Статья:

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ О СЕБЕ

Конференция: XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Фатеева К.Н. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ О СЕБЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10(16).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 231 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ О СЕБЕ

Фатеева Ксения Николаевна
студент Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Хаидов Сергей Курбанович
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
 

Подростковый период развития, будучи по своему содержанию переломным, переходным и критическим, знаменует собой переход к взрослой жизни и особенности его протекания, несомненно, откладывают отпечаток на всю последующую жизнь.

Главная задача подростка — это формирование самосознания, идентичности, которые можно рассматривать в качестве основных психологических приобретений в этом возрасте [1].

Подростковый возраст является сензитивным периодом для развития самосознания и формирования Я — концепции. В подростковом возрасте происходит усложнение структуры образа Я, дифференциация содержания представления о себе, динамика самооценки, рост критичного отношения к себе.

При аномальном психическом развитии (интеллектуальных и личностных нарушениях) и зачастую неадекватных воспитательных и коррекционных воздействиях затруднено адекватное восприятие себя.

Восприятие себя подростками с задержкой психического развития менее детализировано. Подростки с задержкой психического развития считают себя физически привлекательными, популярными среди сверстников [2].

Было проведено изучение представлений подростков с ЗПР о себе, используя методику «Q — сортировка» (В. Стефансона). Данная методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

Данные тенденции образуют 3 пары (зависимость-независимость, общительность-необщительность, принятие борьбы-избегание борьбы), в которых определяется доминирование одной из шкал.

Значение понятий «зависимость-независимость», «общительность-необщительность», «принятие борьбы-избегание борьбы» в данной методике могут отличаться от общепринятых [3].

Выборку составили 6 подростков с ЗПР в возрасте от 13 до 15 лет, из которых 2 девочки и 4 мальчика.

Тенденция «зависимости» доминирует над «независимостью» у 1 подростка (16 % от выборки). Для него является характерным подчиненность лидерам в группе, нерешительность в общении, покорность чужой воле. Они стараются поддерживают идеи класса, разделяют общие интересы.

У 3 подростков (50 % от выборки) преобладающей является тенденция «независимости». Такие дети отказываются принимать групповые стандарты как социальные, так и морально-этические. В их поведении проявляется самостоятельность, решительность, упорство в отстаивании своих взглядов. Данные подростки независимы в своих поступках, уверенны в том, что он ведут себя правильно. Их личные мнения, интересы, ценности не совпадают с мнениями большинства класса.

2 подростка-мальчика с ЗПР (34 % от выборки) имеют внутренний конфликт личности между стремлением к принятию групповых стандартов и одновременно — их отрицание. В их поведении проявляются противоречивые черты: нерешительность в общении с проявлением самостоятельности в некоторых случаях.

 

Рисунок 1. Диаграмма о представлении подростков о себе, относительно поведения в классе. Шкала «зависимость-независимость»

 

Анализируя пару «общительность-необщительность», результаты показали, что большинство подростков с ЗПР — 5 человек (84 % от выборки) доминирует тенденция «общительности». Такие дети стремятся образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Общение позволяет подростку выйти за рамки школы и там искать себя. Именно общение помогает ему постоянно сравнивать себя со сверстниками и вырабатывать самооценку. В центре психологической жизни подростка оказывается общение, а учебная деятельность отступает на второй план.

У 1 девочки (16 % от выборки) тенденция «необщительности» является ведущей. У него отсутствует стремление «сближаться» с окружающими. Он не проявляет инициативу в общении, в основном молчалив.

 

Рисунок 2. Диаграмма о представлении подростков о себе, относительно поведения в классе. Шкала «общительность-необщительность»

 

В паре «принятие борьбы — избегание борьбы» у 3 подростков с ЗПР (50 % от выборки) доминирующей является тенденция «принятие борьбы». Такие дети принимают активное участие групповой жизни, стремятся к достижению более высокого статуса в группе. Они настойчивы в отстаивании своих взглядов, решительны, проявляют упорство в достижении своей цели.

2 подростка (34 %от выборки) испытывают внутренний конфликт между активным стремлением участвовать в групповой жизни, стремлением достичь высокого социального статуса в группе и стремлением уйти от конфликтов, противодействия, склонность к компромиссным решениям.

1 ученик (16 % от выборки) предпочитает уйти от взаимодействия с одноклассниками, старается сохранить «нейтралитет» в спорах и конфликтах. У него проявляется безынициативность, зависимость, нерешительность и подчиненность чужой воле.

 

Рисунок 3. Диаграмма о представлении подростков о себе, относительно поведения в классе. Шкала «принятие борьбы-избегание борьбы»

 

Таким образом, адекватному восприятию себя подростков с задержкой препятствует комплекс биологических и социальных факторов. Социально-педагогические условия — важнейшая причина, усложняющая структуру дефекта при задержке психического развития в подростковый период развития.

 

Список литературы:
1.    Аверин В.А. Психология детей и подростков // В.А. Аверин. — М.:ВЛАДОС — 2008. — 325 с.
2.    Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник // А.Г.Асмолов — М.: Изд-во МГУ, 2010— 448 с.
3.    Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов // В.П. Пугачев — М.: Аспект Пресс, 2003. — 285 с.