиоведческий аспекты / И.В. Вишев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: гуманитарные науки, № 17 (72) / 2006 — С. 219—223.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. — Том 1.С-Петербург, Москва, 1880. — 807 с. С. 607.
  3. Мордовцева Т.В. «Идея смерти в культурфилософской ретроспективе / Т.В. Мордовцева. Издательсво ТИУиЭ, 2001. — 120 с.
  4. Платон. Избранные диалоги / Платон. — М.,1965. — 442 с.
  5. Мень А. Первая лекция из цикла «Жизнь после жизни», прочитанная в ДК Серафимовича 8 декабря 1989 г (фонограмма).
  6. http://www.terme.ru/dictionary (дата последнего обращения 20.07.2014).