Статья:

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ «ИСПОРЧЕННЫЙ ВЕЧЕР УЧЕНИКА»

Конференция: XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Бурдина А.Э. ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ «ИСПОРЧЕННЫЙ ВЕЧЕР УЧЕНИКА» // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10(16).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ ИЛИ «ИСПОРЧЕННЫЙ ВЕЧЕР УЧЕНИКА»

Бурдина Алина Эдуардовна
студент Чайковского государственного института физической культуры, РФ, г. Чайковский
Батакова Наталья Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры ФиСГН ЧГИФК, РФ, г. Чайковский

 

Домашние задания являются неотъемлемой частью учебного процесса. Об их эффективности ведется много споров, но многовековая практика указывает на необходимость данного элемента обучения. Ученые и педагоги разных времен рано или поздно приходили к осознанию всей важности роли домашнего задания в обучении, а современная система образования и вовсе объявила самостоятельность процесса обучения — главной стратегией развития.

Первые упоминания о домашних заданиях относятся к эпохе Древнего Рима. В частности, они встречаются в первом столетии нашей эры в произведениях учителя Плиния Младшего, по ораторскому искусству Квинтилиана [5]. Он утверждал, что наличие природных данных вместе с правильно организованным учением может помочь человеку достичь совершенства. Одних упражнений, повторяющих действия учителя мало. Необходимо поощрять в учениках стремление к изобретательству, творчеству, как высшей форме проявления самостоятельности. Идеи Квинтилиана были использованы в качестве отправной точки при организации самостоятельной учебной деятельности школьников, в разработке системы самостоятельных домашних работ, направленных на приобретение учащимися стойких знаний, умений и навыков [7, с. 4].

Плиний Младший занимался помимо школы, выполняя задания, а дядя следил за его чтением, приучал читать, делать выписки. В последующем, Плиний активно пользовался усвоенной методикой обучения и передавал опыт своих собственных школьных и домашних занятий [1].

После падения римской империи домашним работам учащихся уделялось не так много внимания, и лишь в 16—17 веках, когда на территории Украины и Белоруссии были образованы Братские школы, в их уставах стали оговариваться задания, предполагающие самостоятельную работу дома [5].

Первой украинской братской школой была Львовская, которая возникла в 1586 году. В это же время был составлен устав этой школы, замечательный педагогический документ, в дальнейшем используемый и другими братскими школами Украины и Белоруссии.

Пункт 10 устава львовской братской школы:

10. Утром после молитв каждый должен рассказать вчерашний свій урок и писание, дома писал и должен изложить изучено, а затем должны по частям учить Псалтырь или грамматику и другие полезные науки, в которых есть потребность [6].

Практически в это же время, в педагогике творил Ян Амос Коменский, обосновавший необходимость классно-урочной системы обучения и создавший основу всей современной системы образования. Именно с того времени домашние задания стали обязательным элементом учебного процесса [5].

Коменский отрицательно относился к такой практике, когда центр тяжести в усвоении учащимися учебного материала переносился на самостоятельную работу и в результате ребенку приходилось переживать огромное страдание, зазубривая дома непонятные для него тексты. Коменский требовал так объяснять материал и разрабатывать его с помощью упражнений, чтобы учащемуся понадобилось лишь быстро «перечитать один раз вечером и один раз утром», перед уходом в школу [3].

После введения классно-урочной системы вопрос о самостоятельной работе учащихся считается решенным вплоть до 19 века.

Начиная с 19 века, перемены в общественной жизни людей понесли за собой и смену взглядов на образование и, в частности, на домашнее задание. Лев Толстой, например, отменил в своей Яснополянской школе домашние задания, назвав это времяпрепровождение «испорченным вечером ученика». Ушинский — основоположник русской педагогической науки, наоборот, считал, что домашняя работа — одна из главных форм самостоятельной деятельности ученика [5].

Константин Дмитриевич считал выполнение домашних заданий необходимым видом учебных занятий, составной, обязательной частью обучения. С его точки зрения «без домашних уроков учение может продвигаться вперед очень медленно». Он придавал огромное значение умению ученика самостоятельно учиться. В своих трудах он даже сформулировал ряд требований к домашним заданиям школьников:

  • домашнее задание должно быть посильным;
  • домашнее задание не должно быть большим по объему;
  • домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока учащиеся не научатся работать самостоятельно [4].

В истории России был и период, когда домашние задания были официально отменены как буржуазный пережиток. Это произошло в 1917 году. Однако уже в 1923 г. их вернули, в связи с «недостаточностью знаний учащихся и понижением грамотности». А в правительственном постановлении от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» уже указывается на необходимость приучения детей к самостоятельной работе в школе и дома:

«Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знанием, навыками.

Научить детей самостоятельно работать совершенно необходимо. … Человек, который не умеет сам учиться, а лишь усваивает то, что ему говорит учитель, профессор, который умеет ходить лишь на поводу, мало на что годен. Нам надо научить подрастающее поколение учиться самостоятельно овладевать знанием. Это одна из важнейших проблем, которые должна разрешить наша советская школа. ... Задавание уроков на дом должно помогать овладению навыками, самостоятельная работа над приобретением навыков должна сделать содержательнее классную учебу. Работа на дому может и должна выравнивать уровень знаний и навыков у ребят и тем повышать эффективность работы школы. Но задавание уроков на дом имеет еще то значение, что оно может и должно служить средством воспитания сознательной дисциплины, может и должно воспитывать чувство ответственности».

В этом же постановлении говорится о правилах задавания домашних заданий. Кратко суть заключается в следующем: необходимы пособия для выполнения работы, задания должны быть дифференцированы по уровню знаний и возможностей учащихся, необходим очень тщательный инструктаж по выполнению задания, они должны быть разнообразными, обязателен контроль выполнения работ [2].

Домашние задания пережили еще две волны споров: в 60-х и в 90-х годах прошлого столетия, во время очередных попыток реформировать систему образования, но, в итоге, на сегодняшний день мы видим их обязательной частью учебного процесса. В современной России, как уже говорилось, по причине перехода на Болонскую систему, на первый план выдвигается самостоятельная работа учащихся, поэтому количество домашних и самостоятельных работ резко возросло. Сегодня, самостоятельная работа направлена на развитие творческих способностей и практических навыков учащихся.

Исторический опыт всегда являлся двигателем прогресса. Опираясь на опыт предков, учитывая их успехи и неудачи, мы всегда создаем новый, более совершенный результат. Как бы не видоизменялось домашнее задание на протяжении всей истории педагогики, его эффективность и необходимость все же была доказана. Самостоятельная работа помогает достигать более высоких результатов в учебе, вырабатывает умение самостоятельно трудиться и преодолевать трудности, находить нужную информацию. Для становления сознательной личности, способной к саморазвитию и самореализации, домашние задания просто необходимы как часть воспитательного процесса.

 

Список литературы:

  1. Библиотека античной литературы. Плиний Младший письма С. 207 — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://greekroman.ru/library/pliniy-pisma/index0207.php (дата обращения 02.05.2014).
  2. Бушканец М.Г. Леухин Б.Д. Хрестоматия по педагогике «Постановление от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе»». Москва Просвещение 1976 г. 432 с.
  3. Лаптева С.А. Статья по теме: «Ян Амос Коменский». Социальная сеть работников образования — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nsportal.ru (дата обращения 15.05.2014).
  4. Паначева И.Е. Информационная справка к педсовету «Домашнее задание как этап урока». Социальная сеть работников образования — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nsportal.ru (дата обращения 15.05.2014).
  5. 5.Статья «Так ли обязательны домашние задания. Равнодушным мамам и папам не читать». — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.babybrand.ru/articles/36/353/ (дата обращения 02.05.2014).
  6. Статья «Львовская братская школа». Сайт «Надо знать» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nado.znate.ru (дата обращения 03.05.2014).
  7. Титова И.Ю. Методическое пособие «Домашние задания творческого характера как средство развития познавательной самостоятельности школьников».