Статья:

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДАХ И ПРАЗДНИКАХ

Конференция: XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Башкирова Д.Г. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДАХ И ПРАЗДНИКАХ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10(16).pdf (дата обращения: 25.11.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ КАЛЕНДАРНЫХ ОБРЯДАХ И ПРАЗДНИКАХ

Башкирова Джанетта Геннадьевна
студент ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств», РФ, г. Смоленск
Дорогонько Зоя Васильевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств», РФ, г. Смоленск
 

С большим удовольствием в праздничные дни собирается огромное количество людей под открытым небом. Следование народным традициям и обычаям, выполнение обрядов объединяет людей в группы по интересам и проявлению своих талантов, способствует возникновению импровизации, мотивирует к пению, танцам, состязаниям, конкурсам, массовым играм и хороводам. В праздниках, в народном праздничном проявлении люди ощущают себя как единое целое, как носителей культуры своего региона, своей страны, как представителей определенной национальности, которой присущи отличительные особенности и различия в традициях, обрядах, обычаях. В массовых гуляньях, как в городе, так и сельской местности все участники представляют нацию, народ в целом своей страны. Люди раскрепощаются, становясь не только зрителями, но и активными участниками праздничного действа. Народные праздники — это давнее народное наследие наших предков, из глубины веков явившееся нам. Многие детали забыты и истерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Поэтому по крупицам собираем все, что связано с обычаями и обрядами нашего народа, стараемся возобновить, преумножить, дополнить своими современными традициями. Радует, что все чаще и чаще мы возвращаемся и обращаемся к истории возникновения и существования народного праздника, пытаемся осмыслить, исследовать, сделать определенные выводы о том, что народный праздник — это многогранный источник духовного и эстетического развития людей.

Культура народного праздника способствует воспитанию, как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами.

Таблица 1.

Характеристика традиционных празднеств

Период времени

Главная характеристика обрядового действия

В древние времена

  не было деления на артистов и публику

  каждый участник был задействован

  состояние пассивности не одобрялось

  праздник — социальный механизм укрепления национальной сплоченности

Современность

  деление на организаторов, ведущих, артистов и публику

  состояние большинства участников праздника — сторонние наблюдатели праздничного действа

  праздник — дополнительный день отдыха, отмеченный в календаре

 

Таблица 2.

Календарно-обрядовые традиции в разные периоды времени


Старый вариант


Современный вариант


Праздник зимнего солнцеворота — Коляда, Новый год


Новый год: колядки

 


Масленица


Проводы русской зимы


Праздник Герасима Грачевника и сорока мучеников


Праздник прилета птиц (отмечается, в основном, детьми)


Выход в поле, первая запашка


Праздник первой борозды


Семицко-троицкие праздники, проводы Ярилы


Праздник русской березки; к этой группе близко примыкают праздники цветов


Купальская неделя


Праздник Ивана Купалы


Зажиночные и дожиночные праздники


Праздники урожая

 


Осенние посиделки: «капустки», «супрядки»


Осенние помочи

 

Таблица 3.

Художественные элементы в старых календарных и современных народно-традиционных праздниках


Календарные народные праздники

Старый вариант


Народно-традиционные праздники

Современный вариант


Действа, связанные с огнем


  светящаяся звезда на Коляду

  прогон скота через костры с целью очищения на Новый год

  прыгание через масленичные костры.


  костры на Ивана Купалу

  масленичные костры

  сожжение чучела зимы

  новогодние свечи

  купальские свечи на воде

  факельный огонь от вечного огня в семейных праздниках.


Действа, связанные с водой


  «Молчаливая вода» в крещенско-новогодних обрядах

  очищение водой в ивановскую ночь

   вода при крещении детей.


  купание и обливание водой в летних днях молодежи

  обливание Засухи в празднике Русской березки.


Действа, связанные с растительностью


  украшение елки — зимой, березы — летом, снопа — осенью

  поиски сон-травы, папоротника, иван-чая в Ивановскую ночь, спуск венков на воду и прочие.


  украшение новогодней елки, вербы в купальских праздниках, завязывание ленточек березку, плетение венков на ивановскую ночь, культ цветов в праздниках цветов, тополя, снопа.

 

Сегодня возрастает значимость духовного возрождения культурно-досуговой среды в стиле народных традиций, информационно-культурного, эмоционального и эстетического «потребления» как важных факторов, которые учитываются в программах создания данной культурной среды. Это расширяет рамки традиционного функционализма, так как, включая в понятие функций осуществление духовной деятельности, связанной с восприятием культурно-досуговой среды, с постижением и формированием эстетических и этических ценностей, специалист учреждения культуры различает и внутренние специфические функции разных типов учреждении культуры. Но если в давние времена праздники проводились спонтанно, без сценария, ведущего, где каждый знал последовательность обрядовых действий, свою роль в участии, то в современный период организатор, как правило, это работник культурно-досугового учреждения, пытается восстановить утраченную цепочку ценностей и привлечь население к массовым празднествам, собирая по крупицам утраченное временем, приближая к оригиналу. Через систему обычаев и традиций народ воспроизводит свою духовную культуру, составляющую основу народной культуры, а празднично-обрядовая культура — это неотъемлемый элемент народной культуры, который несет на себе региональный оттенок.

Целью культурно-досугового учреждения является полное собрание и передача традиций из поколение в поколение, так как они несут в себе не только огромную эмоциональную нагрузку, но и играют воспитательную роль, так как русский народ всегда свято чтил и хранил свои традиции, а ритуалы и их фольклорное сопровождение — это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта. Традиции — часть истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.

В сфере следования народным традициям в настоящее время наметился ряд положительных направлений:

  разрабатываются проекты привлечения населения к народным традициям и обрядам с целью возрождения народной культуры

  создаются сценарии для проведения массовых празднеств в духе национально-культурных традиций

  происходит ознакомление детских коллективов с обычаями и ритуалами русской культуры.

Социальная сущность народного праздника в том, что он предоставляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества и его идеалы. Праздник является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах. Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней. Но речь идет не только о народных праздниках в масштабе страны, города, района, села, но и о праздничных традициях каждого коллектива, о тех традиционных праздниках, которые входят в личный быт каждого человека и становятся важным моральным фактором расширения культурно-досугового пространства. В этом отношении большие резервы имеются у организаторов праздников в детских школах искусств. Поэтому праздничное оформление труда, яркий праздничный показ образца — это важнейшая задача культурно-образовательной работы сегодня. Таким образом, организацию народного праздника можно рассматривать как особый вид социально-культурного действия народных масс в часы досуга. Сам праздник представляет как момент отдыха, так и переключение эмоциональной разрядки. Сочетание в празднике различных форм самовыражения масс с восприятием ими зрелища выражает сущность праздника.

Разнообразные виды искусства присущи каждому празднику, такие как музыка, живопись, литература, театр. Также и народные праздники включают в себя, помимо всех видов искусств, еще и обычаи, как общепринятый порядок, образ действий, общепринятая норма поведения, средство сохранения и передачи опыта, и обряды как особое коллективное символическое, образное действо.

Функции праздника:

  торжественное обновление жизни

  коммуникативная и регулятивная

   эмоционально-психологическая

  нравственно-воспитательная.

С годами праздники наполнялись новыми религиозными представлениями. Праздники вошли в повседневную жизнь людей и имели для них культурное значение, на основании исследований многих ученых сделан вывод, что праздники относятся к первоначальным формам досуговой деятельности.

Народные праздники издревле связаны с природой, с земледельческим и скотоводческим календарем. История и культура народов повлияли на специфику праздников, придали им особый оттенок, отражающий сложившиеся устои жизни и быта народа, составляющих национальную культуру каждого народа.

Главная задача культурно-досугового учреждения — приобщать население к незаслуженно забытым традициям, знакомить с обычаями и обрядами наших предков, способствовать самопроявлению и самовыражению в праздничной обстановке, воспитывать эстетические чувства.

Последним весенним праздником в календарном цикле земледельческой обрядности была Троица. Этот праздник воспринимался народом, как переломный момент не только в природе, но и в сельскохозяйственных работах, так как этот период приходился на завершение пахоты и посевной, переход от весны к лету. Святая Троица — один из древних праздников, история празднования которой исчисляется тысячелетиями. Сегодня она тоже отмечается широко. Праздник Троица появился задолго до возникновения Христианства.

 

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/774/87774155_3517075_75183491_0_2ce96_bc84dabc_XL.jpg

Рисунок 1. Хоровод на Св. Троицу

 

Наши предки издревле праздновали его, в этот день они украшали свои жилища и подворье, входы в них зелеными ветками разных лиственных пород деревьев. Эта зелень считалась своеобразным оберегом, защищавшим людей и домашних животных от злых духов. В Троицкий день пастухи плели венки из зеленых ветвей деревьев и раздавали их селянам, венки символизировали святую животворящую защитную силу.

Традиции праздника дошли до наших дней, но они отличаются лишь тем, что пол домов и церквей не устилается травой, как это было раньше в древней Руси.

 

Сусанин / 12 тысяч человек приняли участие в праздновании Дня Святой Троицы в Удмуртии

Рисунок 2. Убранство церкви на Св. Троицу

 

На Святую Троицу, как и сто лет назад, водят хороводы, завязывают разноцветные ленточки на березке, пекут пироги, устраивают веселые игрища.

В культурно-досуговом учреждении ДК «Энергетик» п. Озерный, директором которого является А.В. Бабтенков, выпускник Смоленского государственного института искусств, был организован фольклорный праздник «Люблю березку русскую», посвященный празднованию Святой Троицы, с участием детей и взрослых.

Праздничный зал согласно традициям был ярко украшен зелеными ветвями разнообразных деревьев, разноцветными венками, детскими картинами и иллюстрациями, поделками из природного материала — все это олицетворяло красоту природы родного края, в центре зала стояла русская красавица березка.

Дети, наряженные в народные костюмы: яркие сарафаны и косоворотки, под русскую хороводную мелодию вошли в зал. В сценарий мероприятия были включены стихи и песни, посвященные символу России — русской березке, хороводы «Во поле березонька стояла», «Ай, да березонька!», а девочки в ярких русских сарафанах исполнили танец «Прялица». На этом празднике звучали веселые задорные частушки о березке, они были исполнены в сопровождении детского оркестра русских народных инструментов: балалайка, ложки, трещотки, свистульки. Праздник был познавательным не только для детей, но и для взрослых, они узнали, что в старые времена на Руси крестьяне из березы делали лучины для освещения избы, и девицы под горящую лучину пряли пряжу долгими зимними вечерами.

В хороводной игре «Веночек» дети и их родители друг за другом шли по кругу, ведущий выбирал понравившегося человека и одевал ему на голову сплетенный веночек, обладатель веночка становился ведущим и был вправе выбрать того, кому хотел его передать. Игра всем понравилась, она была оживленной, веселой, эмоционально-насыщенной, сопровождалась Троицкими народными песнопениями Смоленской области в исполнении трио, руководителем которого является О.В. Ботвинникова — выпускница Смоленского государственного института искусств. Не забыли и традиционную игру «Ручеек». Взрослые и дети на празднике задорно пели, танцевали, играли в русские народные игры около березки. В заключение мероприятия, согласно народному обычаю, произвели обряд — с удовольствием украсили березку венками, разноцветными ленточками и бусами из природного материала.

Праздник, посвященный празднованию Святой Троицы, получился лучистым, светлым, радостным!

Роль и популярность современного массового праздника связаны с тем, что народные праздники имеют глубокие исторические корни, социально-психологический настрой, случайно временно забытые, но радует, что появилась потребность народа в праздничном действии.

В народном празднике заложены высокая духовность и нравственность, которые выступают проводниками формирования уважения к народным традициям, обычаям, обрядам, способствуют возникновению доброжелательных взаимоотношений окружающих, бережного отношения к природе, воспитания экологических чувств.

Воспитательная роль современного народного праздника состоит в соблюдении фольклорных традиций народа, в проявлении и воздействии их на каждую личность. Народное празднество активно влияет на весь уклад жизни общества. Традиционная культура развивает у людей чувство собственного достоинства и национальной гордости, соотнесения себя к определенной культуре, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Современные массовые народные праздники — это наиболее доступная и естественная форма реализации творческого потенциала, который выявляется в обрядово-праздничной культуре. В системе организации досуга в культурно-досуговом учреждении очень важную роль играют и занимают одно из первых мест именно календарно-обрядовые народные праздники; имеющие языческую основу, они способствуют сохранению, дополнению и преумножению достижений родной культуры, которая передается последующим поколениям.

Народные традиции в современных календарных обрядах и праздниках пользуются успехом не только в сельских поселениях, но и в провинциальных городах. Исследовав и изучив эту тему на основе деятельности ДК «Энергетик», можно сделать следующие выводы: жители пос. Озерный имеют позитивные суждения о праздниках, проводимых в Доме культуры «Энергетик». Доказательством служит Троица, проведенная в 2014 году, которая собрала большое количество людей. Все больший интерес проявляют люди к традициям, обычаям и обрядам наших предков, вносят в свой обиход элементы народной культуры. Народный праздник является неотъемлемой частью жизни людей, а культурно-досуговое учреждении выступают как особыйе — это функциональная основа для возрождения народных традиций и обычаев.

«Являясь неразрывной частью социальной жизнедеятельности общества, народные праздники и соизмеряют с ней жизнь каждого человека, и выступают как особый вид социально-культурной деятельности людей, протекающей в свободное время. Народный праздник необычайно многообразен и предполагает несколько типов этой деятельности, ведущей среди которых является обрядовая» [3].

 

Список литературы:
1.    Котович О.В., Крук И.И. Золотые правила народной культуры. Минск 2010. — 590 с.
2.    Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа С-П.: Паритет, 2004. — 442 с.
3.    Романова Г.А. Празднично-обрядовые формы народной культуры: зарождение, развитие, современное бытование Смоленск, 2012. — 164 с.
4.    Чекулаева Е.О. 100 Великих праздников М.: Вече, 2009. — 431 с.
5.    http://www.abc-people.com/shop/trinity.htm — Троица. Святая Троицаhttp://book-science.ru/social/skd/sravnitel-nye-tablicy-tradicionnyh-prazdnikov-i-obrjadov.html.