Статья:

НАРКОТИКИ КАК ВЕКТОР ДЕСТРУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Конференция: XV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Сипачёва В.Ю. НАРКОТИКИ КАК ВЕКТОР ДЕСТРУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/8(15).pdf (дата обращения: 09.10.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАРКОТИКИ КАК ВЕКТОР ДЕСТРУКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Сипачёва Вероника Юрьевна
студент Владивостокского филиала Российской Таможенной академии, РФ, г. Владивосток

 

Практикующие специалисты и учёные всего мира пытаются найти ответ на вопрос: как бороться с употреблением и распространением наркотиков в реалиях сегодняшней жизни? Для того чтобы найти ответ обращаются к знаниям различных наук и дисциплин, среди которых история, генетика, биология, психология, философия, антропология, медицина, юриспруденция, социология и другие науки.

Наркопроблема сложна и многоаспектна, и найти эффективное решение, позволяющее преградить движение наркотрафика и самое главное поставить психологический барьер к употреблению наркотиков всё ещё не удалось.

Количество официально зарегистрированных в России потребителей наркотиков по состоянию на 1 января 2013 года, согласно официальным данным, составило 655 005 человек. Диагноз «наркомания» поставлен 445 723 лицам (311,57 на 100 тыс. населения). По экспертным оценкам, число наркопотребителей превышает 2,5 млн. Эта цифра близка к критической.

На основе представленных данных можно сделать вывод, что сложившаяся в России наркоситуация продолжает оставаться крайне тяжелой и объективно оценивается руководством страны как одна из основных угроз безопасности личности, общества и государства.

В связи с этим, в ходе данной работы представляется важным достичь следующих целей: 1) исследовать проблему наркомании как антисоциального явления; 2) смоделировать конструкции возможных шагов, направленных на сокращение потребления и распространения наркотиков. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) изучить наркоситуацию в России в целом; 2) рассмотреть влияние последствий создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс на наркоситуацию в России; 3) предложить конструкции изменений законодательной базы, в рамках исследуемой проблемы.

 В последнее время в Российской Федерации на фоне сокращения общего количества ежегодно регистрируемых преступлений отчетливо проявилась тенденция значительного увеличения (с 6 до 12 %) уровня преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Так в 2013 году количество возбужденных следователями ФСКН России уголовных дел увеличилось на 2,1 % (с 67 340 до 68 780) [2, с. 1].

Основной угрозой для России по-прежнему является внешняя наркоагрессия, а именно афганский героин. До 90 % наркозависимых в нашей стране потребляют опиаты.

За последние 3—4 года в результате целенаправленной и эффективной работы правоохранительных органов по перекрытию каналов поступления героина на территорию Российской Федерации наметилась тенденция по ликвидации инфраструктуры героина и замещению его менее дорогими и более доступными наркотическими средствами, такими как ацетилированный опий, изготавливаемый из маковой соломы и дезоморфин.

В связи с тем, что новые виды наркотических средств и психотропных веществ появляются очень быстро, а для того, чтобы запретить, или ограничить то или иное вещество к обороту, необходимо внесение его в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, а внесение изменений и дополнений в указанный перечень осуществляется по представлению Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Проведение данных мероприятий - довольно длительный процесс, за время которого наркотическое средство или психотропное вещество успевает найти своих потребителей и прижиться на рынке. Поэтому инициатива ФСКН России по временному запрещению оборота новых видов психоактивных веществ представляется более чем необходимой.

  1. Влияние создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭс на наркоситуацию в России. Шаги по стабилизации ситуации.

В связи с созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, единого таможенного пространства с 1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. Правительством Российской Федерации принимаются меры по защите интересов безопасности страны в связи переносом южных таможенных границ Российской Федерации на внешние границы Казахстана. Но 5 тыс. километровая граница Казахстана с Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном практически не обустроена, и не может являться существенным препятствием для транзитных поставок через эти республики афганских наркотиков. В связи с этим представляется важным решить данный вопрос на законодательном уровне в рамках Таможенного союза. А именно: на каждое государство — член ТС возложить обязанность по обустройству и поддержанию в состоянии безопасности таможенной границы Таможенного союза в пределах территории государства — члена Таможенного союза, в целях обеспечения национальной безопасности каждого государства члена ТС. Причём с возможностью применения штрафных санкций со стороны другого государства члена ТС за невыполнение данной обязанности. Помимо этого, в рамках Таможенного союза необходимо проводить согласованные межгосударственные профилактические и оперативно-розыскные мероприятий по выявлению и ликвидации каналов международного наркотрафика, по защите от наркоугрозы единой таможенной территории ТС. Представляется важным создать эффективную систему межведомственного обмена оперативной информацией для быстрого и своевременного выявления и пресечения основных каналов наркотрафика.

  1. Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Оценка и предложения.

Для выработки предложений, позволяющих решить проблему употребления и распространения наркотиков, необходимо рассмотреть социальную сущность причин наркотизации населения. Главным образом, она кроется в глубочайшем кризисе, наблюдающемся во всех сферах жизнедеятельности. И как следствие социальная напряженность, нестабильность и отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Все эти факторы, находятся в числе причин и условий, способствующих в настоящее время распространению явления наркомании.

На данный момент в России разработана стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, которая включает в себя следующие основные мероприятия:

  1. Совершенствование системы мер по сокращению предложения наркотиков;
  2. Совершенствование системы мер по сокращению спроса на наркотики;
  3. Развитие международного сотрудничества
  4. Организационно-правовое и ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности.

Представляется, что данная стратегия в большей степени отвечает необходимым на сегодняшний день реалиям борьбы с наркотиками. Но важно, чтобы эта стратегия не оставалась неподвижным элементом. Необходимо постоянное внедрение и развитие новых идей в рамках целенаправленно разработанной стратегии. Важно адекватно оценивать ошибки и просчёты, и на основе системного анализа своевременно реагировать на вызовы времени.

Реалиями сегодняшнего дня, является отсутствие согласованности действий между государственными органами, медицинскими, образовательными учреждениями, общественными организациями, фондами, движениями и другими структурами, задействованными в профилактике распространения наркопродукции, и что самое главное, не наблюдается их систематического реального и плодотворного взаимодействие с населением в целом. Современная государственная программа по борьбе с распространением наркотиков будет только тогда эффективной и действенной, когда она будет находить понимание и поддержку у населения.

Хочется заметить, что стратегия государственной антинаркотической политики не содержит ни одного мероприятия, направленного на борьбу с наркотиками посредством привлечения семьи. Представляется, что это серьёзный недостаток. Определяющее значение в формировании мировоззрения ребёнка играет семья. Именно в кругу семьи происходит осознание себя как личности, формируются привычки и убеждения. Разграничивать хорошее и плохое, отличать добро от зла, проще говоря, усваивать простые, на первый взгляд, истины ребенок начинает в своей семье. И на семье лежит большая ответственность за выбор того пути, которым маленький человечек потом пойдет по жизни [1, с. 23].

В современной России ценность семьи как социального института трансформировалась не в лучшую сторону. К сожалению, современная молодёжь не задумывается о ценности семьи. Необходимо воспитывать у граждан осознание семьи, как нечто святого, и сакрального. Пока не будет сформировано чёткое понимание семьи, как стартовой ступени развития личности, общества, и как следствия государства, нельзя будет решить проблему распространения наркотиков.

А пока такое формирование семьи ещё не сформировано на подсознательном уровне, необходимо пользоваться таким инструментом, как закон. Так, представляется важным, введение уголовной ответственности родителей или иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних за употребление несовершеннолетними, а равно за незаконное осуществление несовершеннолетними приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Представляется, что необходимо рассматривать это в качестве квалифицирующего признака ст. 156 УК РФ: Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. Предполагается необходимость назначения одного из следующих наказаний: штраф в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до трёхсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырёх лет. Представляется необходимым внесения в данную статью примечания: Лицо, обратившееся в медицинское учреждение, для оказания помощи несовершеннолетнему, в отношении которого оно имеет обязанности по воспитанию, а равно в органы по контролю за оборотом наркотиков, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Желание сохранить здоровую нацию, здоровый генофонд, должно заставить обратить первостепенное внимание в борьбе с наркотиками именно профилактике и пропаганде здорового образа жизни среди населения. Сегодня, отмечается «омоложение» наркомании. Так, в России средний возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился до 14,2 лет среди мальчиков и 14,6 лет среди девочек [5, с. 16]. Мировым опытом доказано, что только ранняя антинаркотическая профилактика может дать стабильное снижение спроса на наркотики, что в свою очередь является противодействием распространения наркотиков.

  1. Легализация наркотиков средствами массовой информации.

Подчеркнём, что в первую очередь необходимо бороться именно с причинами наркотизации. На сегодняшний день, одной из таких причин, которые, так или иначе, способствуют распространению наркомании в глобальном масштабе является деятельность средств массовой информации.

Не вызывает сомнения, что СМИ в современном мире — это один из самых мощных факторов влияния на умы и сердца людей. По многим телеканалам, безусловно, завуалировано идет реклама наркотиков. На первый взгляд, ненавязчиво, но если обратить свой взор глубже, то становится ясно, что вскользь внушаются мысли о том, что наркоманы могут самостоятельно отказаться от, так называемых, «лёгких» наркотиков. Значит, не исключена ситуация, когда определенные лица сделают для себя вывод об отсутствии вредных последствий употребления некоторых видов наркотиков [3, с. 23].

Кроме того, зачастую в телевизионном эфире можно наблюдать передачи, которые позиционируются, как передачи антинаркотической направленности. В них называются статистические данные о миллионах потребителях наркотиков, которых вылечили, стоит лишь только позвонить по телефону или обратиться по указанному адресу. В это самое время психически неокрепшим подросткам завуалировано навязывают мнение о том, что раз такое огромное число людей в мире употребляет наркотики, то, видимо, можно следовать их примеру. По данным исследований, каждый второй подросток заявляет, что узнал о наркотиках из средств массовой информации [4, с. 125].

Огромная ответственность лежит на журналистах, публикующих материалы на антинаркотическую тему. Они никоим образом не должны стать теми, кто занимается пропагандой наркотической субкультуры. Для этого необходимо проводить просветительскую деятельность в самой журналистской среде. Например, необходимо, придерживаться определенных правил при написании статей на данную тему. Так, известны рекомендации, разработанные ООН, для использования журналистами, которые пишут на тему противодействия наркомании. Так, в своих публикациях не стоит делать следующее:

  • использовать информацию, которая вводит в заблуждение, как, например, искусственное разделение на так называемые сильные и слабые наркотики (все они запрещены международными документами);
  • сообщать примеры о потреблении наркотиков людьми, добившимися успеха или славы в обществе;
  • описывать позитивные последствия от потребления наркотиков в песнях, кинофильмах, других произведениях;
  • привлекать внимание к огромной прибыли, которая может быть получена от незаконной торговли наркотиками;
  • призывать к легализации немедицинского потребления наркотиков.

В настоящее время наркотики являются особым брендом, который входит в моду современной жизни. Мода является примером для подражания, особым социализирующим механизмом. В магазинах, например, появились брелоки, подвески с наркосимволикой. Зимой и летом молодежь ходит в одежде с листиками каннабиса и надписями “Cocaine in my brain!”. Привычными в употреблении стали расхожие фразы типа: «Мода — это мой наркотик», «Вкус победы — это наркотик». Смысловой ряд можно продолжить и дальше. И вроде бы ничего страшного не происходит, казалось бы, от упоминания наркотиков до их употребления — путь неблизкий. А между тем происходит страшная в своей незаметности вещь — наркотики из убивающих тело и душу становятся темой бытовых разговоров. Наркотики легитимизируются, а наркомания становится информационной эпидемией [4, с. 118].

В связи с этим, безусловно необходимо введение в учебных заведениях тестирования на предмет потребления наркотиков. Одним из способов уберечь население от влияния наркотиков является запрещения производства и распространения товаров, содержащих наркосимволику на федеральном уровне. А именно установление уголовной ответственности за использование наркосимволики, как в коммерческих, так и в личных целях. А именно внесение в главу 25 УК РФ: «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности», статьи 228.3 — «Незаконное использование наркосимволики в личных и коммерческих целях».

  1. Незаконное использование наркосимволики для удовлетворения личных, семейных, бытовых, и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, — наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
  2. Незаконное использование наркосимволики в коммерческих целях, — наказывается штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Кроме того, так как СМИ ориентировано, прежде всего, на извлечение прибыли из своей деятельности, то необходимо развивать положения стратегии государственной антинаркотической политики, и оказывать на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета финансовую поддержку производства телевизионных и радиопрограмм, телевизионных документальных фильмов, роликов социальной рекламы, проектов в сети Интернет, проектов периодических печатных изданий антинаркотической тематики. Для действенной реализации этого механизма необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации в части создания законодательных и правовых условий, позволяющих гарантировать проведение антинаркотической пропаганды и профилактики в СМИ.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, хочется сказать, что с проблемой распространения наркомании можно справится. Необходимо развивать положения стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года и вырабатывать новые методы ведения противодействия распространению наркотиков. В связи с чем, представляется необходимым внести изменения в законодательную базу, уделять повышенное внимание ранней диагностики, как генетической, так и психологической; а также профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни.

Представляется, что в современных условиях главной должна стать проблема переключения с борьбы с последствиями на раннюю профилактику, то есть приоритетное направление государственной политики следует нацелить на уменьшение спроса на наркотики. Ведь именно спрос рождает предложение. Молодое поколение для себя однозначно должно выбрать здоровый образ жизни. Конечно, это не означает, что необходимо остановить борьбу с наркомафией, контрабандой и иными незаконными операциями с наркотиками, выявлением и привлечением наркоторговцев, перекупщиков, сбытчиком и других преступных деятелей, занимающихся наркобизнесом. Главное, чтобы антинаркотическая деятельность по этим направлениям по уменьшению спроса и предложения на наркотики, осуществлялась параллельно, не разовыми кампаниями, а в системе и последовательно.

 

Список литературы:

  1. Иванов В.П. Социальные последствия наркоэкспансии в Российской Федерации на современном этапе // Наркоконтроль № 4. 2008.
  2. Материалы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за наркотиками [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.fskn.gov.ru (дата обращения 01.08.2013).
  3. Пин И. Ветер перемен в форточку наркомоды // НаркоНет. — 2008. – № 5/47.
  4. Романова Л.И. Наркопреступность: криминологическая и уголовно-правовая характеристика: учеб.-метод. пособие / Л.И. Романова. — 2-е изд. — .
  5. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2009. — 314 с.
  6. Черкесов В.В. Развитие наркосистемы приостановлено // Наркоконтроль. — 2008. — № 1.
  7. Яровенко В.В. Криминалистическая дерматоглифика: Моногр. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2011.