Статья:

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Синицын М.А. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10(16).pdf (дата обращения: 04.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Синицын Максим Анатольевич
cтудент Тамбовского государственного технического университета, РФ, г. Тамбов
Гриднев Валерий Алексеевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. Тамбовского государственного технического университета, РФ, г. Тамбов

 

Бег — это одно из самых простых занятий, которое позволяет поддерживать организм в необходимом тонусе. Для детей школьного возраста это еще и способ «разрядки», «выброса» накопившейся энергии. У детей школьного возраста идет сложный психологический и физиологический этап становления, поэтому в этот период чрезвычайно важно не перегрузить ребенка. Тренер должен внимательно смотреть за тем как развивается, какие ощущения испытывает человек после, до и во время тренировки. Цель всего тренировочного процесса — это создание гармонично развитой личности. Это и есть самая трудная и сложная задача тренера. Подчеркну, что выше сказано «гармонично развитой личности», ведь психологическое становление в этом возрасте играет существенную роль и скажется на все дальнейшей жизни человека.

Основной акцент в тренировках должен быть направлен на развитие сердечно-сосудистой системы, предотвращение развития мышечного дисбаланса, то есть формирование «правильной мускулатуры», на развитие координационных способностей, скоростно-силовых качеств. При этом тренировочный процесс должен носить преимущественно игровой характер. Это необходимо для того чтобы нервная система ребенка не перегружалась выполнением однообразной работы.

Развитие сердечно-сосудистой системы.

По-моему мнению, развитие сердечно-сосудистой системы является первоочередной задачей не только в лёгкой атлетике, но и в любом другом виде спорта. Это «фундамент» всей дальнейшей подготовки. Без мощного, здорового сердца невозможно добиться успехов ни в каком виде спорта. Основные средства для его развития это кросс, езда на велосипеде, плавание, футбол, баскетбол и другие игры. В играх с мячом помимо функциональной «сердечной» подготовки у ребенка развивается координация, способность быстро мыслить, быстро принимать решения в нестандартных ситуациях. При построении тренировочного процесса тренер не должен зацикливаться на какой-то определённой манере тренировки. Оптимальным является грамотное варьирование видов нагрузки. Здесь хотелось бы отметить одну важную деталь, что организм каждого человека индивидуален. При одной и тои же работе сердце у более подготовленного бьется с частотой 120—130 уд./мин., а у другого «менее одаренного» 170—180 уд./мин. Понятно, что сердце одного здесь тренируется, а другого «умирает». Поэтому считаю, что в кроссовой, функциональной подготовке необходимо применение электронных пульсометров. С помощью них спортсмен сам сможет контролировать собственный пульс, и, в целом, эффективность тренировки повышается.

Формирование «правильной мускулатуры».

Под термином «правильная мускулатура» понимается гармоничное развитие всех мышечных групп. Если у спортсмена нет мышечного дисбаланса, то и нет значительных нагрузок на определенные участки опорно-двигательного аппарата и, как следствие, нет травм. Для детей подросткового возраста оптимальным в тренировке является применение общих физических упражнений (ОФП): подтягиваний на турнике, отжиманий, приседаний с собственным весом или с легким партнером на плечах, упражнения «лягушка», выпадов, упражнений на пресс, упражнения «лодочка». Основная цель — создание мышечного корсета, поддерживающего позвоночник в правильном положении, укрепление и развитие мышц всего тела. По-моему мнению, применение в тренировке ОФП является лучшей профилактикой развития остеохондроза. Хотелось бы отметить, что в тренировке такого типа важно соблюдать правильную технику выполнения упражнений, контролировать определённый отдых между подходами, иначе работа пройдёт в «холостую». В школьном возрасте идет сложный процесс формирования всего организма, опорно-двигательного аппарата, поэтому применение штанги, больших отягощений недопустимо. Применение в тренировке гирь и гантель небольших и средних весов приемлемо и, в большей степени, зависит от функционального состояния и подготовки спортсмена.

Развитие скоростно-силовых способностей.

Основной принцип воспитания скоростно-силовых способностей у детей — комплексный метод тренировки, то есть систематическое применение подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, а также специальных подготовительных упражнений. Упражнения должны выполняться, как правило, в виде серий.

Основными методами воспитания скоростно-силовых качеств у юных спортсменов является: метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений без отягощений; метод повторного выполнения скоростно-силовых упражнений с отягощениями малого и среднего веса; метод упражнения, выполняемого при смешанном режиме работы мышц.

Основными средствами скоростно-силовой подготовки в занятиях с подростками являются прыжки, бег на короткие дистанции, метания, упражнения с небольшим отягощением, спортивные игры, акробатические упражнения, динамические упражнения на гимнастических снарядах [3].

Высокий уровень развития скоростно-силовых-качеств положительно сказывается на физической и технической подготовленности занимающихся, на их способности к концентрации усилий в пространстве и во времени. Скоростно-силовые нагрузки более разносторонне и эффективно, чем просто скоростные или силовые нагрузки, адаптируют организм к выполнению работы, создавая предпосылки для роста не только силы, но и быстроты [1].

Из всех методов развития скоростно-силовых способностей нужно отметить метод круговой тренировки, как один из тех, которые, по мнению многих авторов, дает самый качественный прирост показателей и способствует совершенствованию техники в избранном виде соревновательных упражнений [1; 2].

Исследования подтверждают эффективность круговой тренировки даже при использовании ее в 50 % уроков. Там, где она внедрена, у детей значительно повышается уровень развития силы, возрастает динамометрия правой и левой кисти, как у юношей, так и у девушек, увеличивается становая сила. Анализ изменений физической подготовленности позволяет также отметить эффективное влияние круговой тренировки на улучшение статической силовой выносливости и быстроты движений.

Восстановление: сон, правильное питание, закаливание.

Восстановление — это часть тренировочного процесса. Чтобы нагрузка усваивалась организмом, ему надо давать время на отдых. Для подростков оптимальное количество тренировок в неделю — 2—3. Полноценный сон, правильное питание, регулярные закаливающие процедуры — это факторы восстановления. Считается, что самый здоровый сон — это 8—9 часов, но подчеркну, что каждый человек индивидуален и одному, чтобы выспаться, этого времени хватает, а другому нет. Рацион спортсмена, тем более растущего организма, должен содержать оптимальное количество белков, жиров и углеводов. Предпочтение стоит отдать горячему супу, курице, салатам из свежих овощей, различным кашам, молоку, творогу, яйцам, фруктам. Закаливающие процедуры улучшают способность организма бороться с инфекциями, усиливают иммунитет. К этим процедурам относят: обливание холодной водой, солнечные, воздушные ванны, обтирание полотенцем.

Заключение.

В заключение хочется сказать, что процесс формирования «здорового человека» очень трудоемкая задача, особенно в наше время. Плохая экология, вредные привычки, неправильное питание, значительные нагрузки губительно сказываются на здоровье подрастающего поколения. Поэтому регулярные занятия спортом, а в особенности лёгкой атлетикой, должны стать неотъемлемой частью образа жизни современной молодежи.

 

Список литературы:

  1. Журнал Физкультура и спорт. А.И. Пьязин \\ Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств, № 4, 1995.
  2. Зубченко А.А. Круговая тренировка на уроках. Журнал «ФК в школе» № 5,1987.
  3. Комплексная программа для 1—11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств, М.: Физкультура и спорт, 1993.