Статья:

РОЛЬ ДОГОВОРОВ: ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, ФРАХТОВАНИЯ, ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Конференция: XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Красноперов В.А. РОЛЬ ДОГОВОРОВ: ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, ФРАХТОВАНИЯ, ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10(16).pdf (дата обращения: 23.11.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 500 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ДОГОВОРОВ: ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА, ФРАХТОВАНИЯ, ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Красноперов Виктор Андреевич
курсант Пермского института ФСИН России, РФ, г. Пермь
Клещёв Сергей Евгеньевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, подполковник внутренней службы, РФ, г. Пермь

 

Редко какое предприятие в своей деятельности обходится без грузового транспорта, используемого в целях как доставки на предприятие необходимых для производства или иной деятельности материалов, товаров комплектующих, так и отправки готовой продукции, а также внутреннего перемещения материальных ценностей. Осуществляются такие операции своими силами или с привлечением сторонних организаций.

С учетом ускорения экономических процессов, основными тенденциями, в сфере перевозок осуществляемых автомобильным транспортом в последние годы, является: широкое привлечение транспортно-экспедиционных, страховых и других видов компаний, которые могут помочь в организации и осуществлении перевозки груза авто-транспортом; изменение роли стороны осуществляющей перевозку груза, выступающего на рынке транспортных услуг не только в роли перевозчика, но также и организатора всего процесса; частое использование смешанных перевозок, с участием множества видов транспорта.

Как известно, в доктрине гражданского права очень пристальное внимание уделяется договору перевозки. При этом, именно договору грузов многие ученые-цивилисты отводят пристальное внимание. Одни называют данный договор «стержневым обязательством в сфере транспорта», другие считают его «основной операцией в сфере транспорта» [9, с. 63]. Часто ученные характеризуют данный договор как договор перевозки конкретного груза. Но хотелось бы отметить, что на фоне нашего интенсивно-развивающегося законодательства организация перевозки и другие услуги при перевозке грузов обеспечиваются договором транспортной экспедиции, а в свою очередь планирование перевозок груза обеспечивается организационным договором. Необходимость предоставления определенного транспортного средства для перевозки груза осуществляется с помощью договора фрахтования.

Исходя из всего выше сказанного, я хочу провести правовой анализ каждого из перечисленных выше договоров, и выяснить какую роль играет каждый из них в перевозке грузов, и как они способствуют реализации процесса перевозки.

Как уже было ранее сказано, договор перевозки груза занимает одно из центральных мест среди договоров, заключаемых в сфере транспорта. Общее законодательное определение договора перевозки груза содержится в ГК РФ, согласно которому по данному договору перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения, указанный в договоре и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную договором плату [2, ч. 1, ст. 785 ГК РФ].

Регулирование вопроса, касающегося договора перевозки груза осуществляется прежде всего нормами гл. 40 ГК РФ «Перевозка», а также применительно к каждому виду транспорта — нормами соответствующих транспортных уставов и кодексов и иных принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов, также в данной главе договор перевозки понимается, прежде всего, как родовое понятие. Данное обстоятельство обусловлено нынешним состоянием сферы гражданско-правового регулирования, в связи с чем, в современных условиях уже нельзя говорить об единственном договоре перевозки, который сконструирован по модели реального договора, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю или иному управомоченному лицу, а грузоотправитель в свою очередь уплатить указанную сторонами плату. Представляется, что теперь речь должна идти о целой системе договоров, которая опосредует перевозки грузов, пассажиров и багажа». При этом само понятие «договор перевозки» носит абстрактный характер и находит свое проявление в целом ряде договоров, призванных регулировать различные отношения в сфере перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Так договор перевозки груза общему правилу является реальным, поскольку он считается заключенным в момент принятия перевозчиком груза и выдачи соответствующего документа (транспортной накладной, квитанции и т. п.). Вместе с тем, как подчеркивается в литературе, в отдельных случаях указанный договор может быть консенсуальным. Так например на морском транспорте договор перевозки, именуемый договором фрахтования, является консенсуальным, данный вид как раз является неотъемлемой частью того массива договоров, которые в наше время необходимы для осуществления современными компаниями своей производственной и иной деятельности, но о нем чуть позже.

Договор перевозки груза является взаимным, поскольку его стороны имеют корреспондирующие права и обязанности, также данный договор является публичным (перевозчик обязан осуществлять перевозку груза любому обратившемуся гражданину). Существенным условием договора перевозки груза является его предмет. Предметом рассматриваемого договора выступают действия перевозчика, которые выражаются в доставке груза в пункт назначения и передаче его управомоченному лицу, а также действия грузоотправителя по оплате перевозки, по общему правилу договор перевозки груза является двусторонним, его сторонами является перевозчик и грузоотправитель. Как отмечает Б.И. Пугинский, договор перевозки груза нельзя признать трехсторонним, потому что грузополучатель не участвует в заключении данного договора, по его мнению, перевозка груза представляет собой структурированное обязательство, в котором из договора двух лиц (отправителя и перевозчика) и юридического факта принятия грузополучателем доставленного груза, возникает обязательственное отношение между тремя субъектами, а грузополучатель в данном случае будет являться третьим лицом.

Все выше сказанное в общем касается договора перевозки груза, но также грузоотправитель вправе выбирать вид транспорта на котором он собирается осуществить перевозку груза, тогда между сторонами заключается договор фрахтования (чартера), где сторонами выступают уже не перевозчик и грузоотправитель, а фрахтовщик и фрахтователь.

В действующем российском законодательстве определение договора фрахтования содержится в ГК РФ, согласно данному источнику по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа [3, ст. 787 ГК РФ]. Данный договор переплетается с различными нормативными актами (Кодекс внутреннего водного транспорта, Воздушный кодекс, Устав автомобильного транспорта и т. д.) и расширяет перечень услуг которые могут быть предоставлены современной производственной организации. Так прежде всего, вне зависимости от вида транспорта, фрахтовщик обязан предоставить под погрузку или посадку исправное транспортное средство, а также предоставить всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств для осуществления перевозки. Транспортное средство должно быть подано в установленный договором фрахтования срок. На морском транспорте фрахтовщик обязан привести судно в мореходное состояние, которое включает и его укомплектованность квалифицированным экипажем. В обязанности фрахтовщика может входить погрузка на транспортное средство. На воздушном транспорте к обязанностям фрахтовщика может относиться выполнение всех предполетных формальностей. Обязанностью фрахтовщика является своевременная доставка грузов или пассажиров и багажа в место назначения, а также обеспечение их сохранности и безопасности в пути следования. Существуют и другие обязанности фрахтовщика в зависимости от вида транспорта и разновидности перевозки.

Главной обязанностью фрахтователя является внесение платы за осуществление фрахтовщиком перевозки грузов либо пассажиров и багажа. Законом предусмотрены и другие обязанности фрахтователя, а также его права. В частности, фрахтователь имеет право отказаться от договора фрахтования в случае непредставления фрахтовщиком транспортного средства в оговоренный договором срок.

Основания и размер ответственности сторон по договору фрахтования предусматриваются законом, а также договором фрахтования. В частности, фрахтовщик несет ответственность за порчу, недостачу либо утрату груза, багажа, за просрочку доставки груза, багажа либо пассажира, за не предоставление транспортных средств для перевозки, за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. При этом ответственность фрахтователя за причинение вреда жизни или здоровью пассажира носит внедоговорный характер, т. е. является деликтной.

Договор фрахтования получил распространение на воздушном, морском, внутреннем водном и автомобильном транспорте. Не применяется фрахтование на железнодорожном транспорте [7, с. 180]. Отсюда можно прийти к выводу, что договор фрахтования предусматривает перевозку как груза, так и пассажиров, что еще больше расширяет применение договоров фрахтования и перевозки груза в предоставлении различных услуг предприятиями. Проводя правовой анализ договора фрахтования можно отметить, что данный договор является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим, ну а поскольку данный договор является консенсуальным, то «им также регулируются и предшествующие перевозке отношения сторон, связанные с подачей судна под погрузку и предъявлением груза к перевозке» [6, c. 524]. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что договор перевозки груза и договор фрахтования имеют достаточно много сходств, на сегодняшний день, эти два договора тесно взаимодействуют и помогают нынешним производителям товаров и услуг юридически оформлять свои сделки, тем самым обеспечивая себе так называемый правовой «гарант» в договорных отношениях.

Так же помимо, приведенных выше, двух договоров хотелось бы еще отметить договор транспортной экспедиции и на нем поставить точку в перечне договоров, помогающих в осуществлении оборота товаров и услуг между современными их производителями.

Традиционно хотелось бы отметить содержание данного вида договора, в котором говорится, что одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнять или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза [4, ч. 1, ст. 801]. Данный вид договорных отношений регулируется гл. 41 ГК РФ, а также нормами Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон № 87-ФЗ), Правилами, предусмотренными в транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 года № 554, и другими нормативными правовыми актами.

Рассматривая правовое содержание данного договора можно сказать, что данный вид договора является двусторонним, взаимным, возмездным. Двусторонний характер рассматриваемого договора проявляется в том, что его участниками выступают клиент (грузоотправитель, грузополучатель), и экспедитор. Договор перевозки груза является возмездным, так как за оказанные услуги экспедитор получает вознаграждение. А учитывая то, что деятельность экспедитора направлена на систематическое получение прибыли от предоставления транспортно-экспедиционных услуг, на стороне экспедитора, очевидно, вправе выступать лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, либо юридическое лицо — коммерческая организация. Выполнять функции экспедитора может также и перевозчик [5, ч. 2, ст. 801 ГК РФ]. Так же у ученных до сих пор возникают споры по поводу отнесения данного вида договора к реальным или консенсуальным договорам, так Н.А. Андреева полагает, что данный вид договора «находится вне классификации договоров на консенсуальные и реальные» [1, c. 8,60]. В литературе также встречаются суждения о том, что данный вид договора «является реальным тогда, когда экспедитор оказывает услуги с вверенным ему грузом. Если же услуги не связаны с грузом (разработка маршрута перевозки, получение требуемых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей и т. п.) или если экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, то такой договор является консенсуальным» [8, с. 559]. Я придерживаюсь мнения о том, что консенсуальный характер договора транспортной экспедиции заключается в том, что по данному договору экспедитор обязан за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных данным договором услуг, которые связаны с перевозкой груза. Следовательно, обязательства возникают в силу самого факта подписания данного соглашения между экспедитором и его клиентом, закон никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить основополагающим признаком реальности данного договора [8, с. 559].

Изучив правовую природу договора перевозки, договора фрахтования и договора транспортной экспедиции я смог выделить общие признаки данных договоров, сюда я отнес: направленность договора; предмет договора; возмездность (безвозмездность); консенсуальность (реальность) договора. Таким образом я пришел к выводу, что получение конечного результата, а то есть перемещение груза, лежит в основе организации упорядоченного взаимодействия договоров, а то есть договора перевозки, договора транспортной экспедиции и договора фрахтования. Данные договоры объединены своей общей направленностью — правовое обеспечение процесса перевозки грузов автотранспортом. Последовательное осуществление указанных выше договоров гарантирует желаемый для обеих сторон результат — перемещение грузов. Таким образом, взаимодействие договоров — договора транспортной экспедиции, договора фрахтования с договором перевозки должны удовлетворить интересы всех участников процесса перевозки груза в рыночных условиях.

 

Список литературы:

  1. Андреева Н.А. Правовое регулирование договора транспортной экспедиции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ч. 1 ст. 785.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ст. 787.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ч. 1 ст. 801.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ, ч. 2 ст. 801.
  6. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2. 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Ю.К. Толстой, Н.Ю. Рассказова. М., 2012. С. 644.
  7. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т. Т. 2 / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2011. С. 234.
  8. См.: Гречуха В.Н. Указ. соч. С. 756.
  9. Хозяйственное право / Под ред. В.В. Лаптева. — М.: Юрист, 2007. С. 478., Романович А.Н. Транспортные правоотношения. — М.: Норма, 2004. С. 6., Хаснутдинов А.И. Вспомогательные договоры на транспорте. — Иркутск: ИГУ, 2006. С. 156.