Статья:

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Конференция: XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Мальцева Г.А. ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10(16).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 69 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мальцева Галина Алексеевна
студент Российского Государственного педагогического Университета им. А.И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург
Лебедева Ирина Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Интерес к проблемам нарушения формирования письма обусловлен тем, что письмо играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

В исследованиях, посвященных проблеме дисграфии, освещено, что данная речевая патология является следствием недостаточной сформированности функциональной основы процесса письма, т. е. вербальных и невербальных высших психических функций, обеспечивающих становление данного навыка в норме [2]. К числу психических функций, лежащих в основе формирования навыка письма, относят устную речь (ее фонетико-фонематическую сторону и аналитико-синтетическую деятельность), зрительно-пространственный и слухо-пространственный гнозис, сомато-пространственные ощущения, сформированность двигательной сферы, способность к абстрактным способам деятельности, сформированность общего поведения, т. е. его регуляция и саморегуляция. Исследователями особенно подчеркивается, что становлению навыка письма препятствует совокупность нарушений указанных психических функций, потому что в этом случае сразу несколько компонентов функциональной базиса письма оказываются несформированными или нарушенными [1; 4].

По мнению ряда исследователей, сформированность устной диалогической и монологической речи дошкольников является необходимым компонентом, в структуре их готовности к овладению письменной речью. Вместе с тем, дошкольники с ОНР демонстрируют отставание от нормально развивающихся сверстников как в овладении умениями в диалогической речи, так и в формировании навыков монологической речи [3].

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выявления нарушения формирования предпосылок письменной речи у дошкольников. Для решения данной проблемы необходимы технологии диагностики, направленные на выявление дошкольников «группы риска» по возникновению нарушений письма. Комплексный характер диагностики необходимо обеспечить исследованием как вербальные, так и невербальные функции, лежащие в основе формирования навыка письма. Таким образом, создание научно обоснованных комплексных методик диагностики, направленных на выявление детей группы риска по возникновению нарушения формирования письма на сегодняшний день отвечает потребностям практики дошкольных образовательных учреждений. Это определило проблему нашего исследования и поставило перед нами вопрос: каким образом можно выявить у ребенка предрасположенность к дисграфии до начала обучения грамоте?

Для ответа на этот вопрос нами было проведено исследование, цель которого заключалась в исследовании состояния устной речи и ряда невербальных психических функций, обеспечивающих письмо. Гипотеза исследования состояла в предположении, что дети с общим недоразвитием речи представляют собой неоднородную группу по характеру сформированности вербальных и неречевых предпосылок овладения письмом. Учёт этих особенностей в логопедической работе с дошкольниками позволит оптимизировать процесс профилактики нарушений письменной речи у данной категории детей.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа. На подготовительном этапе осуществлялся подбор методик экспериментального изучения и уточнения научно-теоретических основ исследования.

На основном этапе была проведена индивидуальная диагностика. В состав экспериментальной группы входили дети в возрасте 6 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития, стертая дизартрия. Контрольную группу составили дети седьмого года жизни, посещающие общеобразовательное дошкольное учреждение.

На заключительном этапе проводился анализ результатов, их обобщение и формулировка выводов.

Изучение материалов исследования позволило обнаружить значительные качественные и количественные расхождения данных, полученные в разных группах дошкольников.

Анализ анамнестических данных позволил выявить ряд особенностей, встречающихся у детей экспериментальной группы. Так, в анамнезе большинства детей имелась асфиксия в родах, токсикоз матери во время первой половины беременности, осложненные роды. Задержка раннего психомоторного развития отмечена у 40 % детей. У всех детей отмечена общая соматическая ослабленность, частые простудные и инфекционные заболевания. У 60 % детей отмечались особенности эмоционально-волевой сферы, а именно повышенная двигательная активность, сниженная работоспособность и концентрация внимания, быстрая утомляемость и повышенная отвлекаемость. В то время как у детей контрольной группы неблагоприятные факторы пренатального, натального и постнатального периода развития проявлялись значительно реже, так, только 20 % продемонстрировали общую соматическую заболеваемость и частые простудные заболевания, 10 % имеют патологию в родах, 30 % имеют повышенную двигательную активность.

Изучение неречевых психический функций показало, что дети экспериментальной группы хуже справляются с заданиями направленными на диагностику зрительной и речеслуховой памяти (70 % детей получили низкие оценочные баллы), концентрацию внимания (40 % детей имеют нарушение концентрации внимания), зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса (лишь 50 % справились с заданием), сомато-пространственных ощущений (70 % не смогли справиться с заданием). Ошибки выполнения заданий в контрольной группе были единичные. При обследовании зрительной и речеслуховой памяти (50 % детей успешно справились с заданием), концентрацию внимания (лишь 10 % детей имеют значительное нарушение концентрации внимания), зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса (70 % детей справились с заданием), сомато-пространственных ощущений (70 % детей удачно справились с заданиями).

При изучении устной речи было выявлено, что дети контрольной группы имеют меньший процент нарушений, чем дети экспериментальной группы. У всех дошкольников экспериментальной группы наблюдаются нарушения произношения нескольких групп звуков по типу искажения, замены, смешения; многие звуки не автоматизированы в речи (100 % детей). Часто звуки, которые дети умеют говорить изолированно, недостаточно четко звучат в речи. У дошкольников контрольной группы наблюдаются единичные нарушения звукопроизношения мономорфного характера (20 % детей).

Обобщая полученные данные, систематизируя характер допущенных ошибок, мы выделили три подгруппы детей по состоянию вербальных и невербальных психических функций, обеспечивающих процесс письма в норме:

I подгруппу составили дети с сохранными неречевыми и речевыми психическими функциями, не имеющие предрасположенность к дисграфии. Эту группу составили 5 детей из контрольной группы и 1 ребенок из экспериментальной группы.

II подгрупп у составили дети имеющие предрасположенность к дисграфии, из-за несформированности у них определенных неречевых психических функций. Эту группу составили 3 ребенка контрольной группы и 5 детей экспериментальной группы.

III подгрупп у составили дети группы риска по возникновению дисграфии, у которых не сформированы речевые и неречевые предпосылки письма. Эту группу составили 2 ребенка контрольной группы и 4 ребенка экспериментальной группы.

Интересно, что среди детей с нормальным речевым развитием нет детей с предрасположенностью к аграмматической дисграфии, среди детей же с ОНР предрасположенность к этому виду дисграфии продемонстрировали 10 % детей. Предрасположенность к оптической дисграфии продемонстрировали 40 % детей экспериментальной группы и 20 % детей контрольной группы. Предрасположенность к дисграфии на почве фонемного нераспознавания у детей с ОНР в 4 раза больше. Это обусловлено выраженным нарушением фонетико-фонематических функций. Предрасположенность к артикуляторно-акустической дисграфии составляет 60 % детей с ОНР, что в 3 раза больше, чем у детей с нормальным речевым развитием. У 2 детей контрольной группы есть нарушение слухопроизносительной дифференциации фонем, что позволило нам предположить предрасположенность к этому виду дисграфии. Предрасположенность к дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза равно 70 % детей с ОНР.

Результаты исследования показывают, что дети, имеющие даже неярко выраженные нарушения речевых и неречевых психических функций могут попасть в группу риска по возникновению нарушений письменной речи той или иной формы. Это подтверждает необходимость технологий диагностики (как при нормальном, так и при нарушенном речевом развитии), что позволит выявить детей «группы риска» по возникновению нарушения письменной речи, а также своевременно корригировать нарушенные звенья речевой системы.

 

Список литературы:

  1. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Яковлевой Н.Н. СПб.: КАРО, 2007. — 208 с.
  2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с.
  3. Лебедева И.И. Развитие диалогической речи дошкольников в логопедической работе. Логопедия XXI века: традиции и новации. Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием. — Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2012, С. 170—174.
  4. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов — М.: АРКТИ, 2005. — 400 с.
  5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2000. — 304 с.