ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ОПЕКИ, И ИХ УСТРОЙСТВУ
Конференция: XV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: 10. Юриспруденция
XV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СИРОТ, ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ОПЕКИ, И ИХ УСТРОЙСТВУ
Согласно постановления администрации Сахалинской области от 15.12.2009 г. № 517-па, которое утверждает Положение о министерстве финансов Сахалинской области, оно является органом исполнительной власти, которое непосредственно занимается составлением и исполнением областного бюджета.
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Гражданский кодекс РФ и Семейный кодекс РФ относятся к федеральному уровню регулирования вопросов попечительства и опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей.
Согласно установленных полномочий нормативными актами Сахалинской областью для обеспечения обязательств касающихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей были изданы законы: по социальной поддержке детей-сирот, о дополнительных социальных гарантиях, об обеспечении жильем таких категорий детей, единовременных компенсациях семьям, усыновивших детей, об организации опеки и попечительства и другие подобные акты.
Таким образом, министерство финансов Сахалинской области на основании изданных законодательных актов запланировало средства областного бюджета на расходы связанные с выполнением социальной поддержки такой категории детей.
В Сахалинской области вопросами социальной политики (опеки и попечительства) занимается министерство образования.
Областной бюджет в нашей области формируется по целевому назначению, для этого было принято более 20 гос. программ.
Одна из важных социальных программ была принята в 2013 году, это шестилетняя гос. программа о развитии образования в нашей области, в которой заложены средства на помощь и развитие программ по усыновлению, приемным семьям, социальной поддержки детей в сложной ситуации и детей без родителей.
Эта гос.программа была разработана для улучшения ситуации сложившейся на сегодняшний день.
На сегодняшний день, по статистике 3979 детей, оставшихся без родителей и сирот из них:
- 54 % в приемных семьях;
- 7 % в семьях опекунов;
- 15 % усыновлены (удочерены);
- 18 % в интернатах, приютах и других социальных организациях для детей;
- 6 % учатся в учреждениях профессионального образования.
Изучение проблемы соц.адаптации детей из выше перечисленного списка, показывает, что всего менее половины из них готовы к полноценной, самостоятельной жизни в обществе.
Для исправления данной ситуации и воспитания социально полноценных граждан необходимо:
- активнее заниматься устройством детей в семьи;
- увеличить объем льгот и гарантий для тех, кто принял в свои семьи детей;
- организовать полноценную психологическую и педагогическую поддержку семьям, взявших детей;
- расширить работу по реабилитации детей данной категории;
- поднять уровень подготовки социальной адаптации детей к самостоятельной жизни в обществе в государственных организациях, интернатах и приютах.
Основываясь на выше перечисленных целях и задачах были разработаны главные направления государственной политики до 2020 г. в области улучшения воспитания, образования и соц. защиты детей сирот и детей, оставшихся без родителей.
В нашей области детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации уделяется особое внимание. Применяются разнообразные формы социально-психологической работы с детьми такой категории, которые помогают преодолеть их социальную неполноценность и способствуют адаптации в жизни общества; издаются различные нормативные акты, которые значительно увеличивают объем социальной помощи сиротам и детям, оставшихся без родителей, а также постоянно ведется контроль исполнения социальных прав и гарантий. Особый контроль сейчас необходим за теми, кто только пытается сделать первые шаги самостоятельной жизни в обществе.
В Государственной программе обозначено множество мероприятий, в их числе программы по воплощению в жизнь социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, а исполнителями определено министерство образования Сахалинской области.
В этой программе главной целью является воспитание детей именно в семье, именно тут они смогут получить жизненный опыт, который поможет им влиться в общество, и восстановиться от моральных травм и потрясений; исполнение социальных прав детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, (ощущать заботу и внимание со стороны со стороны родителей, иметь возможность учиться, быть социально адоптированным к жизни в обществе).
В Государственной программе предусмотрено финансирование детских домов, для этого в областном бюджете на 2014—2016 годы запланированы расходы
- более 300 тыс. рублей на 2014 год;
- почти 400 тыс. рублей на 2015 год;
- примерно 450 тыс. рублей на 2016 год.
Для активного продвижения мероприятий по устройству детей в семьи, предусмотрены меры, способствующие этому, на реализацию которых заложены денежные средства в областном бюджете.
Так, на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в том числе в приемной семье, ежемесячно выплачивается пособие, размер которого в 2014 году составляет 16523 рублей в южных районах Сахалинской области, 12589 рублей — в северных районах Сахалинской области, 15785 рублей — на Курильских островах. При достижении возраста 18 лет в случае продолжения обучения в общеобразовательной организации размер пособия составляет соответственно 16523 рубля, 18833 рубля и 23604 рубля (с учетом районного коэффициента).
Размер выплаты на ребенка-инвалида под попечительством, а также в приемной семье, возрос на 50 %.
Выплаты не осуществляются, если попечитель назначен по письменной просьбе родителей, на время невозможности (по уважительным причинам) ими исполнять свои родительские обязанности.
Приемные родители получают ежемесячную выплату за воспитание каждого приемного ребенка, выплата определена в размере 1-го прожиточного минимума по области.
Если воспитываемый приемный ребенок в семье имеет:
- отклонения в развитии;
- инвалидность;
- или младше 3 лет,
то законодательными актами выплаты на каждого ребенка в такой семье возрастают на 0,5 размера прожиточного минимума по области.
Величина пособия, полагающегося приемным родителям, устанавливается договором о приемной семье, составленным между органами опеки и приемными родителями в соответствии с правовыми актами.
Главным за распределение денег бюджета, по программам попечительства над сиротами и детьми, оставшимися без родителей, выступает министерство образования области.
Денежные средства идут на обеспечение 5-и детских домов, 3-х коррекционных интернатов, они организованы, как государственные казенные учреждения, а курирует их министерство образования.
Также министерство образования курирует государственное казенное учреждение «Центр семейного устройства детей, оставшихся без родителей», это учреждение оказывает помощь и консультации по таким вопросам.
Это можно объяснить тем, что органы опеки и попечительства, и являются органами исполнительной власти. Поэтому организация их деятельности (органов субъекта РФ) по вопросу опеки и попечительства, определяются законными актами субъектов РФ, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, а также Законом Сахалинской области от 03.08.2009 № 79-ЗО «Об организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Сахалинской области» и т. д.
На основании вышеуказанного Закона установлены задачи для попечительства, а также выполнение в Сахалинской области гос. политики в области защиты законных прав и интересов, контроля за воспитанием и образованием, обеспечение в первую очередь семейных форм воспитания сирот и детей, оставшихся без родителей. В соответствии с чем, орган опеки и попечительства осуществляет следующие полномочия:
- производит контроль за выполнением законодательств (федерального и областного) в сфере защиты законных прав и интересов детей, попавших в сложное социальное положение;
- осуществляет подготовку нормативной документации области, которые регулируют исполнение принятых норм в области опеки и попечительства;
- осуществляет роль государственного банка в нашем регионе данных о детях, оставшихся без родителей;
- всячески организовывает и помогает развитию семейных форм устройства сирот и детей, оставшихся без родителей, с последующим усыновлением;
- осуществляет контроль за деятельностью организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ведении Сахалинской области;
- занимается подготовкой статистических данных о положении и дальнейшем развитии в Сахалинской области по направлению — защита законных прав и интересов сирот и детей, оставшихся без родителей;
- выявляет и ведет учет сирот и детей, оставшихся без родителей, а также детей, нуждающихся в гос. поддержке;
- помогает устройству сирот и детей, оставшихся без родителей, в семью, на усыновление (удочерение), опеку и попечительство, в специализированные организации социальной защиты, здравоохранения, и другие учреждения на полное гос. обеспечение, и контроль за содержанием, воспитанием и образованием;
- выбирают формы устройства сирот и детей, оставшихся без родителей, организуют опеку или попечительство, определяют опекунов, попечителей;
- занимается учетом усыновленных детей и тех, за которыми закреплены попечители;
- и выполняет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
Часть этих полномочий в соответствии с Законом Сахалинской области от 3.08.2009 № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по опеке и попечительству» осуществляют органы местного самоуправления.
Для стимулирования семейной формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в области принят Закон Сахалинской области от 09.03.2011 № 18-ЗО «О единовременной денежной выплате при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым установлена единовременная денежная выплата в размере 500 тыс. рублей для граждан Сахалинской области, усыновивших (удочеривших) детей, оставшихся без родителей.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ закрепляются ФЗ и законами субъектов РФ. Запрещено наделять органы местного самоуправления гос. полномочиями другими нормативными правовыми актами, кроме выше перечисленных.
Финансовое обеспечение отдельных гос. полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только из соответствующих бюджетов.
На основании закона Сахалинской области от 03.08.2009 № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству» — городским округам и муниципальным районам предоставлены гос.полномочия Сахалинской области:
- выявляет и ведет учет сирот и детей, оставшихся без родителей, а также детей, нуждающихся в гос. поддержке;
- помогает устройству сирот и детей, оставшихся без родителей, в семью, на усыновление (удочерение), опеку и попечительство, в специализированные организации социальной защиты, здравоохранения, и другие учреждения на полное гос. обеспечение, и контроль за содержанием, воспитанием и образованием;
- временное устройство детей, находящихся в организациях для сирот и детей, оставшихся без родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории области;
- подбор, подготовка и учет граждан, изъявивших желание стать опекунами, либо граждан, изъявивших желание принять детей в семью на воспитание в форме усыновления;
- назначение опеки или попечительства;
- заключение договоров о выполнении опеки;
- рассмотрение жалоб и заявлений граждан по вопросам опеки и попечительства, принятие соответствующих мер;
- выплата пособий на содержание ребенка, находящегося под опекой, приемной семье, вознаграждения приемным родителям на основании ФЗ и актов Сахалинской области;
- оплата проезда сирот и детей, оставшихся без родителей, живущих в приемных семьях и семьях опекунов, на общественном транспорте (кроме такси) и оплата расходов не больше одного раза в год за проезд к месту жительства и обратно к месту учебы;
- обеспечение сирот и детей, оставшихся без родителей жильем;
- оплата ремонта жилья, принадлежащего на праве собственности сиротам и детям, оставшимся без родителей.
Для осуществления указанных полномочий органам местного самоуправления в порядке межбюджетных отношений передаются субвенции, которые рассчитываются в соответствии с методикой, являющейся приложением к закону о передаче государственных полномочий.
Расчет денежных средств субвенции в разрезе конкретных муниципальных образований производится министерством образования Сахалинской области.
Согласно указанных расчетов в закон Сахалинской области об областном бюджете включаются соответствующие расходы.
Распределение субвенций между муниципальными образованиями на 2014 год произведено в таблице № 12 приложения 11 к Закону Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (приложение А) на общую сумму 1 131 163,4 тыс. рублей.
Указанные средства направляются органами местного самоуправления на следующие цели:
- на организацию деятельности по опеке в отношении несовершеннолетних;
- на оплату проезда сирот и детей, оставшихся без родителей, проживающих в семьях опекунов к месту отдыха и обратно;
- на предоставление жилья сиротам и детям, оставшихся без родителей;
- на оплату содержания ребенка, находящегося под опекой и в приемной семье;
- на ремонт жилья, принадлежащего детям-сиротам и детей, оставшихся без родителей.
Эти субвенции включаются в доходы местных бюджетов и расходуются органами местного самоуправления согласно с решениями представительных органов местного самоуправления об утверждении местных бюджетов.
Контроль за расходованием этих средств осуществляют министерство образования Сахалинской области, как главный распорядитель средств областного бюджета, а также министерство финансов Сахалинской области, как орган внутреннего государственного финансового контроля.
Список литературы:
- Васильева А.С. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей: вопросы регионального правоприменения [Текст] // Социальное и пенсионное право. 2011. № 4. С. 22—25.
- Закон Сахалинской области от 03.08.2009 № 80-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Сахалинской области по опеке и попечительству» [Электронный ресурс] (по состоянию на 27.12.2013) // Справочная информационная система «Консультант Плюс».
- Закон Сахалинской области от 08.12.2010 № 115-ЗО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области» [Электронный ресурс] (по состоянию на 27.12.2013) // Справочная информационная система «Консультант Плюс».
- Закон Сахалинской области от 09.03.2011 № 18-ЗО «О единовременной денежной выплате при усыновлении (удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] (по состоянию на 27.06.2013) // Справочная информационная система «Консультант Плюс».
- Тарасова А. Новая модель жилищного обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа [Текст] // Административное право. 2013. № 2. С. 47—61.
- Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (постатейный) / под ред. Т.С. Гусевой [Текст]: М.: Эл Книги, 2012. 88 с.
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс] (по состоянию на 02.12.2013) // Справочная информационная система «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» [Электронный ресурс] (по состоянию на 12.03.2014) // Справочная информационная система «Консультант Плюс».