МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Секция: 8. Физическая культура
XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бег — это одно из самых простых занятий, которое позволяет поддерживать организм в необходимом тонусе. Для детей школьного возраста это еще и способ «разрядки», «выброса» накопившейся энергии. У детей школьного возраста идет сложный психологический и физиологический этап становления, поэтому в этот период чрезвычайно важно не перегрузить ребенка. Тренер должен внимательно смотреть за тем как развивается, какие ощущения испытывает человек после, до и во время тренировки. Цель всего тренировочного процесса — это создание гармонично развитой личности. Это и есть самая трудная и сложная задача тренера. Подчеркну, что выше сказано «гармонично развитой личности», ведь психологическое становление в этом возрасте играет существенную роль и скажется на все дальнейшей жизни человека.
Основной акцент в тренировках должен быть направлен на развитие сердечно-сосудистой системы, предотвращение развития мышечного дисбаланса, то есть формирование «правильной мускулатуры», на развитие координационных способностей, скоростно-силовых качеств. При этом тренировочный процесс должен носить преимущественно игровой характер. Это необходимо для того чтобы нервная система ребенка не перегружалась выполнением однообразной работы.
Развитие сердечно-сосудистой системы.
По-моему мнению, развитие сердечно-сосудистой системы является первоочередной задачей не только в лёгкой атлетике, но и в любом другом виде спорта. Это «фундамент» всей дальнейшей подготовки. Без мощного, здорового сердца невозможно добиться успехов ни в каком виде спорта. Основные средства для его развития это кросс, езда на велосипеде, плавание, футбол, баскетбол и другие игры. В играх с мячом помимо функциональной «сердечной» подготовки у ребенка развивается координация, способность быстро мыслить, быстро принимать решения в нестандартных ситуациях. При построении тренировочного процесса тренер не должен зацикливаться на какой-то определённой манере тренировки. Оптимальным является грамотное варьирование видов нагрузки. Здесь хотелось бы отметить одну важную деталь, что организм каждого человека индивидуален. При одной и тои же работе сердце у более подготовленного бьется с частотой 120—130 уд./мин., а у другого «менее одаренного» 170—180 уд./мин. Понятно, что сердце одного здесь тренируется, а другого «умирает». Поэтому считаю, что в кроссовой, функциональной подготовке необходимо применение электронных пульсометров. С помощью них спортсмен сам сможет контролировать собственный пульс, и, в целом, эффективность тренировки повышается.
Формирование «правильной мускулатуры».
Под термином «правильная мускулатура» понимается гармоничное развитие всех мышечных групп. Если у спортсмена нет мышечного дисбаланса, то и нет значительных нагрузок на определенные участки опорно-двигательного аппарата и, как следствие, нет травм. Для детей подросткового возраста оптимальным в тренировке является применение общих физических упражнений (ОФП): подтягиваний на турнике, отжиманий, приседаний с собственным весом или с легким партнером на плечах, упражнения «лягушка», выпадов, упражнений на пресс, упражнения «лодочка». Основная цель — создание мышечного корсета, поддерживающего позвоночник в правильном положении, укрепление и развитие мышц всего тела. По-моему мнению, применение в тренировке ОФП является лучшей профилактикой развития остеохондроза. Хотелось бы отметить, что в тренировке такого типа важно соблюдать правильную технику выполнения упражнений, контролировать определённый отдых между подходами, иначе работа пройдёт в «холостую». В школьном возрасте идет сложный процесс формирования всего организма, опорно-двигательного аппарата, поэтому применение штанги, больших отягощений недопустимо. Применение в тренировке гирь и гантель небольших и средних весов приемлемо и, в большей степени, зависит от функционального состояния и подготовки спортсмена.
Развитие скоростно-силовых способностей.
Основной принцип воспитания скоростно-силовых способностей у детей — комплексный метод тренировки, то есть систематическое применение подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также специальных подготовительных упражнений. Упражнения должны выполняться, как правило, в виде серий.
Основными методами воспитания скоростно-силовых качеств у юных спортсменов является: метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений без отягощений; метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений с отягощениями малого и среднего веса; метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц.
Основными средствами скоростно-силовой подготовки в занятиях с подростками являются прыжки, бег на короткие дистанции, метания, упражнения с небольшим отягощением, спортивные игры, акробатические упражнения, динамические упражнения на гимнастических снарядах [3].
Высокий уровень развития скоростно-силовых-качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени. Скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты [1].
Из всех методов развития скоростно-силовых способностей нужно отметить метод круговой тренировки, как один из тех, которые, по мнению многих авторов, дает самый качественный прирост показателей и способствует совершенствованию техники в избранном виде соревновательных упражнений [1; 2].
Исследования подтверждают эффективность круговой тренировки даже при использовании ее в 50 % уроков. Там, где она внедрена, у детей значительно повышается уровень развития силы, возрастает динамометрия правой и левой кисти, как у юношей, так и у девушек, увеличивается становая сила. Анализ изменений физической подготовленности позволяет также отметить эффективное влияние круговой тренировки на улучшение статической силовой выносливости и быстроты движений.
Восстановление: сон, правильное питание, закаливание.
Восстановление — это часть тренировочного процесса. Чтобы нагрузка усваивалась организмом, ему надо давать время на отдых. Для подростков оптимальное количество тренировок в неделю — 2—3. Полноценный сон, правильное питание, регулярные закаливающие процедуры — это факторы восстановления. Считается, что самый здоровый сон — это 8—9 часов, но подчеркну, что каждый человек индивидуален и одному, чтобы выспаться, этого времени хватает, а другому нет. Рацион спортсмена, тем более растущего организма, должен содержать оптимальное количество белков, жиров и углеводов. Предпочтение стоит отдать горячему супу, курице, салатам из свежих овощей, различным кашам, молоку, творогу, яйцам, фруктам. Закаливающие процедуры улучшают способность организма бороться с инфекциями, усиливают иммунитет. К этим процедурам относят: обливание холодной водой, солнечные, воздушные ванны, обтирание полотенцем.
Заключение.
В заключение хочется сказать, что процесс формирования «здорового человека» очень трудоемкая задача, особенно в наше время. Плохая экология, вредные привычки, неправильное питание, значительные нагрузки губительно сказываются на здоровье подрастающего поколения. Поэтому регулярные занятия спортом, а в особенности лёгкой атлетикой, должны стать неотъемлемой частью образа жизни современной молодежи.
Список литературы:
- Журнал Физкультура и спорт. А.И. Пьязин \\ Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств, № 4, 1995.
- Зубченко А.А. Круговая тренировка на уроках. Журнал «ФК в школе» № 5,1987.
- Комплексная программа для 1—11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств, М.: Физкультура и спорт, 1993.