СОВРЕМЕННЫЙ ВРАЧ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ АРИСТОТЕЛЯ
Секция: 6. Педагогика
XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
СОВРЕМЕННЫЙ ВРАЧ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ АРИСТОТЕЛЯ
«Добродетель посредине,
т. е. находится между двумя противоположными пороками»
Аристотель
“Virtus in medio”
Aristoteles
Каждая эпоха в истории человечества имеет свое лицо, отраженное в зеркале врачебного искусства. Эпоха Возрождения или Ренессанс, Древний Восток, Средневековье — каждая формирует анатомию человека, рассматривая его с метафизической или биологической точки зрения. Каждая формирует мышление — будь то антропоцентризм граничащий с волей Богов или научно-техническим прогрессом. Каждая формирует мораль — начиная от каннибализма и приношения Богам до правовой основы неприкосновенности индивидуума.
Античность — время, проходящее красной нитью во многих аспектах жизни современного человека. В трудноразрешимых вопросах мыслящий человек отправляется к трудам Платона, Клеарха, Диогена, Аристотеля. Каждое имя вобрало в себя мириады идей. Идей, которые формируют нас. Формируют, может быть, отчасти бессознательно, потому что слова, произнесенные из уст античных мыслителей, сегодня во многом стали нарицательными. Мы не замечаем, что так или иначе, наше сознание во многом вобрало греческую философию.
Влияние античной философии глубоко залегло в нравственные принципы многих видов деятельности. Наверное, вряд ли в случайно выбранном учебнике по какой-либо отрасли знания ни разу не будет упоминаться имя Аристотеля. Ученик Платона, он вобрал в себя многие его идеи, но в то же время выработал свою, собственную систему взглядов. Ф. Энгельс назвал Аристотеля «самой универсальной головой» среди древнегреческих философов, мыслителем, исследовавшим «существеннейшие формы диалектического мышления» Многое критикуя и открыто оппонируя своему учителю, он обозначил новую этику, этику Аристотеля.
Этические добродетели Аристотеля.
Природа добродетели такова, что ее губят и избыток, и недостаток. Добродетель для Аристотеля есть обладание серединой, а середина такова, как определяет логически верное суждение. К обладанию серединой ведет разум, приравненный философом к мудрости.
Он считал, что добродетели приобретаются людьми прижизненно, признавая, однако, наличие определенных врожденных свойств, которые раскрываются по мере взросления человека. По его мнению, природные свойства человека нуждаются в руководстве разумной части души, развитие которой осуществляется посредством образования.
Этика Аристотеля находит своё отражение и сегодня. Опередив время, она во многом задействована в современном мире, в том числе и в сфере медицины. Так какие же этические добродетели Аристотеля применимы к профессии врача?
Мужество.
“Fortiter ille facit, qui miser esse potest”.
Proverbium Latinum.
«Мужественен тот, кто сумел добрым в несчастии быть».
Латинская пословица.
«Итак, мужество (andreia) — это обладание серединой между страхом (phobos) и отвагой (tharrhe); кто излишне отважен — смельчак (thrasys), и кто излишне страшится и недостаточно отважен — трус (deilos)».
Никомахова этика, книга вторая (В), глава седьмая(VII).
Мужество для врача — стержень, который позволяет ему принимать сложные решения в ответственные моменты. Без мужества врачей больные с тяжелыми заболеваниями не находили бы лечения, а лекарства, имеющие принципиальное значение для медицины, были бы просто не найдены.
Полиомиелит — заболевание, охватившее в середине ХХ века весь мир. За 3 месяца в Нью-Йорке скоропостижно скончались более 3 тысяч человек, десятки тысяч остались парализованными, в их числе и президент США Франклин Рузвельт. В это время профессор-экспериментатор Анатолий Смородинцев привозит штаммы смертельно опасного вируса. Вакцина изготовлена, и взрослые добровольцы ее опробовали на себе. Но предназначена она маленьким детям! И полный ответ, насколько она безопасна, даст только эксперимент на детях. Где взять ребенка для испытаний? Профессор знал, насколько опасен эксперимент с вакциной полиомиелита. Но отец и дед дали согласие на эксперимент над внучкой, Еленой Смородинцевой. Впоследствии разработки А. Смородинцева позволили внести полиомиелит в список побежденных болезней.
Благоразумие.
“Nulla placida quies est, nisi quam ratio composuit”.
Proverbium Latinum.
«Один только разум может обеспечить безмятежный покой».
Латинская пословица.
«Вот оттого мы зовем и благоразумие (sapientia) «то именем, что полагаем его блюстителем рассудительности (circumspectio), а блюдет оно такое представление (о собственном и человеческом благе)»».
Никомахова этика, книга шестая (Z), глава пятая (V).
Что же представляет собой благоразумие? — В первую очередь, рассудительность. Конечно же, любое решение следует обдумывать, и, несомненно, в любом утверждении следует соблюдать осторожность. Благоразумие в этом случае есть величина, находящаяся между этими понятиями, составляющая их золотую середину. Оно предполагает принятие быстрых, но в тоже время очень взвешенных решений. Без этого невозможно ни одна, проводимая хирургом операция. Каждое действие, каждое движение руки оперирующего должно быть четко согласованно, ведь каждая ошибка может быть ценою жизни.
На мой взгляд, одним из ярчайших примеров, является Фёдор Григорьевич Углов. После начала Великой Отечественной войны на протяжении всех 900 дней блокады Ленинграда он работал в осаждённом городе хирургом, начальником хирургического отделения одного из госпиталей. Выжил, по собственному признанию, благодаря тому, что в течение месяца замещал директора госпиталя и имел обязанность снимать пробу с еды для больных на кухне. Но в то же время одним из первых в стране успешно выполнил сложнейшие операции на пищеводе, средостении, при портальной гипертензии, аденоме поджелудочной железы, при заболеваниях легких, врождённых и приобретённых пороках сердца. Г. Углов как хирург обладал уникальной хирургической техникой, нашедшей высокую оценку многих известных хирургов мира.
В одном ряду стоит Николай Михайлович Амосов, всемирно известный кардиохирург, получивший два высших образования: медицинское и инженерное. Инженерное образование натолкнуло его на мысль использования изобретенных тогда аппаратов искусственного кровообращения при сложных операциях на сердце. В 79 лет он закончил свою хирургическую практику, опасаясь того, что его физическое состояние может сказаться на результатах операций. Он вел активный образ жизни, и доказал всему миру, что человеку всё посильно. Посильно даже победить тяжелейший недуг — порок сердца.
Дружелюбие.
“Medicus amicus et servus aegrotorum est”.
Latine quote.
«Врач — друг и слуга больных».
Латинское изречение.
«Дружба — это не только нечто необходимое, но и нечто нравственно прекрасное, мы ведь воздаем хвалу дружелюбным, а иметь много друзей почитается чем-то прекрасным. К тому же некоторые считают, что добродетельные мужи и дружественные — это одно и то же».
Никомахова этика, книга восьмая (VIII), глава первая (I).
Дружелюбие одна из важнейших черт межличностного контакта пациента и врача. Что же чувствует пациент, приходя на прием к доктору? — Он ищет поддержки, помощи со стороны. Так что же он увидит, когда почувствует холодность и равнодушие? Врач обязан быть другом пациента. Качество лечения прямо пропорционально степени доверия пациента к врачу. Поэтому доктор способен положительно воздействовать на пациента с еще большим эффектом. Лечение — это процесс взаимодействия и взаимосодействия пациента и врача. Чем больше доверие, тем больше лечебный эффект, оказываемый на больного. От такого насколько развит контакт, зависит, в принципе, возможность терапии. Недаром, известно высказывание Авиценны, гласящее, что правильно начатый разговор — есть половина успешного лечения.
Ровность.
“Ipsa se velocitas implicat”.
Seneca.
«Поспешность сама себе мешает».
Сенека.
«Возможен избыток, недостаток и обладание cepeдиной в связи с гневом (orge), причем соответствующие наклонности, видимо, безымянны, и все же, называя ровным (praios) человека, держащегося в этом середины, будем называть обладание серединой ровностью (praiotes), а из носителей крайностей тот, у кого избыток, пусть будет гневливым (orgilos), и его порок — гневливостью (onsilotes), а у кого недостаток — как бы безгневным (aoigetos), и его недостаток — безгневностью (aorgesia)»
Никомахова этика, книга вторая (В), глава седьмая(VII).
Что же представляет добродетель «ровность»? — Определенно спокойствие. Оно особенно важно, ведь сохранить ум врача объективным — открыть возможность правильного решения. Процесс любой операции отражается на психики оперирующего, его эмоциональном состоянии. Что же чувствует врач, когда внезапно открываются трудности, не выявленные в процессе диагностики и существенно мешающие операции? Каково эмоциональное состояние врача, спасавшего жизнь пациента более полусуток? Именно спокойствие — то качество, от которого во многом зависит благоприятный исход операции.
А. Куприянов — советский хирург, генерал-лейтенант медицинской службы. Руководил работой специализированного госпиталя, где лежали раненые в грудь. В годы великой отечественной войны коллектив госпиталя оказывал хирургическую помощь тысячам раненых. Оставаясь одновременно главным хирургом Ленинградского фронта, П.А. Куприянов целеустремленно занимался разработкой актуальных проблем военно-полевой хирургии и хирургического лечения боевых повреждений, прежде всего органов груди. Приехавший по делам службы в осажденный Ленинград главный хирург Волховского фронта А.А. Вишневский в своем дневнике пишет, что увидел П.А. Куприянова «... как всегда спокойным, слегка улыбающимся, но сильно похудевшим». В период блокады Петр Андреевич выполнил более 60 операций у раненных в сердце.
Величавость.
“Fortiter in re, suaviter in modo”.
Latine quote.
«Жесткий на деле, мягкий в обращении».
Латинское изречение.
«В отношении к чести (time) и бесчестию (atimia) обладание серединой — это величавость (megalopsykhia), избыток именуется, может быть, спесью (khaunotes), а недостаток — приниженностью (mikiopsykhia)».
Никомахова этика, книга вторая (В), глава седьмая(VII).
С моей точки зрения, это качество должно быть присуще врачу априори. Понятие «врач» божественного происхождения. В Библии сказано: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар». Врач способен вмешивается в законы природы. Менять то, что суждено человеку. Современная медицина дарит жизнь людям, заболевания которых несовместимы с жизнью. Это возлагает особый долг на врача. Но добродетель должна проявляется не только по отношению к себе, но и пациентам. Человек, когда-либо одевший на себя медицинский халат, обязан относится к больному с особым уважением, видеть в нем равного себе.
Примеров в истории медицины достаточно. Николай Васильевич Склифосовский — знаменитейший врач, основоположник полостной хирургии, родоначальник военно-полевой хирургии. На сегодняшний день не существует ни одной области хирургии и общественной медицины, где бы не проявился талант этого ученого. Но его особая заслуга — умение располагать к себе пациентов, что позволяло у тех вызвать безграничное доверие и веру в медицину. Поэтому он не принимал ни малейшего проявления грубости или вольности по отношению к больному. Многие современники ученого описывали, что «в его клинике царила строго деловая атмосфера». Сам Склифосовский никого не унижал, не третировал, обращался всегда изысканно вежливо, подчеркивая свое уважение к человеку, независимо от занимаемого им положения. Он уделял особое внимание к внешности врача, его осанке, голосу, этикету.
Матчин А.А.
«Cлужа другим, расточаю себя;
светя другим, сгораю сам».
Латинская пословица.
“Consumor aliis inserviendo”
Proverbium Latinum.
Наверное, каждый врач отчасти обладает некоторыми вышеперечисленными добродетелями, но наиболее яркая фигура — заведующий кафедрой стоматологии и челюстно-лицевой хирурги, Матчин Александр Артемьевич. Почему именно он? Задайтесь вопросом: может ли врач, держащий в руках скальпель более сорока лет, не обладать мужественностью? Может ли человек, каждодневно оперирующий пациентов, проводя сложнейшие операции, не обладать отвагой? — Ответ очевиден. Благоразумие, присущее настоящему врачу, безусловно присутствует и в Александре Артемьевиче. Каждая операция, проведенная хирургом успешно — есть мера его ума, твердости, воли. То есть, мера быстроты и обоснованности решений. Посчитайте количество успешных операций, проведенных Матчиным А.А. — вы получите меру благоразумности этого хирурга. Дружелюбие — то качество, которое определяет его взаимоотношения с пациентом. Взаимоотношения, сопровождающие весь процесс лечения больных. Невозможно, не установив дружеский контакт с пациентом, выявить его лечение, получить желаемый результат. Пациенты — зеркало врача, отражение его деятельности. Для пациента врач — прежде всего, друг, соратник в его недуге. Если больной это чувствует, то возникает доверие к врачу, чувство благодарности. Посчитайте количество благодарных пациентов Александра Артемьевича — быть может, вы откроете в себе нового друга. Щедрость — мера ответственности врача, ответственности за свое дело, ответственности за жизнь пациентов. Бессмысленно приводить примеры, ведь человек, отдавший свою жизнь лечению больных, не нуждается в каких-либо доказательствах.
Матчин А.А. стоит монолитом в ряду многих известнейших врачей. Его качества является приоритетными для любого начинающего врача-медика. Его безусловная самоотдача, и высококлассный профессионализм должны быть ориентирами в работе будущих врачей. Его добродетели должны присутствовать в каждом. В каждом человеке, в уме которого промелькнула мысль служения людям.
Заключение.
Врач — просветитель, светоч знаний, исповедник, учитель, сострадатель, образец дружбы, взаимопомощи и бескорыстия, любви к окружающим. Он — мыслитель, философ, физик и химик, математик и литератор. Он — служитель здоровья общества. Без этого — Врача нет! Есть, в лучшем случае, ремесленник. Известный английский врач У. Ослер писал: «Практика медицины — искусство, а не ремесло. Призвание, а не коммерческое дело. Призвание, требующее от вас полной отдачи не только ума, но и сердца».
Список литературы:
- Кованов В.В. Н.В. Склифосовский / Кованов В.В. — М: Медицина, 1972. — С. 125.
- Корнетов Г.Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики: Учебное пособие. М.: АСОУ, 2007. — С. 234.
- Никомахова Этика — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://philosophy.ru/library/aristotle/nic_ethic.html (дата обращения 20.02.2014).
- Углов Федор Григорьевич — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/102765 (дата обращения 17.02.2014).