Статья:

ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Зеленина Т.Ю. ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(17).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ

Зеленина Таисия Юрьевна
магистрант иркутского государственного технического университета, РФ, г. Иркутск
Сидорова Наталья Васильевна
научный руководитель, доц. кафедры социологии и социальной работы Иркутского государственного технического университета, РФ, г. Иркутск

 

Одной из актуальных проблем, стоящих перед современной системой образования, является феномен отчуждения, под которым понимается процесс отделения людей от процесса и результатов их деятельности. Отчуждение в различных формах характерно для всех уровней образования, как в нашей стране, так и за ее пределами. А в связи с практически полной модернизацией системы образования, данная проблема требует тщательного рассмотрения и анализа.

Нами было проведено исследование в ИрГТУ на тему «Отчуждение студенческой молодежи от образования: сравнительный анализ отчуждения у студентов «специалитета» и «бакалавриата»».

Объектом данного исследования выступила студенческая молодежь (17—23 года) получающая образование по гуманитарному, техническому и экономическому профилю и обучающиеся по образовательным программам специалитета и бакалавриата в ИрГТУ.

Методом получения информации был выбран экспертный опрос.

В вопросах были зашифрованы различные критерии, по которым можно судить о наличии отчуждения, такие как:

  1. Проявления образовательного отчуждения;
  2. Причины отчуждения от образования и незаинтересованности обучением;
  3. Факторы отчуждения от образовательного процесса;
  4. Факторы отчуждения от получаемых знаний;
  5. Оценка качества современного российского высшего образования;
  6. Интернет-коммуникация, как метод взаимодействие студента и преподавателя.

В качестве экспертов, нами были опрошены преподаватели ИрГТУ разных возрастных категорий (до 35 лет, от 36 до 55 лет, от 56 лет и старше) технического, гуманитарного и экономического профилей обучения.

На вопрос «Как вы считаете, высок ли у студентов уровень образовательного отчуждения? Как это проявляется?» Были получены следующие ответы:

56 % (5 из 9) считают, что достаточно высок; 11 % (1 из 9) полагают, что уровень средний; 11 % (1 их 9) думают, что «на младших курсах уровень отчуждения выше, на старших курсах его почти нет»; 22 % (2 из 9) говорят о том, что бывает по-разному. «Процесс отчуждения волнообразен. Постоянно происходит то подъем, то спад заинтересованности в знаниях». «Это зависит от года поступления».

Так же респонденты отмечают, что в каждой учебной группе есть те, кто заинтересован в получении знаний и те, кому это не нужно.

Полученные ответы говорят о том, что проблема отчуждения, на данном этапе развития российского общества, стоит очень остро. А так же позволяют сделать вывод, что процесс отчуждения от образования протекает неравномерно, проявляется по-разному и под воздействием различных факторов.

Эксперты считают, что отчуждение проявляется в: отсутствии интереса к тому, о чем говорит преподаватель; низких оценках при итоговом контроле и в плохих результатах практических работ; плохой посещаемости; некачественно выполненных заданиях; отсутствии желания и умения работать самостоятельно; нежелании заниматься дополнительной работой, научной в частности; стремлении ограничиться только формальной подготовкой, даже к семинарским занятиям; обучении только «для галочки» и чисто прагматической заинтересованности в образовании; отчитывании материала, вместо изложения; низком уровне активности на семинарских занятиях; «отношении к учебе и тем компетенциям, которые формируются»; непонимании того, чем придется заниматься в будущем. В непонимании применения своей профессии; отсутствии активной жизненной позиции; неучастии в общественной деятельности.

Основываясь на полученных данных, можно условно разделить проявления отчуждения на несколько направлений:

  1. связанные с учебным процессом (отчитывание материала, вместо изложения; низкий уровень активности на семинарских занятиях; стремление ограничиться только формальной подготовкой; нежелание заниматься дополнительной работой; отсутствие желания и умения работать самостоятельно; низкие оценки при итоговом контроле и плохой результат практических работ; отсутствие интереса к тому, о чем говорит преподаватель; плохая посещаемость; некачественное выполнения заданий);
  2. Связанные с выбранной профессией (отношение к тем компетенциям, которые формируются; непонимание того, чем придется заниматься в будущем; непонимание применения своей профессии);
  3. И связанные с личностью студента (отсутствие активной жизненной позиции; прагматический интерес к обучению; неучастие в общественной деятельности). Такое разделение позволило нам заключить, что все перечисленные проявления отчуждения вытекают из причин незаинтересованности в обучении.

Преподаватели выявляют такие причины незаинтересованности в обучении, как:

  • отсутствие интереса к данной сфере деятельности;
  • нехватка времени на учебу из-за работы;
  • отсутствие должного технического оснащения;
  • лень;
  • случайный выбор профессии;
  • слабая мотивация к обучению;
  • поиск выгоды, и понимание того, «что сразу ее не получат»;
  • слабые представления о том, чем предстоит заниматься в будущем;
  • уверенность в том, что учеба занимает слишком много времени и помимо нее есть много других интересных занятий;
  • учеба не является приоритетом;
  • трата большого количества времени на социальные сети;
  • не сформированная жизненная позиция;
  • связанное с личными предпочтениями отчуждение от отдельных предметов;
  • дальнейшие планы на рабочую деятельность, которые не связаны с выбранной профессией;
  • роль преподавателя и его деятельность, которые накладывают отпечаток на заинтересованность студента предметом;
  • влияние СМИ;
  • внедрение ЕГЭ в систему образования, которое способствовало появлению шаблонного мышления и уменьшению аналитческого;
  • давление родителей при выборе профессии;
  • получение данной профессии в связи с тем, что не получилось поступить туда, куда хотелось;
  • агрессивная, нерабочая атмосфера в группе;
  • плохие отношения с преподавателем;
  • недостаточная школьная база знаний;
  • расхождение теоретических знаний с практическими;
  • социальные проблемы;
  • наличие семьи;
  • отсутствие ориентации на профессию.

Исходя из полученных данных видно, что все причины незаинтересованности объясняют проявления отчуждения. Из этого следует, что причины незаинтересованности также целесообразно разделить на несколько направлений (исходя из влияния):

  1. Причины касающиеся системы образования (расхождение теоретических знаний с практическими; недостаточная школьная база знаний; внедрение ЕГЭ в систему образования, которое способствовало появлению шаблонного мышления и уменьшению аналитческого);
  2. Причины, касающиеся выбранной профессии (отсутствие ориентации на профессию; получение данной профессии в связи с тем, что не получилось поступить туда, куда хотелось; давление родителей при выборе профессии; дальнейшие планы на рабочую деятельность, которые не связаны с выбранной профессией; слабые представления о том, чем предстоит заниматься в будущем; отсутствие интереса к данной сфере деятельности; случайный выбор профессии);
  3. Причины касающиеся личности студента (связанное с личными предпочтениями отчуждение от отдельных предметов; не сформированная жизненная позиция; трата большого количества времени на социальные сети; учеба не является приоритетом; уверенность в том, что учеба занимает слишком много времени и помимо нее есть много других интересных занятий; слабая мотивация к обучению; поиск выгоды, и понимание того, «что сразу ее не получить»; лень);
  4. Причины касающиеся окружающей социальной среды (социальные проблемы; плохие отношения с преподавателем; агрессивная, нерабочая атмосфера в группе; влияние СМИ; роль преподавателя и его деятельность, которые накладывают отпечаток на заинтересованность студента предметом; отсутствие должного технического оснащения;
  5. Причины касающиеся личной жизни студента и его деятельности, не относящейся к учебному процессу (нехватка времени на учебу из-за работы; наличие семьи).

Исходя из полученных данных, можно заключить, что причины незаинтересованности образованием вытекают из различных сфер жизнедеятельности студента и в комплексе порождают образовательное отчуждение.

 

Список литературы:

  1. Афанасьев П.Н. Отчуждение личности в сфере высшего образования (На примере студенческой молодежи): Дис. канд. социол. наук: 22.00.04; Казань, 2005. — 167 c. РГБ ОД, 61:05-22/267.
  2. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. — 2000. — № 6. — С. 21—29.
  3. Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуждение / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Культурно-историческая психология. — 2007. — № 4. — С. 70—77.
  4. Осин Е.Н. Отчуждение как психологическое понятие / Е.Н. Осин; под общ. ред. Д.А. Леонтьева // Экзистенциальная психология : сб. науч. тр. — М.: Смысл, 2007. — С. 97—100.