Статья:

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ СТРАН РОССИИ И ШВЕЦИИ

Конференция: XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Ломова А.Д. КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ СТРАН РОССИИ И ШВЕЦИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10(16).pdf (дата обращения: 01.12.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 35 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ СТРАН РОССИИ И ШВЕЦИИ

Ломова Анастасия Денисовна
студент Уральского государственного педагогического университета, РФ, г. Екатеринбург
Братчикова Юлия Владимировна
научный руководитель, доц. Уральского государственного педагогического университета, РФ, г. Екатеринбург
 

Наличие большого количества исследований по проблеме сформированности учебно-познавательного интереса свидетельствует об её актуальности, но в то же время данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.

В современной отечественной и зарубежной психологии интенсивно развивается направление, связанное с кросс-культурными исследованиями, рассматривающими сходства и различия в психологии индивидов, принадлежаших к разным культурным и этническим группам, проблема кросс-культурных сопоставлений сформированности учебно-познавательного интереса школьников не рассматривалась. Поэтому проблема нашего исследования заключалась в разрешении противоречия между сложившейся в настоящих условиях актуальностью и востребованностью кросс-культурных исследований в области психологии, в том числе и проблемы сформированности учебно-познавательного интереса младших школьников и недостаточной представленностью таких исследований в современной психологической науке и практике.

Исследованиями, посвященными познавательному интересу и познавательной потребности, занимались Л.И. Божович, B.C. Ильин, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина. Непосредственно проблеме познавательного интереса посвящены работы следующих педагогов: К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова. Исследования, устанавливающие закономерности развития познавательного интереса: Н.Г. Морозова, Н.Ф. Морозов, Р.Д. Тригер, Г.И. Щукина, Ф.И. Фрадкина. Современные исследования проблем познавательного интереса: В.Н. Липник, В.Н. Максимова, А.С. Роботова, Ф.К. Савина, И.Г. Шапошникова.

Г.И. Щукина, определяет познавательный интерес следующим образом: «познавательный интерес выступает перед нами как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [7].

С самого начала обучения в школе у школьников начинают формироваться познавательные интересы. Ведущим видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.

После возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у младших школьников интерес к содержанию учебной деятельности. Формирование познавательного интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьника чувства удовлетворения от своих достижений.

Познавательный интерес может выступать в познавательной деятельности школьника как сильный и значимый мотив. Познавательный интерес как мотив личности побуждает ученика увлеченно заниматься не только на уроке или в процессе подготовки домашних заданий. Под влиянием такого мотива школьник начинает читать дополнительную литературу на интересующую его тему, постоянно ставит перед собой вопросы, пытается найти на них ответ. Действие познавательного интереса как мотива учения бескорыстны. Школьник сам идет в школу с желанием познавать, приобретать знания и активно в этом участвовать при этом не нуждается в постоянном внешнем стимулировании учения. Познавательный интерес определяет инициативу в постановке познавательных целей помимо тех, которые ставит учитель. Познавательный интерес придает творческий, поисковый характер любому виду, любой форме познавательной деятельности.

В начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому необходимо развивать учебно-познавательный интерес с младшего школьного возраста.

Формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания.

Основной показатель сформированности познавательного интереса школьника — это его интеллектуальная активность: стремление ребенка узнавать новое, не боятся трудностей, желание участвовать в обсуждении учебной задачи, умение применять в нужной ситуации свои знания.

Несформированность учебно-познавательного интереса влечет за собой отсутствие желание учиться, узнавать новое, преодолевать трудности.

Сравнение познавательного интереса в разных странах было проведено Чжаном Лисиным. Им написана диссертация «Становление и развитие теории и методов исследований познавательного интереса у детей дошкольного возраста Китая и России».

Кросс-культурными исследованиями в психологии занимаются современные зарубежные (Дж.В. Берри, А.Х. Пуртинга, М.Х. Сигалл, П.Р. Дасен) и отечественные (Н.М. Лебедева) ученые.

В пользу важности кросс-культурной психологии существует много аргументов. Кто же будет спорить, например, с тем, что изучение других культур приносит огромную пользу, ведь такие познания могут подготовить человека к более эффективному взаимодействию с представителями иной культуры. Изучение мира за пределами собственных границ важно само по себе. Стремление раздвинуть рамки психологической науки, для кросс-культурных психологов, было главной и очевидной причиной возникновения и существования кросс-культурной психологии.

Кросс-культурная (или сравнительно-культурная) психология — прежде всего является отраслью современной психологии и она занимает четкую позицию универсализма. Одно из последних определений кросс-культурной психологии данное в книге «Кросс-культурная психология. Исследования и применение» звучит так: «Кросс-культурная психология — это изучение сходств и различий в психологии индивидов, принадлежащих к разным культурным и этническим группам; связей психологических различий с социокультурными, экологическими и биологическими особенностями, а так же — изучение современных изменений этих различий» [3].

В последнее время специалисты в области кросс-культурных исследований стали больше обращать внимания на необходимость теории, организующей и направляющей исследование. Многочисленные эмпирические факты сами по себе не объясняют причинный механизм влияния культуры на поведение и психологические процессы. Чтобы интегрировать все выявленные факты, необходима теория.

Современные подходы в кросс-культурной психологии, направлены на поиск универсалий, то есть того, что остается неизменным в психологии человека в разных культурах.

Кросс-культурное исследование является, по сути, частным случаем плана сравнения групп.

Наше исследование заключалось в выявлении сходств и различий учебно-познавательного интереса у российских и шведских школьников.

В исследовании приняли участие 40 учащихся начальных классов, возраст — 7—8 лет. Для исследования были определены две группы детей. Первая группа состояла из младших школьников, обучающихся в России, в количестве 20 человек. Вторая группа состояла из младших школьников, обучающихся в Швеции, в количестве 20 человек.

Все исследования проводились на русском языке, в Швеции в исследовании принимали участие дети, изучающие русский язык. Они родились и живут в Швеции, воспитываются в шведском обществе, соблюдают традиции и обычаи этой страны, но имеют русские корни, что позволяет им изучать русский язык, по программе поддержки родного языка. Это дает нам возможность использовать в своих исследованиях один инструментарий.

Для изучения особенностей сформированности учебно-познавательного интереса, было проведено исследование по методикам:

1.  Познавательная потребность В.С. Юркевич.

2.  Познавательная активность младшего школьника А.А. Горчинская.

3.  Шкала выраженности учебно-познавательного интереса Г.Ю. Ксензовой.

Проведя сравнительный анализ полученных данных по методике «Познавательная потребность» В.С. Юркевич можно сказать, что интенсивность познавательной потребности у российских и шведских школьников выражена сильно. У российских школьников она немного выше 65 % (13), у шведских школьников 60 % (12). Потребность выражена умеренно у российских школьников 20 % (4), у шведских — 40 % (8). Потребность выражена слабо проявляется только у российских школьников 15 % (3) (Рис. 1).

 

Рисунок 1. Сравнение данных полученных по методике «Познавательная потребность» В.С. Юркевич

 

Исследуя такую характеристику как активность по методике «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской (Рис. 2) можно сказать о сильно выраженной познавательной активности, как у российских, так и у шведских школьников. У детей, обучающихся в России познавательная активность немного выше 60 % (12), у детей, обучающихся в Швеции 55 % (11). Слабо выраженной познавательной активности у обеих групп не проявляется.

Познавательная активность младших школьников в России и Швеции практически не различается.

 

Рисунок 2. Сравнение данных полученных по методике «Познавательная активность младшего школьника» А.А. Горчинской

 

Анализируя полученные данные по методике «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» Г.Ю. Ксензовой (Рис. 3), Можно сказать, что в обеих группах преобладающим уровнем является любопытство. У российских школьников 35 % (7), у шведских школьников 40 % (8).

Это подтверждает теоретические знания, что формирование познавательных интересов у младших школьников происходит в форме любопытства.

Отсутствие интереса у детей, обучающихся в Швеции не проявляется, у детей обучающихся в России составляет 15 % (3).

С помощью методов математической статистики различия в характеристиках учебно-познавательного интереса у российских и шведских школьников не обнаружены.

 

Рисунок 3. Сравнение данных полученных по методике «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» Г.Ю. Ксензовой

 

Исторические традиции, педагогическая культура, образовательная политика, программы школьного образования, в России и Швеции отличаются, но это не влияет, так как познавательный интерес является универсалией, он остается неизменным в психологии человека в разных культурах.

 

Список литературы:
1.    Акиф гызы Л.М. Проблема формирования познавательной активности учащихся в современной псохолого-педагогической литературе. // Вестник ТГПУ 2012. № 5. С. 197—202.
2.    Гусева Н.И. Теоретические и методологические основы кросс-культурных исследований. // Вестник ТГПУ 2010. № 3 С. 82—86.
3.    Кросс-культурная психология. Исследования и применение. / Пер с англ. Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. 560 с.
4.    Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития. М.: Эксмо, 2009. 176 с.
5.    Лисин Ч. Становление и развитие теории и методов исследований познавательного интереса у детей дошкольного возраста Китая и России: автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 2011. 146 с.
6.    Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М: Педагогика, 1971. 352 с.