Статья:

МУЗЫКА А.И. ХАЧАТУРЯНА К ДРАМЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД» (К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА)

Конференция: XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Святковская А.В. МУЗЫКА А.И. ХАЧАТУРЯНА К ДРАМЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД» (К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА) // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10(16).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 260 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МУЗЫКА А.И. ХАЧАТУРЯНА К ДРАМЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «МАСКАРАД» (К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПОЭТА)

Святковская Алёна Владимировна
студент Краснодарского государственного университета культуры и искусств, РФ, г. Краснодар
Лях Валентина Ивановна
научный руководитель, д-р филос. наук, проф. кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств, РФ, г. Краснодар

 

Когда художник касается бумаги — что-то рождается в мире! А если он ещё и талантливый поэт, то это — особая квинтэссенция свойств, которую не могут в себя вместить ни поэзия, ни графика в «чистом виде», ни живопись. Речь идет о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, русском поэте, прозаике, драматурге, художнике.

Движение души М.Ю. Лермонтова в Слове, ритмах рисунков и красочных холстов притягивает к себе еще большее внимание, если оно окутано таинственной и загадочной, но в тоже время яркой и эмоциональной пеленой музыки А.И. Хачатуряна, автора музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад», одного из самых известных произведений поэта.

Знаток творчества М.Ю. Лермонтова Ираклий Андронников писал по этому поводу: «Трудно представить себе музыку более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова. Если б сказать Вам, что это музыка к одному из творений Пушкина, Вы не поверите. Это Лермонтов! Это его победительная и прекрасная скорбь! Торжество его стиха, мысли…» [2].

Итак, музыка к драме «Маскарад» композитора А.И. Хачатуряна — одно из самых популярных произведений. Эту пьесу в 1941 г. к столетию со дня смерти поэта (1814—1841 гг.) поставил Московский театр имени Вахтангова.

Михаил Юрьевич Лермонтов написал драму «Маскарад» в 1835 году, будучи 21-летним молодым человеком. Тем не менее, такой юный возраст не помешал ему создать одно из глубочайших и значимых в его творчестве и всей русской литературе произведений. В нем он обрисовал картину светского Петербурга XIX века и создал образ предтечи Печорина — Арбенина. Он, как и «герой нашего времени», разочарован во всех радостях жизни, но находит свой идеал в лице Нины, чистой и прекрасной девушки [4]. Однако Нина совершает неосторожный поступок: она приезжает на маскарад, один из тех — в доме Энгельгардта, — в которых бывает весь высший свет, и там теряет браслет, подаренный мужем. Этот браслет случайно находит баронесса Штраль и дарит его как доказательство любви князю Звездичу. Князь хвалится им Арбенину. Тот узнает браслет жены, и, не веря ее объяснениям, охваченный бешеной ревностью, отравляет ее.

Пьеса была запрещена цензурой, и Лермонтов в течение 1835—1836 годов трижды переделывал ее, но на сцене или в печати ему драму так и не удалось увидеть. Цензура считала непозволительным резкий выпад против костюмированных балов в доме Энгельгардта, на которых бывали члены царской семьи, и недопустимыми «дерзости против дам высшей знати». К тому же было высказано мнение, что пьеса основана на подлинном эпизоде. Уже после смерти поэта, в 1843 году великий русский актер П. Мочалов пытался добиться разрешения на постановку «Маскарада» в свой бенефис, но ему это не удалось. Почти в полном виде драма впервые увидела свет рампы лишь в 1862 году.

Музыка к спектаклю была заказана А.И. Хачатуряну, который успел проявить себя как яркий театральный композитор, прекрасно чувствующий сцену. «Моя страсть к театру такова, что если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером», — говорил Хачатурян. Он с радостью принял заказ. «Я никогда не перестану удивляться чуду, которое являет собой драма «Маскарад», — рассказывал позднее композитор. — К работе над музыкой я отнесся очень серьезно. Было тому несколько причин. Во-первых я любил Театр имени Вахтангова, заказавший мне эту музыку, часто бывал в нем. Во-вторых, я знал, что много лет назад к постановке «Маскарада», которую осуществил в Петербурге Всеволод Мейерхольд, музыку писал Александр Константинович Глазунов. Когда спектакль этот был в 1938 году восстановлен и я увидел его, то был удивлен: в музыке Глазунова не оказалось вальса, «заданного», как мне представляется, самим Лермонтовым. Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:

Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи

Кружилася быстрей — и чудное стремленье

Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,

И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,

Не то, чтоб радость...

По указанию Глазунова Мейерхольд использовал знаменитый Вальс-фантазию Глинки. Признаться, именно Вальс доставил мне больше всего хлопот при сочинении музыки к «Маскараду». Я бесконечно повторял лермонтовские слова и не мог найти темы, которая была бы, по собственному моему представлению, и «новой», и «хорошей», иными словами, достойной... Я буквально потерял покой, едва ли не бредил вальсом.

В то время я позировал для портрета художнице Евгении Владимировне Пастернак. И вот в один из сеансов я неожиданно «услышал» тему, ставшую второй темой будущего моего Вальса. Могу ли я объяснить, как она родилась во мне? Вряд ли...».

Музыка создавалась быстро и увлеченно. Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны. Это и определило его участь: очень быстро спектакль сошел со сцены. Музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, созданной композитором в 1943 году.

В сюиту вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп.

Вальс, открывающий сюиту, — одно из самых ярких произведений Хачатуряна. По определению известного литературоведа, знатока лермонтовского творчества, прекрасно знавшего музыку, И. Андроникова, это «обобщение романтической вальсовости, ее квинтэссенция». Гибкая мелодия вальса покоряет своим грустным, чуть меланхолическим оттенком, еле уловимой окрашенностью в восточные тона. Средний эпизод словно сменяет объект внимания: если начало было как бы портретом Нины, передавало ее настроение, то теперь в полных аккордах аккомпанемента, размашистой мелодии перед слушателем разворачивается картина бала; и танец меняет не только характер, но даже жанр — в нем появляется ритм полонеза или мазурки (наблюдение исследователя творчества Хачатуряна Э. Барутчевой). Но это ненадолго: через сорок тактов возвращается прежний затаенно-грустный вальс.

Ноктюрн (первоначально композитор назвал этот номер Романсом) — лирическое интермеццо. В пьесе он связан с образом Нины и сопровождает лирические сцены с ее участием. В его основе — задушевная, проникновенная мелодия солирующей скрипки, которую поддерживают своими подголосками кларнет, затем солирующие флейта и гобой. Нежный прозрачный аккомпанемент подчеркивает настроение «песни без слов».

Мазурка — яркая, радостная, эффектная — создает контраст номерам, так или иначе относящимся к характеристике Нины. Это общий бальный танец с преимущественно полным звучанием (лишь средний эпизод звучит в более прозрачной оркестровке и тихих динамических градациях), с размахом, типичным для этого гордого шляхетского танца.

Романс, сменяющий пышный бальный танец, по настроению близок Ноктюрну и Вальсу, с которыми связан тематически. Это характеристика Нины. Мелодия, порученная первым и вторым скрипкам в октаву, начинается аналогично вальсу. Но она распевается более широко и свободно, достигая огромной лирической насыщенности, несмотря на миниатюрность номера, занимающего всего 54 такта. Это — лирическая кульминация сюиты.

Завершает ее Галоп — еще один бальный номер, рисующий пустую, равнодушную маскарадную толпу, безразличную к происходящей на ее фоне трагедии, не замечающую ее. Непрерывный, неумолчный пульс восьмых создает канву, на которую нанизываются скачущие мотивы деревянных духовых. Внезапно общий веселый бег прерывается: все смолкает, в полной тишине звучит свободная каденция солирующего кларнета. Затем флейта вступает со своим соло, взбираясь в высоту постепенно увеличивающимися скачками мелодии. И вот уже снова загремел, заскакал галоп, завершаясь в вихревом финале [3].

Партитура сюиты до сих пор продолжает звучать и кружиться в музыкальном вихре на лучших мировых симфонических эстрадах. Музыка к «Маскараду» отмечена такой новизной и глубоким характером современности, что дает ей возможность никогда «не состариться» и быть всегда актуальной. «Прикладную музыку, говорил Хачатурян, надо пересочинять: на симфонической эстраде действуют свои законы. Одно несомненно для меня — настоящая музыка театра и кино, при всей ее специфике, должна быть написана так, чтобы она могла звучать и на симфонической эстраде, чтобы это были не крохи, музыкальные кусочки, а нечто цельное, объединенное одной идеей» [1].

Именно такой и является музыка А.И. Хачатуряна к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад», что подтверждает значение творчества М.Ю. Лермонтова в истории мировой художественной культуры.

 

Список литературы:

  1. Виртуальный Музей великого армянского композитора Арама Хачатуряна. Музыка для театра. «Маскарад». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.khachaturian.am/rus/works/spekt_3.htm. — Загл. с экрана (дата обращения: 08.04.2014).
  2. Виктор Сиротин. Лермонтов в искусстве его времени. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lermontov.info/kritika/sirafim.shtml. — Загл. с экрана (дата обращения: 08.04.2014).
  3. Хачатурян. Маскарад. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.belcanto.ru/khachaturian_masquerade.html. — Загл. с экрана (дата обращения: 08.04.2014).
  4. Хачатурян, Сюита из музыки к драме Лермонтова «Маскарад». — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.potudan.ru/proizvedenia/syuita-iz-muzyki-k-drame-lermontova-maskarad.html. — Загл.с экрана. (дата обращения: 08.04.2014).