Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ

Конференция: XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Мальцева Д.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10(16).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ

Мальцева Диана Николаевна
студент Чайковского государственного института физической культуры, РФ, г. Чайковский
Батакова Наталья Владимировна
научный руководитель, , доц. Чайковского государственного института физической культуры, РФ, г. Чайковский

 

Наблюдающийся в последние годы активный рост национального самосознания вызвал у народов нашей страны повышенный интерес к своей истории и традиционной культуре. Этнокультура каждого народа имеет свой уникальный пласт материальных и духовных ценностей, который содержит мощный воспитательный потенциал для развития и формирования полноценной личности. Признание приоритета этнокультуры и общечеловеческих ценностей требует поиска новых способов и возможностей включения в эту область детей разного возраста, в период формирования личности.

Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом, является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Воспитание сохраняет своё значение вне зависимости от экономических и других трудностей. Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших доброту, отзывчивость, чувство любви к своему народу. Отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе приводит к понижению благородства, добродетельности, великодушия, в то время как сохранение народной культуры — это основа нравственного здоровья любого общества.

Благодаря своему разнообразию народные традиции представляют интерес не только с историко-культурной, но и с педагогической точки зрения. Освоение и осмысление основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина.

Осмысление ценностей народной культуры, формирование национального самосознания невозможно без знания этнокультурных процессов, национальных аспектов, которые во многом воздействуют на русскую национальную культуру. В силу субъективных и объективных причин социального, экономического, духовного существования социума, сегодня встал вопрос о кардинальном изменении самой структуры духовного отражения, в первую очередь в системе обучения и воспитания подрастающего поколения.

Развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни этноса, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом [1]. Ребенок автоматически включается в это пространство по случаю своего рождения. Но для того, чтобы произошло становление его личности, формирование его самосознания как носителя и продолжателя национальной культуры, представителя определенной человеческой общности, как субъекта собственной жизнедеятельности необходимо внедрять этнокультурный компонент в обучение и воспитание учащихся.

Задачами преподавания этнокультурного компонента является формирование у учащихся целостной картины прошлого и настоящего родного края, приобщение к историко-культурным ценностям, воспитание уважения к своей этнической группе на основе краеведческой работы.

Образовательный процесс, опирающийся на традиции и ценности этнокультурного компонента, предполагает единство учебно-воспитательного процесса во всех сферах: в обучении, во внеурочной деятельности, в социуме и в семье.

Воспитывающее значение этнокультуры связано не только с возможностью трансляции общечеловеческих и национальных ценностей, но и с вероятностью включения в многомерность и неоднозначность мира. Культура входит в систему личностных представлений и потребностей, она позволяет решать проблемы учебно-воспитательного процесса наиболее гармонично. Мир этнокультуры открывает детям нравственные ценности русского народа: милосердие, трудолюбие, любовь к природе, родной земле. Народная культура воплощена в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, традициях, обычаях, в предметах быта, ремеслах. Обращение к этнокультуре предоставляет ребенку возможность познать себя с помощью разных ролей и видов деятельности: пения, танцев, рисования, лепки, игры, приема гостей, приготовления пищи и т. д., тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребенка, а также формированию навыков межличностного общения [2].

Выявляя образовательно-воспитательные задачи занятий по этнокультуре, следует подчеркнуть, что традиционная культура и фольклор на них не являются самоцелью, это средство обучения и воспитания ученика. Так, навыки народного пения с особой манерой звукоизвлечения для детей города не обязательны, но они укрепляют голосовой аппарат, дают экспериментальные сведения о народной музыкальной речи; умение отгадывать святочные загадки не самоцель, но развивает фантазию и мышление, дает представление о структуре жанра. Выполнение обрядов нелепо для настоящего времени, но актуален смысл обряда как особой, игровой, смоделированной жизненной ситуации. Смысл занятий не в повторении народных обрядов, а в том, чтобы через движение, звук, цвет, композицию приобщить учащихся к духовной энергии, переживаниям, заложенным в произведениях народного искусства.

В содержании учебного процесса формирование личности младших школьников средствами этнокультуры осуществляется через:

  • гуманитарные предметы школьного учебного плана, формирующие национальное самосознание;
  • предметы этнокультурного школьного компонента, позволяющие углубленно изучать культурные традиции народа, воспитывать народность, гражданственность, патриотизм;
  • выбор тем в содержании предмета с целью усиления его патриотического и духовного потенциала;
  • концепцию преподавания истории, литературы, русского языка, искусства, трудового обучения;
  • интеграцию и координацию в учебном процессе;
  • внедрение новых образовательных систем.

В воспитательной работе этнокультура в обучении и воспитании учащихся реализуется через:

  • патриотическое и духовно-нравственное воспитание, направленное на формирование ценностей, а также на возрождение исторической памяти и преемственности;
  • этнокультурный компонент воспитательной системы, способствующий приобщению учеников к народной культуре;
  • закрепление и развитие сложившихся в школе традиций;
  • опору на образовательные традиции русской педагогики;
  • развитие системы классного самоуправления, отношений в коллективе на принципах товарищества, заботы старших о младших;
  • разработку новых воспитательных технологий.

Как мы уже выяснили, современная школа нуждается во внедрении этнокультурного компонента в обучение и воспитание учащихся. Ведь благодаря этому происходит приобщение детей к ценностям культуры, а также создаются условия для становления высокообразованной личности, владеющей этнической и общероссийской культурой. Поэтому нами было разработано внеклассное занятие по ОБЖ с этнокультурным компонентом для учащихся четвертого класса. Данное занятие направлено на гражданско-патриотическое воспитание детей, а именно на формирование основ патриотизма, воспитание бережного отношения к природе, знакомство с народной культурой, ее историей и развитием.

Ежегодно 17 февраля в Пермском крае отмечается день Коми-Пермяцкого языка и проводится целая декада мероприятий, помогающих сохранению и развитию культуры коми-пермяцкого народа. Именно в рамках этой декады мы провели внеклассное занятие «Россия, Пермский край, Коми-Пермяки».

Занятие состояло из работы по карте Российской Федерации и Пермского края, изучения герба Пермского края, сообщений ребят о самобытной культуре, фольклоре и быте коми-пермяков, игр на коми-пермяцком языке, а также просмотра видеоролика о жизни коми-пермяков.

Проведенное внеклассное занятие с этнокультурным компонентом для учащихся четвертого класса способствовало формированию чувства патриотизма как к нашей стране, так и к Коми-Пермяцкому округу. Дети узнали много нового о своей родной культуре, обычаях, традициях и образе жизни соотечественников. Ребятам очень понравилось занятие, они с интересом слушали, отвечали на поставленные вопросы, принимали активное участие в обсуждениях. Мы почувствовали, что у учащихся возникла потребность к более глубокому изучению истории Отечества, края и города в котором они живут.

Таким образом, внедрение этнокультурного компонента в обучение и воспитание подрастающего поколения позволяет педагогам раскрыть истоки становления и развития социокультурного пространства своей родины, заложить основы эмоционально-нравственного отношения учащихся к истории и культуре своего этноса, значимость смысла жизни для саморазвития и самореализации человека. Благодаря таким особенностям, как изменчивость, инертность и преемственность, возможна передача основных ценностей в воспитании от одного поколения к другому с учетом изменившихся социально-политических, социально-экономических условий, позитивного восприятия своего исторического прошлого, отыскания глубинных смыслов общественного бытия через осмысление собственных национальных корней и возрождение лучших народных традиций. Такой подход формирует личность средствами этнокультуры, предполагает создание образовательной среды, в которой обучающиеся усваивают родную культуру и язык, и в то же время такое содержание образования выводит человека в мировое культурное пространство.

 

Список литературы:

  1. Кучегура М.А. Этнокультурный компонент в структуре и содержании начального образования: Начальная школа. № 11, 2004. — 106 с.
  2. Садохин А.П. Этнология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гардарики, 2006. — 287 с.