РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Секция: 6. Педагогика
XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Мотивация учения имеет огромное значение в организации учебной деятельности. При ее наличии активизируется мышление, возрастает интерес к занятиям при выполнении каких-либо упражнений. Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, которые удовлетворяют потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Применение различных приемов обучения помогает закрепить языковые явления в памяти, создать устойчивые слуховые и зрительные образы, поддерживать заинтересованность у обучаемых.
На сегодняшний день увеличилось использование коммуникативного подхода при изучении иностранного языка. Этот подход подразумевает под собой процесс общения, коммуникации, который нацелен на практическое использование языка. Ролевая игра соответствует всем аспектам данного подхода. Имитация ситуаций в ролевой игре помогает снизить разницу между речевой деятельностью на уроках и реальным общением. Отбросив все стереотипы, что игра свойственна только младшей ступени обучения, мы можем заявить, что данный вид деятельности широко используется и при обучении взрослых. Коэффициент полезного действия ролевой игры определен мотивацией, увеличением интереса к занятиям. Это обусловлено тем, что у учеников, находящихся в ситуации «реального общения», активизируется необходимость что-то высказать, разузнать, добавить, изложить свою точку зрения и выслушать чужое мнение, согласиться с этим или опровергнуть, принимать решения, что ускоряет мыслительную деятельность участников игры. Вследствие этого ученики могут воочию удостовериться, что язык — средство коммуникации.
Естественно, что дети не придают большого значения всему потенциалу ролевой игры. Перво-наперво, они относятся к этому как к занимательной деятельности, в которой все ученики между собой равны.
Игра помогает развить и укрепить связь ребят между собой, а также избежать установленный барьер между учителем и учеником. Вдобавок ролевая игра способствует повышению уверенности у нерешительных учеников путем распределения ролей. Таким образом, активный это ученик или пассивный, в любом случае, каждый задействован в игре и должен проявлять инициативу.
Игра формирует новые личностные качества, способствует усвоению правил поведения, так как игра не только учит, но и воспитывает, в какой-то степени изменяет учеников.
При введении игровой деятельности в учебный процесс необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Например, в процессе преподавания иностранного языка ученикам младшего школьного возраста следует обращать внимание на такие психолого-педагогические особенности, как любопытность и изыскательность. Равным образом, немаловажным аспектом является то, что ученики этого возраста не способны сосредоточить свое внимание лишь на одном виде деятельности. Посему уроки должны проводиться не монотонно, ярко и содержательно. По мнению исследователей, в младшем школьном возрасте цель обучения можно достичь при игровой мотивации и при восприятии и критике поведения со стороны ровесников.
На среднем этапе обучения иностранному языку практически полностью меняется расположение к усваиваемой учебной дисциплине. Здесь факторы извне оказали огромное влияние на мотивацию и ее тотальное изменение. Так среди первопричин можно подчеркнуть личностные цели учеников, то есть они задействованы в учебном процессе, в большей степени, ради получения хорошей оценки или попросту из-за того, что при невыполнении каких-либо заданий их ждут неприятности. Таким образом, важнейшей миссией учителя иностранного языка является поддержание интереса к предмету у учащихся.
Подростковый возраст обусловлен резким моральным и физическим развитием, расширением круга увлечений, стремлением к соперничеству, инициативностью. Поэтому на данном этапе обучения иностранному языку целесообразно использовать такие игры, как интеллектуальные, спортивные, подвижные, творческие, сюжетно-ролевые. Отличием этих игр от общепринятых является наличие такого составляющего, как соперничество, которое побуждает учеников к участию в игре. Такие виды игровой деятельности предпочтительно проводить в классах, где у большинства учеников низкий уровень заинтересованности к предмету.
Использование ролевых игр в старшем школьном звене помогает повысить плодотворность учебного процесса. Здесь игры направлены на самоутверждение, ориентированы на речевую деятельность, общение. Как отмечает методист Н.И. Гез, «ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи, если она является связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Цель ролевой игры — сконцентрировать внимание участников на коммуникативном использовании единиц языка».
Но при планировании уроков и подборе к ним различных игр необходимо не только учитывать возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях — опору на родной язык.
Что касается роли учителя в ходе игровой деятельности, то он должен не только управлять учебной деятельностью, но и иногда тоже принимать участие в игре. Вместе с тем, его роль не должна быть главной, иначе игра снова обернется в обычную работу под управлением учителя. Также под его руководство входит процесс общения: он помогает ученикам, объясняет, корректирует. Но исправлять ошибки следует незаметно для учащихся, записывая их, и затем рассмотреть с учениками наиболее распространенные из них. При обсуждении и оценке результатов проделанной работы учителю желательно проявить тактичность, так как неблагоприятные оценки могут привести к снижению интереса и активности учеников.
При использовании ролевой игры на занятиях внимание учителя должно быть сконцентрировано на практике и развитии речевых знаний, умений и навыков ученика, причем, не только говорящий, но и слушающий должен быть максимально активным, потому что он должен понять речь говорящего на слух, запомнить ее, сопоставить ее с ситуацией. Игры позитивно воздействуют на формирование познавательных интересов учащихся, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Проведение ролевых игр на уроках иностранного языка можно соотнести с реалиями современной жизни, следовательно, игра подготавливает учащихся к повседневному общению в иноязычной среде. Основываясь на коммуникативном принципе, ролевые игры гармонично включаются в работу урока иностранного языка и, помимо этого, учащиеся испытывают ощущения удовольствия и радости, так как игры проходят в дружелюбной, креативной обстановке. Если ученик будет чувствовать себя свободно и непринужденно, то и вести он себя будет соответственно. Таким образом, применяя и совершенствуя на практике речевые умения и навыки.
Основные требования к ролевым играм:
- Абсолютно все учащиеся класса должны одобрить такой вид проведения урока;
- Игра должна мотивировать учеников, вызывать у них интерес и желание к обучению;
- Учитель должен хорошенько подготовиться к проведению ролевой игры. Немаловажно, чтобы учащиеся поверили, что им необходимо правильно сыграть свою роль. Только при этом условии их речь будет естественной и убедительной.
- Она непременно проводится в дружелюбной, креативной обстановке.
- Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.
- Безусловно, сам учитель должен верить в результативность и эффективность ролевой игры. Только при этом условии он сможет достичь успеха.
- Важное значение обретает мастерство учителя налаживать контакт с учениками, так как благоприятная атмосфера на занятии имеет большую ценность.
Я убедилась в том, что одним из основных стимулов к изучению иностранного языка является игра при прохождении учебной практики в Назарбаев Интеллектуальной Школе. Посещая уроки английского языка, я заметила, что учитель данного предмета применял ролевые игры в конце почти каждого урока. По словам учителя, он включает игры именно в конце урока, для того, чтобы ученики смогли отточить приобретенные знания. В результате я обнаружила такую закономерность: урок начинается либо с объяснения какой-либо грамматической или лексической темы, либо с проверки домашнего задания; затем ученики закрепляют новый материал, выполняя упражнения по данной теме. Эту часть урока я бы охарактеризовала монотонной, которая включает лишь один вид деятельности и, в принципе, никоим образом не помогает понять учащимся, что изучение английского языка очень увлекательно. А в той части урока, где применяются ролевые игры, можно было заметить, что ученики с большим интересом включаются в нее, преодолевают скованность, стеснение, тревожность, и абсолютно все хотят принять участие. Также я провела небольшой опрос у учеников 8 класса по поводу того, какое занятие им нравится больше: с использованием ролевых игр или без. Все ученики ответили, что хотели бы на каждом уроке проводить ролевые игры.
Конечно, такой вид занятий помогает овладеть материалом в занимательной форме, развивает внимание, память, сообразительность, повышает интерес к обучению, но я думаю, не стоит переусердствовать с их применением. Должен быть баланс ролевых игр с другими методами обучения иностранному языку, иначе они перестанут быть эффективными.
Таким образом, ролевая игра — это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. При решении игровых задач речевая активность идет наряду с мыслительной и эмоциональной: в игре нужно практически моментально принять решение, проявить изобретательность, сообразительность, воображение, исполнить роль. В процессе игры ученики постоянно пребывают в состоянии «речевой готовности», внимательно слушают учителя и других участников игры; сама игра не порождает в них чувства утомления и скуки. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хорошее усвоение языкового материала.
Список литературы:
- Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. — 1987. — № 4. — С. 4.
- Гладилина И.П. Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 3. — С. 20.
- Дворник М.В. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. — 1980. — № 6. — С. 36.
- Кашина Е.Г. Ролевые и лингвистические игры. — Самара: Изд-во СамГПУ, 1992. — С. 5.
- Лейзингер Ф. Элементы преподавания новых языков // Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом. — М.: Просвещение, 1978. — С. 164.