БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ГИБДД
Секция: 10. Юриспруденция
XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ГИБДД
Коррупция, в современное время этим словом пользуются очень часто, особенно в нашей стране. Сейчас ни для кого не секрет, что коррупция захлестнула нашу страну очень сильно, однако стоит помнить, что коррупция существует не только в России, но и практически во всех странах мира. Для начала хотелось бы привести для примера рейтинг стран по индексу восприятия коррупции. Говоря об индексе восприятия коррупции в России, какого-либо действия со стороны руководства нашей страны не видно. По крайне мере до 2010 года. После чего уровень коррупции начал снижаться. Но в 2012 была создана новая 100 бальная система оценивания, по которой Россия получила всего 28 баллов, в 2013 году РФ осталось так же с 28 баллами, т. е. в последние годы так же никакой особой борьбы с коррупцией мы не видим. Если говорить о месте России в рейтинге всех стран то 2012 году, мы находились на 133 месте из 174, а в 2013 Россия делит ещё с 9 странами 127—135 места. Согласитесь, для такой державы, как Россия, для страны имеющий большой вес в мировой политике, такая статистика не может считаться показательной. Я считаю, что данные показатели говорят о слабости регулирования нарушений в этой сфере. В разных странах по-разному регулируются коррупционные действия, например в Китае, за взятки чиновников либо пожизненно сажают в тюрьму, либо приговаривают к смертной казни. А вот в Германии человек, будучи уличенным, в коррупции, может получить от 6 до 10 лет тюрьмы или заплатить штраф в двукратном размере от суммы взятки. В США за аналогичное преступление срок наказания составляет около 5 лет лишения свободы (или штраф до 10 тысяч долларов). А в Японии — семь лет тюрьмы. В Южной Корее лицу, сообщившему о коррупционном правонарушении, выплачивают вознаграждение в процентном соотношении от выявленной суммы. Новозеландская система характеризуется высоким уровнем заработной платы сотрудников государственных органов. Весьма широко распространена система бонусов и поощрений. Однако не стоит сравнивать нашу страну, в которой государственных служащих больше чем проживающих во всей Новой Зеландии, но, не смотря на размеры нашей страны необходимо создавать хотя бы предварительные планы по борьбе с коррупцией. На усиление борьбы с коррупцией весьма отрицательно сказывается нерешительность высших органов власти нашей страны. Ведь можно вспомнить, хотя бы то, как создавался ФЗ «О противодействии коррупции» [4].
В постсоветское время разработка и обсуждение ФЗ «О противодействии коррупции» развивалось на протяжении 15 лет. Было предпринято множество попыток создать необходимый закон и только в 31.07. 2008 года, президент РФ утвердил «Национальный план противодействия коррупции». И лишь в 25.12.2008 года был принят ФЗ «О противодействии коррупции». Однако, даже после утверждения закона, далеко не все служащие перестали быть коррупционерами [4].
Одной из самых распространенных проблем связанных с коррупцией, конечно же, коррупция в органах ГАИ. Причем взятки даются за совершенно разные услуги, начиная от получения водительских прав и заканчивая дорожными нарушениями. Конкретно, хотелось бы разобрать 2 темы, связанные с коррупцией в органах Госавтоинспекции:
- Коррупция, связанная с получением водительских прав.
- Нарушения правил дорожного движения.
Коррупция, связанная с получением водительских прав. Причины довольно простые:
- Первой причиной являются люди, не желающие 2—3 месяца учиться в автошколе, а пойти более простым путем и дать взятку ради получения прав.
- Далее идет контингент людей, которые вроде бы ходили в автошколу, но ничего не выучив, решают на экзамене не мучится и заплатить.
- И самой малочисленной группой, но все же попадаются и те, которым просто не дают сдать сотрудники, говоря о неправильности выполнения того или иного упражнения. И примерно после 3,4 попытки решающие все-таки заплатить и не продолжать бессмысленные попытки.
Однако нельзя отрицать того факта, что есть и те, которые сдают экзамен и при этом, не тратя ни рубля.
Впоследствии, можно видеть итог таких действий в статистике аварий. «На российских дорогах погибают в настоящее время 84 человека в день. Причиной этого является и низкая подготовка водителей», — считает депутат Олег Смолин [2].
Если причины и последствия понятны и все довольно прозрачно и чаще всего инициатива дачи взятки исходит от самих сдающих, а не от гос. служащих, то способы борьбы с такими правонарушениями остаются неизвестны. Уже много раз говорили и о повышении наказаний для тех кто берет взятки и для тех, кто их дает. Так же говорили и о повышении заработной платы сотрудников. Наше правительство пытается идти по разным направлениям, внедрение не только различных льгот для гос. служащих, но и повышение зарплат и пенсий. Что касается ужесточения наказаний, то рядовые сотрудники гаи, не получают крупных взяток в связи с этим, в случае если взяточника поймают, то максимальным наказанием для рядового сотрудника будет увольнение с невозможностью в последствии занимать должность в гос. структурах.
Что касается нарушения правил дорожного движения, то тут так же можно выделить наиболее частые причины коррупции:
- Многие водители считают, что гораздо проще дать взятку и без составления протокола и дальнейшего разбирательства продолжить ездить.
- Если в прошлой проблеме гос. служащие играли очень маленькую роль с точки зрения инициативы, то на фоне этой проблемы они играют основополагающую роль, поскольку, очень часто сотрудники автоинспекции сами провоцируют автомобилистов на дачу взятки.
Например, известны случаи, когда инспектор нарочно затягивает процесс оформления протокола, при этом рассказывая водителю о неприятных перспективах развития дела и преувеличивая проблему. При этом инспекторы действуют осторожно. Они не берут деньги в руки, а предлагают положить их, допустим, в машину ДПС. Именно поэтому сотрудники ГИБДД так часто предлагают водителям пройти в их машину для составления протокола.
Однако борьба с «оборотнями в погонах» в наше время набирает все больше ход, в связи с развитием технологий. Сейчас вводится новые способы контроля над сотрудниками ГИБДД. Например, в Москве все автомобили сотрудников ГИБДД предполагается оборудовать видеорегистраторами, которые будут фиксировать все, что происходит перед автомобилем ДПС и в его салоне. Причем сотрудник ДПС не сможет удалить запись, так как для этого необходимо использование специальной программы или пароля [1].
Что же касается наказаний, опять же взятки рядовых служащих чаще всего регламентируются штрафами за нарушение пдд. В связи с этим наказание за взятку напрямую связано с ее суммой. Условно взятки можно разделить на:
1) взятки в малых суммах (до 25 тысяч рублей);
2) взятки значительного размера (более 25 тысяч рублей);
3) взятки в крупном размере (более 150 тысяч рублей);
4) взятки в особо крупном размере (от 1 млн. рублей).
На практике наиболее часто встречаются взятки, которые не превышают 25 тысяч рублей.
Наказание за получение взятки должностным лицом (сотрудником ГИБДД) зафиксировано в ст. 290 УК РФ [3].
Так, получение взятки до 25 000 рублей грозит полицейскому:
1) штрафом, который в 20—50 раз превышает сумму взятки, а также лишением права занимать должность на срок до 3х лет;
2) принудительными работами на срок до 5 лет и лишением права занимать должность на срок до 3х лет;
3) лишением свободы на срок до 3х лет, а также штрафом, в 20 раз превышающим сумму взятки.
Получение взятки «значительного размера», то есть более 25 тысяч рублей, сотруднику ГИБДД грозит:
1) штрафом, в 30—60 раз превышающим размер взятки, а также лишением права занимать должность на срок до 3х лет;
2) лишением свободы на срок до 6 лет и штрафом, который в 30 раз превышает размер взятки.
Если сотрудник полиции получил взятку крупного размера (более 150 тысяч рублей), это карается:
1) штрафом, в 70—90 раз превышающим размер взятки
2) лишением свободы сроком от 7 до 12 лет и лишением права занимать определенную должность на срок до 3х лет, а также штрафом, который в 60 раз превышает размер взятки.
Получение взятки в особо крупном размере (от 1 млн. рублей) наказывается по закону:
1) штрафом, в 80—100 раз превышающим размер взятки и лишением права занимать должность на срок до 3х лет;
2) лишением свободы на срок от 8 до 15 лет, а также штрафом, который превышает размер взятки в 70 раз.
Итак, можно убедиться, что с увеличением суммы взятки строже становится и наказание за деяние. Кроме того, в УК РФ предусмотрено увеличение наказания за совершение подобного преступления группой лиц.
Так, коррупция на органах ГАИ была и остается. Решать ситуацию с помощью взятки или нет — каждый выбирает для себя сам. Можно лишь напомнить, что взятка, как со стороны водителя, так и стороны сотрудника ГИБДД, — это нарушение закона. Что касается государства в этом вопросе. Мы видим, что происходят определенные изменения для большей эффективности противодействия коррупции, однако уровень коррупционных преступлений все равно очень велик. В этом свете, можно сделать вывод, что наше страна ещё не полностью раскрыла себя в этом вопросе и находится на пути становления своих законов и методов борьбы с коррупцией [3].
Список литературы:
- Взятки ГИБДД, Юридические консультации // — [Электронный ресурс] [http://zakon-auto.ru/info/vzyatki-gibdd.php], (дата обращения 17.09.2014).
- Интернет газета «Автовести» // — [Электронный ресурс] [http://auto.vesti.ru/doc.html?id=497395], (дата обращения 17.09.2014).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.07.2014) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», 2014.
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О противодействии коррупции» // «Парламентская газета», № 90, 31.12.2008.