Статья:

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ

Конференция: XV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Аракчеев Д.А. РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(15).pdf (дата обращения: 04.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 29 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ

Аракчеев Дмитрий Алексеевич
студент Балаковского института техники, технологии и управления (филиал) СГТУ, РФ, г. Балаково
Зуева Ирина Аркадьевна
научный руководитель, ст. преподаватель Балаковского института техники, технологии и управления (филиал) СГТУ, РФ, г. Балаково

 

Физическая активность является одним из важнейших элементов в системе всестороннего развития человека. Именно она играет важную роль в становлении крепкого физического здоровья, формировании различных двигательных способностей, а также способствует укреплению общего эмоционального фона, даёт психологическую разрядку и просто приносит удовольствие. Студентам высших учебных заведений просто необходима физическая активность: постоянные умственные перегрузки, многочасовое сидение за книгами, кропотливая работа над контрольными и курсовыми работами, нехватка сна, — всё это приводит к эмоциональной неустойчивости, срывам и истерикам, нежеланию что-либо делать дальше. И здесь на помощь приходит физкультура и спорт. Большинство студентов ВУЗов предпочитают активные виды спорта такие как, футбол, волейбол, пляжный волейбол, баскетбол, коньки. Девушки большее предпочтение отдают фитнесу, спортивным танцам и плаванью. Юноши — футболу, баскетболу, походам в тренажёрный зал.

Однако в рамках данной работы нам хотелось бы акцентировать внимание на таком виде физической активности как игре в баскетбол, поскольку именно данный вид спорта развивает у человека множество различных двигательных способностей.

Баскетбол сравнительно молодая игра. Ему чуть более ста лет. Однако это не помешало ему покорить миллионы сердец по всему миру.

Баскетбол изначально был задуман в качестве игры для студентов, которым попросту надоело в зимнее время года заниматься исключительно гимнастикой, которая повсеместно была распространена в спортивных клубах, школах, ВУЗах США 19 века.

Создатель баскетбола Д. Нейсмит, стремясь расшевелить скучающих студентов, дал им новую, ранее неизвестную альтернативу игры в мяч, которая подразумевала под собой бег и одновременное отбивание мяча о пол, его передачу товарищам по команде и бросание его в цель. А цель одна — корзина соперника.

Время шло, баскетбол модифицировался: изменялись правила игры, количество игроков в команде, корзина была заменена на железное кольцо с сеткой и т. д. Однако дух игры сохранился, её азарт и непредсказуемость исхода.

Баскетбол в нашем современном понимании характеризуется высоким уровнем двигательной активности и большими физическими нагрузками. Он сочетает в себе ходьбу, бег, остановки, повороты, прыжки, ловлю, броски и ведение мяча в окружении множества соперников. Баскетбол сегодня — это не только игра, вид спорта, но и особая система упражнений, позволяющая выработать определённый пласт физических навыков у человека.

Для студентов ВУЗов баскетбол является не только увлекательной атлетической игрой, включенной в учебную программу института, но и эффективным средством физического воспитания.

Баскетбол как особо подвижная игра с максимальным уровнем физической нагрузки решает задачи по укреплению здоровья студентов, развитию ловкости и координации, быстроты реакции, а также закаливанию их характера, воспитанию духа коллективизма и соперничества, ответственности и активизма.

Обучение игре в баскетбол начинается с умения обращаться с мячом. Специально подобранные и разработанные упражнения с мячом, которые выполняются либо в группах, либо индивидуально, позволяют выработать у студентов основы владения данным игральным инструментом, создают почву для развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных в целостные комбинации) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных), а также их разнообразное сочетание как вместе, так и с другими способностями.

Система физических упражнений, основанных на баскетболе, также оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов в организме студента. Они улучшают восприятие, внимание, память, развивают воображение и мышление, что является основой для качественного восприятия и соблюдения правил, и условий как самих упражнений, так и игры, согласование действий как индивидуального игрока, так и всех команды в целом.

Развитие двигательных способностей или навыков — это долгий, сложный и кропотливый процесс, позволяющий довести выполнение некоторых простых актов до автоматизма. Посредством игры в баскетбол студенты развивают такие навыки как ведение мяча, точная передача мяча товарищу по команде, обход соперника, попадание в кольцо с трёх зон (штрафной, двух-, трёх- очковой), которые оцениваются разным количеством очков. Однако чтобы эти навыки были предельно точны и эффективны во время игры, студентом необходимо иметь хотя бы базовый уровень физической подготовки.

Под физическая подготовкой понимается педагогический процесс, направленный на всестороннее и специальное физическое развитие, совершенствование жизненно важных двигательных качеств, повышения функциональных возможностей и укрепление здоровья занимающихся.

Основная задача физической подготовки — это постоянное повышение функциональных возможностей, которые обеспечивают рост специальной работоспособности занимающихся, а также достижение оптимальных спортивных результатов. Именно физическая подготовка способствует развитию быстроты, силы, ловкости, выносливости.

Не менее важной особенностью физической подготовки являются затруднения в отделении её от остальных видов подготовки, в частности от овладения специальными двигательными навыками. Поскольку сила, выносливость, быстрота не проявляется сами по себе, следовательно их существование возможно только в рамках активных действий. Таким образом ядро любого двигательного навыка составляют физические качества. И эффективность этих движений зависит не только от правильности их выполнения, но и от степени проявления физических качеств. Поэтому физическая подготовка непосредственно связана с овладением техникой и тактикой игры и призвана обеспечить их оптимальное достижение.

Для студентов, желающих овладеть навыками игры в баскетбол, разработаны общие и специальные методики физической подготовки.

Общая физическая подготовка представляет собой комплекс упражнений, необходимых для развития физических качеств базового характера или разносторонней физической подготовленности и нацеленные на переход к предстоящей более сложной специальной физической подготовке.

Общая физическая подготовка включает в себя прежде всего:

  • разностороннее физическое развитие занимающихся;
  • укрепление здоровья;
  • повышение функциональных возможностей;
  • приобретение спортивной работоспособности;
  • развитие основных физических качеств и т. д.

Специальная физическая подготовка — это подготовка, направленная на непосредственное овладение навыками игры (ведением мяча, передачей пассов, забрасыванием мяча в корзину и т. д.).

Более того физическая подготовка располагает спектром средств, необходимых для достижения оптимального результата. В частности, это:

  • силовые и скоростно-силовые упражнения общего и специального воздействия для развития силы мышц ног, рук и туловища (именно сила играет ключевую роль в овладении навыками игры, поэтому именно её развитию следует уделять особое внимания с первых этапов подготовки);
  • упражнения общего и специального воздействия для развития выносливости (скоростной и скоростно-силовой) (благодаря выносливости спортсмены способны долгое время выполнять специфические игровые действия на высшем уровне. Следовательно, на выносливости также необходимо акцентировать большое внимание);
  • упражнения общего и специального воздействия для развития быстроты и скорости передвижения (быстрота является ключевым элементом в баскетболе, а также является одним из важнейших качеств баскетболиста. Поэтому следует работать над реакцией на мяч);
  • упражнения общего и специального воздействия для развития ловкости (ловкость — это совершенная координация, подконтрольность действий в соответствии с изменяющейся обстановкой игры. Развитие ловкости позволит без труда обходить соперников и осуществлять качественные передачи);
  • упражнения общего и специального воздействия для развития гибкости (чем больше амплитуда движений отдельного игрока, тем эффективней игра всей команды).

Таким образом невозможно развить двигательные способности без соответствующей физической подготовки, которая является сердцевиной физических навыков.

Исходя из вышесказанного можно отметить, что без физической активности попросту невозможно нормальное физическое, а также психологическое развитие человека.

Для студентов ВУЗов физическая активность является непросто способом поддержать форму, но и средством эмоциональной разгрузки, и зарядом энергии.

Игра в баскетбол по истине является таким средством. Более того баскетбол развивает у студентов целый комплекс полезных двигательных способностей, таких как быстрая передача мяча, обход соперника, попадание мячом в корзину и т. д. Также физические упражнения, основанные на данной игре способствуют поддержанию и улучшению физической формы студентов, положительно влияют на их здоровье.

Напоследок хотелось бы сказать: «Занимайтесь спортом и получайте от этого удовольствие!»

 

Список литературы:

  1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и Спорт-1978.
  2. Левин В.М. Баскетбол. Упражнения для совершенствования навыка владения мячом [в школьной секции] // Физ. Культура в школе, 1983, № 3.
  3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физ. Культуры. — М.: Физкультура и Спорт, 1991.
  4. Физическая подготовка спортсменов. // Под общей редакцией Дьячкова В. М. — М.: Физкультура и Спорт. — 1961.